Народный календарь 15 - 21 января

15 января. Сильвестр.
  Куриный день — куриный праздник. И если на «куриный  праздник Кузьмы и Демьяна» (14 ноября) куриному «населению» рубили головы, то 15 января его обихаживают: чистят курятники, ладят насесты, окуривают стены, защищают от нечистой силы: вывешивают «куриного бога», «Куриный бог» представляет собой камень с отверстием или горшок, кувшин без дна. Помещают его над нашестом на шесте: чтобы «бог» был «над» паствой. Все это делалось для того, чтобы куры хорошо неслись и были целы.
В этот же день заговаривали лихоманку-трясею, то есть лихорадку.
  16 января. Пророк Малахия.
  И снова — нечисть. Как с цепи сорвалась! Святки — страшные вечера...
В этот день лечили припадочных, скаженных (испорченных), чаще всего кликуш, женщин невротического характера, страдающих эпилепсией. Считалось, что в день Малахия можно из кликуш выгнать нечистую силу. Да вот беда: лихоманка да нечисть может переселиться в скотину. Не зря же именно в этот день «ведьмы задаивают коров до смерти», чтобы угощать молоком нечистую силу. Вот и обращается хозяйка к домовому, просит у него защиты: «Дедушко-доможирушко, пои мою скотинушку. Пои да корми, да гладко води».

 18 января. Крещенский вечер. Канун Богоявления. Крещенский сочельник.
 В этот день строго соблюдался пост, пищу не принимали до вечерней звезды, как и в Рождественский сочельник. На вечерней службе в церкви освящали воду, приносили ее домой, окропляли ею избу, людей, скотный двор, животных, погреба. На дверях, стенах, притолоках рисовали мелом кресты. Все эти действия должны были помочь в сохранении здоровья людей и скота, оберегали от нечистой силы.
  Некоторые женщины при освящении воды в церкви ставили рядом с сосудом свечи, перевязанные нитками или лентами. Затем брали их домой и хранили до родов. Во время родов зажигали их перед иконами.
  Собирали крещенский снег для отбеливания холстов и от недугов.

  19 января. Крещение Господне. Богоявление. Иордань.
  Если вчера святили воду в храмах, то сегодня — в водоёмах. Водосвятие. На реке или водоёме делалась прорубь — Иордань (по имени реки, в которой был крещён Иисус Христос). Торжественный крестный ход двигался к Иордани, служился молебен, священник опускал в прорубь три раза крест, и вода в реке становилась освящённой. Люди умывались ею, а некоторые храбрецы и купались в ледяной купели. Воду из проруби брали с собою и хранили весь год. Полагали, что она обладает целебной силой.
  В некоторых областях России в этот день около Иордани или на берегу устраивались смотрины наряженных девушек: с завтрашнего дня начинались свадебные дни до самой Масленницы.
  Наступали крещенские морозы.
      Трещат крещенские морозы. Люди обсуждают
    вчерашнее водосвятие и смотр невест.
    Когда-то давно смотры проводились
    повсеместно, а в  конце 19-го века только в
     глубине    патриархальной России, где браки
     устраивались по выбору родителей.
       Кроме смотрин у Иордани они происходят и   в церкви во время литургии, и на городской площади, где катаются матери с дочками. Парни стоят стеной, наблюдают. Невесты наряжены в лучшие платья, разрумянены. Каждая из них старается приглянуться, понравиться, а потому выставляет напоказ и подчёркивает свои достоинства. Славят себя. Потому и прозывались они «славушницами». Между «славушницами» прохаживаются дозревшие женихи с родителями. Выбирают суженую. А на девках-то кроме нижней рубахи еще четыре-пять разукрашенных, да сарафан, да три-четыре передника — всё это               шито-вышито. На всё это великолепие надевалась овчинная шубка, опушённая мехом. Вот какие мы богатые! 
Матери  женихов  без  стеснения  поднимают  «славушницам»  полы  шуб, изучают  передники  и  рубашки,  вплоть  до  нижней.  А   как  же!  Надо   видеть  умение  «славушницы»  ткать,  шить,  вышивать, надо  знать  её материальное  обеспечение.  Мало того, берут девиц за руки (а те обязательно  без рукавиц, с голыми ладошками стоят) — не холодны ли? Ведь  даже,  если  претендентка  подходит  по  всем качествам, а руки холодны — не возьмут  зябкую. Зябкая  не годится для  трудной  работы, особенно  крестьянской.
  20 января. Иоанн Предтеча.
  Обсуждают вчерашние события. Снаряжают сватов те женихи, которые сделали свой выбор и приняли решение. Варят пиво. Свахи - нарасхват. Теперь до самой Масленицы не остановятся свадебные санные поезда.
  Начало зимнего мясоеда, время, когда можно есть всё и, естественно, любое мясо.
  Кончились гадания, начались страдания.
  Полку  России  прибывает: пошли  дети весенне-летнего призыва, задуманные  родителями  до летней страды. Как просто и мудро регулировали  посты  появление  осенних  и зимних младенцев. Как естествен  и  целесообразен  цикл:  сначала  рожает земля, затем - люди, после них - домашняя скотина,  и  - новый посев семени.

  21 января. Емельян.
  И до Емельяна и после, да почти круглый год, крестили на Руси младенцев. Обычно на восьмой день после рождения. Иногда - в сороковой. Крестили обычно в церкви. Священник возлагал на шеи восприемников (крёстному отцу и крёстной матери - из родственников) белые платки и связывал
концы их. По окончании обряда платки снимались и оставались в церкви.
Священник окунал младенца три раза в купель (в воду), нарекал именем того или иного святого этого дня, дня крещения, и передавал в руки крестных.
  И вот на Емельяна угощают кума с кумой (крёстных), полагая, что это приносит здоровье детям. Кум и кума приносят в подарок брусок мыла и полотенце. Вручают их родителям и при этом говорят: «Вот тебе, кума, мыльце да белое белильцо для крестника».
  При первом же купании ребенка пользовались этим мылом. Окатывая водой малыша, говорили: «Царь морской, да царь двинской, да царь пинежский, дай воды на живот, на здравие раба божия Ивана (имя ребенка), на чистоту его, на красоту его». Или же: «С гуся вода, с Иванушки худоба!"
  Я поздравляю именинников суровых крещенских морозов.
17 января.  Афанасий.
18 января. Григорий, Гордей.
20 января. Иван.
21 января. Георгий (Егор, Юрий), Григорий, Емельян.

  Тепла вам и праздника!


Рецензии