Синтетическая философия. Душа
Душа, тело и принцип дополнительности
Образ человека, как исключительно биологической машины, ошибочен. При некоторых обстоятельствах, человек действует, как независимое от тела поле сознания. Эта ситуация очень похожа на ту, с которой столкнулась современная физика при изучении субатомных процессов: парадокс волны-частицы. Согласно «принципу дополнительности», предложенному Нильсом Бором, для исчерпывающего описания света и субатомных частиц нужно рассматривать «волновую картину» и «картину частицы», как два взаимодополняющих и равно необходимых аспекта одной реальности. Обе реальности верны лишь отчасти, и каждая имеет ограниченную применимость. С каким из двух аспектов столкнется экспериментатор, зависит от него самого и от организации эксперимента. Принцип дополнительности относится к явлениям субатомного мира, однако, этот прецедент, наглядно показывает, как могут быть разрешены непреодолимые противоречия.
До конца своих дней Нильс Бор постоянно убеждал ученых коллег из других областей знания — биологов, психологов, языковедов, историков культуры, — что принцип дополнительности может и для них служить путеводной нитью. Он придавал этому принципу общефилософское значение. С течением времени все больше исследователей приходит к признанию его правоты.
Человеческая природа также демонстрирует интересную двойственность. Иногда она сводит человека к его телу и функциям организма. В других случаях она выявляет совершенно иной образ, показывая, что человек бывает независим от собственного тела. Например, в минуты творческих озарений или подвигов самопожертвования, когда человек жертвует жизнью тела или важными материальными ресурсами, ради высокой цели. В таких ситуациях человек действует, как душа, или поле Сознания. Для того, чтобы описать человека всесторонним и исчерпывающим способом мы должны принять парадоксальный факт, что человек есть одновременно и материальный объект, «биологическая машина», и обширное поле Сознания, - «душа».
У человека есть врожденное чувство своей двойственной природы, он инстинктивно различает тело и душу, их единство и борьбу внутри себя. Душа бьется между телом и Миром Духа, который она чувствует и о существовании которого догадывается.
«Душа, – частица Бога, нашедшая приют в теле человека». (Сенека)
Душа то отдается плоти - и живет ощущениями и страстями тела, то вдруг теряется в высоте мысли, забывая о существовании тела до того момента, когда оно властным призывом напомнит о себе.
Оживляющее начало, или Душа, присутствует на всех уровнях природы, хотя на низших уровнях она существует в менее пробужденном состоянии. Чтобы достичь состояния человеческой Души, она должна постепенно развиваться в череде множества существований и перерождений.
Человеку открыта физическая реальность в виде многокрасочного мира ощущений, поставляемых ему органами чувств. Он может также обратить свой взор вглубь себя, туда, откуда проистекает свет сознания. Там верующий со всей очевидной полнотой найдет нечто божественное, художник или ученый – источник творческого вдохновения, атеист обнаружит «подсознание», осознание себя, как личности, своё Я. Это и есть Душа.
Душа человека есть частица великой Мировой Души – Духа; через нее проходит Божественный свет.
Человек состоит из тела, Души и Духа. Тело, как и любая материя, познаётся органами чувств и может быть исследовано и измерено различными приборами. Тело смертно.
Дух - неделимое оживляющее начало, пронизывающее собой всё, в том числе тела и души существ. Это связующая для всех живых «божественная нить».
«Всюду имея руки и ноги, везде имея глаза, головы и уста, ОН пребывает в мире, обнимая всё и проникая везде. Всех чувств изначальный источник, не имеющий органов чувств; не связанный ни с чем и поддерживающий всё; а также не имеющий свойств природы, но пользующийся ими. Он расположен снаружи, а также внутри всех живых существ. Неподвижный, а также непрерывно движущийся. Он вне материального видения, Непознаваемый. Он самый близкий и одновременно невыразимо далекий. Он не разделен среди живых существ, и всё же пребывает порознь в каждом». Он поддерживает жизнь во всех существах, растениях и иных объектах.
Дух невозможно увидеть, услышать, измерить или уловить приборами. «Дух дышит где хочет». Он даёт о себе знать возникающей в сознании гения музыкой или стихами. Иногда Он водит кистью художника или смычком музыканта.
Душа, являясь связующим звеном между Духом и телом, разделяет природу их обоих. Пользуясь природными свойствами тела, душа является причиной восприятия радости и скорби.
При жизни она представляет собой энергетическую оболочку, вероятно, сходную по форме с физическим телом, которое без этого невидимого двойника не имело бы ни жизни, ни движения, ни единства с Духом. Душа неоднородна, и частично смертна.
Свидетельство о публикации №224012800696