Глава 555. Овчинников. Андрей Рублев

Вячеслав Александрович Овчинников
«Андрей Рублев»
Музыка к кинофильму
Full Official Soundtrack

musikus: Хотел бы сказать несколько слов по поводу творчества Вячеслава Овчинникова. Композитор этот незаслуженно забыт, а между тем музыка его обладает каким-то совершенно изумительным интонационным свойством. Свойством пронзительного воздействия. Прежде всего, это — киномузыка, конечно (хотя, к примеру, Первая его симфония великолепно скроена). Но вот киномузыка... Саундтрек к «Андрею Рублеву» как бы скромен, хотя почерк Овчинникова и там хорошо виден, особенно в таких сценах как Купала (Тарковский вообще был предельно сдержан на использование музыки). Музыка к «Войне и миру» хороша, но это еще не тот Овчинников, о котором я хотел бы сказать. Есть другие примеры. Я не знаю ничего подобного музыке в лирических сценах «Иванова детства», «Дворянского гнезда» или, например, музыки вступления к «Степи». В одном только этом совершенно изумительном по выразительности вступлении к фильму — уже вся идея, весь пафос чеховской повести. Такое впечатление, что дальше и показывать-то нечего, все и так ясно. Ясно до болезненной восторженности.
Отвлеченная музыка Овчинникова — другая. Его сюиты, надо сказать, блестяще сделаны в смысле оркестрового письма (напоминающего такие опусы как симфонический цикл «Образов» Дебюсси, особенно «Жиги» и «Весенние хороводы»), но как бы поверхностны. Создается впечатление, что композитору не хватает в этих случаях смысловой основы, которую кино и режиссер картины обусловливают по определению. Тем не менее, музыка Овчинникова — удивительное явление, в чем-то перекрывающее достижения многих хваленых и модных авторов. В ней есть (в кино) есть какая-то тайна...

balaklava: Трудно представить себе шедевр Тарковского без этой музыки Овчинникова. Как органично она вписалась в кинополотно. Таинственный проникновенный вокализ, имитация звуков природы, среди которых слышится шум ветра, раскаты грома далеко на горизонте, даже жужжание мух в знойный летний день, и, конечно же, одинокий колокольный звон, растворяющийся в бесконечности...

musikus: Для меня «Андрей Рублев» — величайший фильм в абсолютном мировом зачете. Музыки Овчинникова там не мало, но она не выпирает, фактически — только фонирует, даже в таких сценах как Купала. Особое восхищение у меня вызвает музыка к «Иванову детству» (финал), к «Дворянскому гнезду» Кончаловского и к «Степи» Бондарчука.

ArgusPanoptes: В сцене с Христом — совершенно гениальный фрагмент, на мой слух, лучшее из всего известного мне творчества Овчинникова (включая музыку не для кино).

musikus: Вообще, бывало, что слышишь только фонограмму, и сразу восстает весь гениальный фильм, настолько в нем все едино — и визуально и фонетически. Там ведь зачастую и музыки-то, вроде, нет. В первой новелле, к примеру, с летуном, только одну ноту тянет фагот, кажется, и отрывочные слова: «Господи, успеть бы». И это потрясающе, слышишь, и аж трясет всего.
 


Рецензии