Скифы в Европе начала I тысячелетия

    Скифские царства называют в числе первых в длинной череде кочевых государств и политий материковой Евразии, которые в большей или меньшей степени обладали одной политической культурой и образом жизни. Культура евразийских кочевников имела поразительные сходства между собой от Саяно-Алтая и Орхона до Кавказа и Северного Причерноморья. Скифская триада объединяла все скифские племена: оружие, конское снаряжение и звериный (скифо-сибирский) стиль в искусстве. Археологические исследования показали, что впервые они появились в предгорьях Саяно-Алтая, в Южной Сибири и распространились по всей материковой Евразии. Кочевые миграции, как правило, распространялись с востока на запад, реже - на юг и восток. Anatoly Khazanov подчеркивает, что сходство древних кочевых культур Евразии проистекает не столько из места происхождения, сколько из общего образа жизни (1). Некоторые ученые сходятся в том, что с этнической, языковой и культурной точек зрения и древние киммерийцы были тесно связаны со скифами, в том числе указывая на их происхождение из центра Азии.
     VII – VI вв. до н.э. были периодом наибольшей активности скифской экспансии. После вторжения в Малую Азию они вторгаются в Восточную и Центральную Европу. Возникает Скифское царство, просуществовавшее около трех столетий. Постепенно кочевники переходили к оседлому образу жизни, возникали города; скифы растворялись в более многочисленных оседлых, земледельческих народах. В том числе переходя на языки завоеванных ими народов (2).
    Что вызывает вопросы?
    Прослеживается достаточно стройная историческая линия в череде степных кочевых государств и обществ, но есть проблема вокруг которой «ломают копья» ученые по сей день. Многими авторами признается, что кочевая степь, начиная от хуннов Центральной Азии в III в. до н.э. и европейских гуннов IV – V вв. н.э., была тюркоязычной (Ширатори, 1900; Бенцинг, 1959; Тенишев, 1997; Шениг, 1997; Прицак, 1982; Дыбо, 2007; Янхунен, 2010; Savelyev A., Choongwon J., 2018). На тюркском говорили в Тюркских каганатах VI – VIII вв. и в Золотой Орде.  С распадом Золотой Орды государственным языком на постордынском пространстве становится русский. Все здесь кажется понятным в истории Евразии, непонятно лишь то, почему скифов называют «ираноязычными»? Как, когда и по какой причине произошел переход с иранского на тюркский неизвестно. Да и «был ли мальчик»? Предположений, как со стороны иранистов, так и тюркологов достаточно, хотя в публикациях стало заметно преобладание тех, кто склоняется в пользу тюркоязычия и древних скифов.
    За и против
    Ранее считалось, что первое Скифское царство возникло во второй половине VII в. до н.э. где-то в Закавказье. А если быть точнее, оттуда скифы вторглись в Малую Азию. Большинство ученых в своих работах опираются на знаменитое произведение Геродота. По Геродоту зарождение скифских племён происходит примерно в середине II тыс. до н.э., т. е. 3500 лет назад:
«…Так рассказывают скифы о происхождении своего народа. Они думают, впрочем, что со времени первого царя Таргитая до вторжения в их землю Дария прошло как раз 1000 лет». 
    Геродот называл скифов народом моложе всех, кочевые племена которых обитали в Азии: «Массагеты стали давить их с востока, скифы перешли Аракс и пришли в киммерийскую землю,  вытеснив оттуда последних» (3).
    Из Авестийских сказаний известно, что родоначальником туранцев был Тура – сын Йимы, легендарного царя Арйан Вэджа (Вайджа). Туранцы противопоставлялись иранцам не только как кочевники оседлым земледельцам и пастухам, но и по внутреннему строю.   На основе отдельных имен и названий в древних источниках ученые связали историю скифов с иранцами, а лингвисты нашли некую общность их языков.
     Тогда как китайские источники, повествующие о древнем государстве IV в. до н.э. «Динлин-го» в центре Азии, свидетельствуют о светловолосых (рыжих), голубоглазых (зеленоглазых) кочевниках динлинах. В них нет признаков отождествления динлинов с персами, в том числе и по языку. Если бы таковые имелись, о них непременно было б указано, так как с персами древние китайцы были знакомы.
     С 1925 г. и до середины прошлого столетия исследованием алтайских курганов занимались учёные С.И. Руденко и М.П. Грязнов. Их находки в курганах урочища Пазырык получили мировую известность. Исследования захоронений позволило выделить целую культуру V – IV вв. до н.э. названную «пазырыкской». Изучено пять курганов, в которых хоронили представителей племенной знати. Сохранившиеся предметы быта, конская сбруя, сёдла из резного дерева с богатой меховой и войлочной отделкой, кнуты с резными рукоятками, китайские шелка, ковёр, фрагменты повозок дают представления о жизни людей на Алтае 2500 лет назад.
    В начале XXI в. российско-германская экспедиция в Республике Тыва под руководством Константина Владимировича Чугунова, открыла миру бесценные шедевры, некогда принадлежавшие властителям степей. Обнаруженные сооружения в Пий-Хемском районе под названием «Аржаан-2» представляют сложный комплекс с курганом диаметром 80 м. Самой большой неожиданностью стала находка основного «царского» захоронения, которое осталось нетронутым благодаря расположению.
    Сходство кочевых культур
    Основные черты социально-политической и экономической организации кочевников были весьма схожи и стабильны. По мнению A. Khazanov,  их политическая культура претерпела существенные изменения только после того, как культурное пространство евразийских степей было раздроблено распространением различных мировых религий, особенно после того, как большинство кочевников приняли ислам, а монголы на востоке обратились в буддизм (1).
    Появление скифского звериного стиля в европейском искусстве
