Исследование Андрея Белого о ритме в стихах

 
Исследование Андрея Белого по русской поэтике. 
Четыре группы русских поэтов по системе А.Белого.

Андрей Белый
Автор: Мочульский К.В.
ГЛАВА ПЯТАЯ. (1909–1912)
-----------------

Отсюда:http://17v-euro-lit.niv.ru/foto/author/13/belyj.htm
Взято изображение к этой статье.
Это известный портрет Андрея Белого, написанный Львом Бакстом.
А рядом в коллаже - автограф А.Белого. Глядя на почерк его, я бы тоже преподала маленький урок:никогда не пишите так, ниспадающими строками, что верный признак депрессии и меланхолии, пессимизма. Писать, даже принудительно, -следует ровно, прямыми строками.


Выписки. По прочтении.
Насколько длинные цитаты? Я сократила сколько могла, без ущерба смысла. В сокращенном -остались, читайте сами найдя книгу Мочульского и теоретические статьи Андрея Белого - также метрические схемы стихов, кому интересно, см.Библиотека Куб. Мочульский. Андрей Белый, читатьонлайн, скачать. Я читала онлайн.
Фото:Андрей Белый(Б.Н.Бугаев). 1930-е.

 Цитаты из книги Мочульского о А.Белом: Это настолько интересно,что варварством было бы вырвать из конткста из-за длины цитирования такие куски текста, см.ниже. Вам предлагается кастальский ключ поэзии, тайна постигнутая аналитически-сильным интеллектом Андрея Белого(недаром же сын декана математического отделения МГУ известнейшего математика и философа Н.Бугаева и сам тоже по образованию естественник, и по математике и философии тоже писал изрядно, А.Белый.

 Великим поэтом Мочульский А.Белого не считает, и это наверное справедливо,в другой разразберем стихи А.Б., их сильные и слабые стороны, но называет его искусным версификатором, могущим писать в любых стилях, ну и конечно же:выдающимся исследователем русской поэтики его признавали все, даже разругавший его в статье "Андрей Белый" - Лев Троцкий(сборник "Литература и революция"). Надолго оценка Троцкого определяла отношение в советском литературоведении(без упоминания Троцкого) ко многим, в том числе А. Белому, а меж тем она несправедлива и колюча.

Что ж, прочтем эти строчки ниже, не раз и не два. Понять метод и открытия А.Б. в вселенной словесности.

28 января 2024г.

----------------------------------------------
Цитатаиз книги К.Мочульский. "Андрей Белый":

"В системе Белого неокантианский идеализм доведен до крайнего предела. Вне
творческого духа— мир есть хаос; сознание («переживание») творит действительность, организует ее по категориям должного, истинного и ценного.(...)


Дерзновенным чаяниям поэта не суждено было оправдаться. Но в поспешных синтезах
Белого, этого «слишком раннего предтечи слишком медленной весны» (слова
Мережковского), были проблески гениальности. Утверждение примата творчества над
познанием, определение символа как «индивидуального образа переживания» и как единства формы и содержания, раскрытие религиозной основы искусства и заявление, что конечная цель его есть преображение мира, — все эти мысли навсегда вошли в русское эстетическое сознание.


 Теория символизма не была построена, ибо «религиозное исповедание» не
«строится». И все же Белый проложил путь к будущей «теории искусства».
За циклом статей теоретических идет ряд статей, посвященных экспериментальному
изучению ритма. Здесь Белый— поистине открыватель новых земель и учитель блестящей плеяды молодых исследователей. Его — во многом еще несовершенные— опыты
формального анализа стихов создали целую школу так называемых «формалистов». Он
вызвал к жизни «науку о стихе», изучение русской метрики, ритмики, звуковой оркестровки, эйдологии тематики, композиции. Русская «поэтика» — самая молодая из всех филологических наук— обязана ему своим рождением.

В статье «Лирика и эксперимент» Белый утверждает, что эстетика вполне возможна как точная наука: ее матерьял — форма художественного произведения. Возьмем для примера «Смерть крестьянина» Некрасова. Это стихотворение можно изучать с точки зрения 1)длины слов, 2) симметрии слов, 3) расположения глаголов, существительных и прилагательных, 4) сочетания гласных и 5) ритмики.


Ритм— основа поэзии, самая важная и наименее исследованная область эстетики.
Автор определяет ритм отрицательно, как совокупность отступлений от метра. Например, в четырехстопном ямбе, по метрической схеме, должно быть четыре ударных слога.

Мой дядя, самых честных правил.

Но в поэтической практике мы постоянно встречаемся с пропуском одного или даже
двух ударений.
(...)


В результате своих исследований автор приходит к выводу: чем больше в данном
стихотворении отступлений от метра, тем оно ритмичнее; ритм обратно пропорционален метру. На основании найденных им фигур он устанавливает четыре ритмических категории для русских поэтов.


В первую по богатству ритма категорию попадают: Тютчев, Жуковский, Пушкин,
Лермонтов, Баратынский и Фет; во вторую — Языков, Полонский, Каролина Павлова. К
третьей относятся Некрасов и поэты XVIII века; наконец, в самую ритмически бедную
четвертую категорию помещаются Майков, Случевский, А. Толстой и Бенедиктов.
Автор заканчивает свою работу важными методологическими указаниями: «Уклонения
от метра должны быть описаны, изучены, систематизированы; учение о таких уклонениях легло бы в основу учения о ритме русского стиха; законы уклонений были бы законами поэтических ритмов, законы поэтических ритмов далее следует сопоставить с законами ритмов музыкальных».