    Загадки возникновения скифского звериного стиля в ювелирном искусстве Западной Европы начала – середины I тыс. остаются не решенной проблемой европейских историков. Было это как-то связано с искусством нахлынувших степняков из материковой Евразии, это чисто германское явление или это изменение вкусов римского общества?
    Большинство историков указывают на то, что изменения коснулись, прежде всего, ювелирных изделий из серебра и золота. В основном спор идет вокруг появления анималистического, наполненного жизнью, динамикой декора скифского типа, которого не было прежде в римском искусстве. С необычайной быстротой развивалась перегородчатая техника с эмалью, оправами для ярких драгоценных камней, филигрань и зернение на золотых изделиях. Вначале были относительно простые анималистические сюжеты в изделиях, которые в конце VI в.  сменяются сложными узорами, где животные переплетаются с растительным орнаментом до фантастических сюжетов. 
    Таким образом, в Европе появляются технологии ювелирного искусства подобные тем, что много раньше возникли у скифов Саяно-Алтая. А предположение о происхождении слов barbaricum opus - «златокузнечество», barbaricanrius - «золотильщик, ткач по золотой нити», как производных от слова «варвар» (barbar), еще более приводят к мысли, что степные варвары времен великого переселения народов имеют отношение к изменениям стиля европейского искусства. Эра нашествий совпала с новой эстетикой, которая на три-четыре века воцарилась на развалинах греко-римского классического искусства (4).    
     Обычаи от скифских времен с удивительной точностью воспроизводились кочевниками материковой Азии во времени. Например, изготовление сосудов для питья из черепа врага идентичны у скифов, гуннов, тюрок вплоть до эпохи Золотой Орды. Священная чаша, описанная еще Геродотом, крепилась к поясу кочевника от скифских до монгольских времен. Показательна в этом отношении средневековая скульптура степных кочевников, памятники которых находят от Орхона до Северного Причерноморья. В них неизменно присутствуют священные чаши в руках, скрещенных на груди или животе.
    Изменения в ружейном деле и в металлургии Европы
    С приходом гуннов в Европу стало очевидным техническое превосходство варваров в ружейном деле и металлургии, в сравнении с таковыми у римлян. Впервые это показала археологическая школа последователей Э. Салина и А. Франс-Ланора. Оказалось, варвары совершенствовали технологии в области изготовления сплавов, закалки, ковки, сварки. Изобрели особую сталь, качество которой оставалось непревзойденным до XIX века! Археологи обнаружили поистине фантастические, для того времени, клинки из стальных полос, наклеенных одна на другую и приваренных к железному сердечнику. Кроме необычайной остроты и малой толщины лезвий, клинки обладали сверхупругостью на изгиб. Такое возможно лишь при использовании высококачественной стали. Ни чего подобного не могли производить римские ремесленники (4).
    Имел значение и меньший вес мечей варваров, в сравнении с римскими, что позволяло воинам, менее уставая долго сохранять боеспособность. О сложносоставных луках гуннов, как самых эффективных в дальнем бою и вовсе говорить не приходится.
    При всем при том, большинство западных историков привычно указывают на Ближний восток или Персию, как на источники новшеств, появившихся в Европе середины I тыс. Конечно, откуда же еще взяться тому, чего нет в Европе?! Вот только о серьезной металлургии в Персии и на Ближнем востоке тех времен, сведений нет. Тогда как российские ученые находят все больше подтверждений развития металлургического производства на Урале, в предгорьях Саяно-Алтая. Причем, металлургические центры на Урале и на Алтае имели очень древние традиции, в том числе Аркаим.
    Металлургическое производство в Сибири и Саяно-Алтае
    Археологи Томского Государственного университета получили данные радиоуглеродного датирования железоплавильных печей III–IV вв. н.э., обнаруженных на Алтае, которые не имели аналогов в Евразии. Боевое оружие на Алтае изготовлялось уже преимущественно из железа. Были созданы печи-крицы, способные поддерживать высокую температуру для плавления железа. Археологические исследования в Восточной Сибири свидетельствуют о применение хуннами принципа специализированных поселений, объединяющих людей по роду занятий – отдельно земледельцев, скотоводов, кузнецов-ювелиров, кузнецов-оружейников. Показателен в этом отношении древний город гуннов, обнаруженный в пригороде г. Улан-Уде. Там, среди прочего, найден железный сошник для сохи!
    Видимо не случайно основатель Тюркского каганата в VI веке, хан Тумынь назывался «плавильщиком», который до своего возвышения платил аварам дань железом. Впоследствии авары были им разгромлены и мигрировали на запад, вслед за хуннами. Правда были еще хунны-эфталиты, захватившие в V в. всю Среднюю Азию и Афганистан.
    Это, пожалуй, есть ответ на вопрос, откуда появились ювелирные изделия в скифо-сибирском зверином стиле и ружейные новшества в Европе середины I тыс.

Литература:
1. Khazanov А.М. The Scythians and Their Neighbors // https://doi.org/10.1515/9780824847890-006
2. Ахматнуров С. Кочевники Евразии: от ариев до Золотой Орды. М.: Родина, 2019. С. 48 - 68 
3. Геродот. История в девяти книгах. Кн. 4. Мельпомена / Перевод с греческого Ф. Г. Мищенко. М., 1888. Режим доступа: 
4. Мюссе Л. Варварские нашествия на Европу: германский натиск; пер. с фр. А.П. Саниной. СПб.: Евразия, 2008. С. 250 - 254.

В качестве иллюстрации. Модель котла на конусообразной ножке (священная чаша), как символ кочевника из царского кургана Аржаан-2. Золото. Литье, резьба, пайка, плетение. Середина I тыс. до н.э. Национальный музей Республики Тыва им. Алдан Маадыра. Фото М.Чооду. 


Рецензии