В следующей статье: «Опыт характеристики русского четырехстопного ямба» — автор,
продолжая чертить фигуры и делая подсчеты, уточняет попутно свою терминологию. Он
определяет ритм как «некоторое единство в сумме отступлений от данной метрической
формы», а пропуски ударений предпочитает называть ускорениями. Так, про строку
; —; / ; ; / ; — / ; —; /

Взрывая возмутить ключи

следует сказать, что она несет ускорение на второй стопе.
Падение ускорений на второй стопе мы впервые наблюдаем у Батюшкова; у
Жуковского замечается впервые сравнительное обилие ускорений на первой и третьей стопе.

Это позволяет исследователю сделать важный вывод. «Не Пушкин, — заявляет он, — а
Жуковский и Батюшков — реформаторы русского четырехстопного ямба. Пушкин лишь
нормирует эти границы для всей последующей эпохи».
Статья «Сравнительная морфология ритма русских лириков в ямбическом диметре»
посвящена первой в русской литературе попытке ритмической характеристики русских
поэтов, начиная с Пушкина и кончая символистами. Очень интересны выводы, касающиеся современной поэзии.

 «Во всех почти рубриках, — пишет автор, — Блок ритмичнее В.
Иванова, Иванов же ритмичнее Брюсова. Самым богатым по сумме совпадений с лучшими
ритмиками является Блок, потом Сологуб, потом В. Иванов, потом Брюсов, потом Городецкий. У модернистов не наблюдается ни революции ритма, ни резко выраженной
эволюции. У Сологуба и Блока ритм пробуждается от пушкиноподобной версификаторской гладкости наследия Майкова и Ал. Толстого к подлинному ритмическому дыханию…Брюсов в лучших строках своего ритма соприкасается с Жуковским; Блок является в ритме ямба своеобразной комбинацией Павловой с Лермонтовым; ямб Сологуба есть возобновление ритмов Лермонтова, Фета и Баратынского».

Следующая статья озаглавлена: «„Не пой, красавица, при мне“ А. С. Пушкина (опыт
описания)». Белый дает примерный анализ художественной формы стихотворения. Это
замечательное исследование имело огромное методологическое значение: оно открыло глаза современников на проблему формы художественного произведения.
 
Выбранное им стихотворение Пушкина автор изучает с точки зрения метра, ритма,
словесной инструментовки, архитектоники и описательных форм речи (эпитеты, метафоры,метонимии). Увлеченный своим методом, Белый в заключительных словах статьи впадает в крайний, ничем не оправданный формализм. Его подражатели и последователи пойдут еще дальше по этому опасному пути.


...
 После шумного выступления и бесславного исчезновения «формалистов» (С. Бобров, Брик, Шкловский) появилась школа серьезных ученых, разрабатывающих вопросы русской поэтики (В. Жирмунский, Ю. Тынянов, В.Виноградов, Б. Томашевский, Л. Якубинский, А. Слонимский и другие). На сотую годовщину со дня рождения Гоголя Белый откликнулся блестящей статьей («Гоголь»).

Конец цитаты.
 
А в нижеследующих ссылках осмелюсь предложить читателю свои публикации по именам русской поэзии,о которых у А.Белого в его исследовании и открытиях.
 
http://proza.ru/2021/12/31/184

Мы современницы, графиня... О русских поэтессах

 Две русские поэтессы золотого века  русской  поэзии. Графиня  Евдокия  Растопчина и  Каролина Павлова, о которых в системе А.Белого см выше.

О Николае Языкове,которыйу А.Белого в системе лучших русских поэтов-ритмистов:
http://proza.ru/2023/09/09/1488
Николай Языков. Кастальский ключ поэзии Ч. 4
(остальные ссылки внутри см там).

Пушкин завидовал Языковуи считал, что Языков владет "кастальским ключом поэзии", тайной прекраснейших стихов, может быть система исследования А.Белого прояснит этот вопрос? Вот и у Белого реформаторами русской поэзии, вообще словесности, -  является не Пушкин, он лишь закрепил результаты, - а Жуковский и Батюшков.
 
http://proza.ru/2023/10/08/166
Переведём К. Батюшкова в первостепенные поэты.

 http://proza.ru/2022/09/20/1587
Моя пушкиниана и поэты пушкинской поры(25 эссе и статей с иллюстрациями).


О самом Андрее Белом у меня см.:

http://proza.ru/2022/09/17/1524
Об Андрее Белом

http://proza.ru/2023/11/21/1898
Письма А. Белого А. Блоку. Как мало нужно человеку
 
http://proza.ru/2022/02/14/1232
Книжная полка. В. Демин. Андрей Белый

http://proza.ru/2024/01/26/1424
Книга К. Мочульского об Андрее Белом

http://proza.ru/2024/01/28/1707
Исследование Андрея Белого о ритме в стихах

http://proza.ru/2021/12/31/174
Турнир. Золото в лазури Андрея Белого и моя версия

 http://proza.ru/2022/09/20/1587
Моя пушкиниана и поэты пушкинской поры(25 эссе и статей с иллюстрациями)
 
http://proza.ru/2021/09/23/1472
Как я написала стихи по-лермонтовски
 
http://proza.ru/2015/03/22/208
Пион Мирры Лохвицкой. Печать Серебряного века.(со ссылкой на большую статью о М.Л.)

Вот, на мой взгляд и слух - образец совершенной ритмики в стихах. "Пион" и другие стихи королевы русской поэзии, недолго, но был у нее такой титул, забытой надолго Мирры Лохвицкой.

 28.01.2024 20:14

https://zera-cherkesov.livejournal.com/607315.html


Рецензии