Цепные псы самодержавия. Глава 7

                Глава седьмая

 Помощник участкового пристава сотник Поляков оказался болезненно худым мужчиной лет тридцати.
 - Разрешите представиться, Отдельного корпуса жандармов поручик Гурьев! Мой сослуживец штаб-ротмистр Грабовский рекомендовал мне обратиться к вам! Сказал, что только сотник Поляков Александр Георгиевич мне сможет помочь! - выпалил сразу же Михаил.
 - Доброе утро! Доброе утро! - помощник участкового пристава встал из-за стола и протянул руку Гурьеву, - Поляков! Простите за вопрос, а почему вы в пехотном мундире?
 - Пришлось срочно отправляться на новое место службы: в город Ростов на Дону, поэтому ещё не успел его пошить.
 - А откуда, если не секрет, прибыли? - небольшие глаза сотника внимательно изучали Гурьева.
 - Из Петербурга! Несколько дней уже нахожусь в Ростове на Дону.
 - Ясно... Ясно... Присаживайтесь, господин, поручик!  Как здоровье Николая Васильевича? - левая щека сотника вдруг задергалась.
 - Прекрасно! Штаб-ротмистр обещал в начале следующей недели заехать к вам, - передал  Михаил обещание Грабовского.
 - Хорошо! Давно  уже обещал, - тонкие серые губы сотника раздвинулись в лёгкой улыбке. - Вы по какому вопросу, господин поручик?
 - Господин сотник, мне срочно нужна служанка для того, чтобы вести моё холостяцкое хозяйство. Как вы знаете, она должна  являться  абсолютно политически благонадёжной. Вот поэтому я вынужден вас отрывать от дел.
 - Да разве это беспокойство, господин поручик? Абсолютно нет! Сочту за честь оказать  вам эту небольшую любезность! Отправляйтесь сейчас на улицу Никольскую. Это вам следует подняться два квартала. Пройдите по  Никольской и у первого же городового спросите о местонахождении околоточного  надзирателя Пархоменко Ивана Порфирьевича. Он может быть и   на своей квартире, и на улице, и в каком- либо частном доме, беседуя с каким-нибудь дворником... Передайте Пархоменко мой приказ о том, чтобы он немедленно подобрал вам служанку! У него есть хорошие кандидатуры!
 - Благодарю вас, господин сотник! - Гурьев встал из-за стола и подал руку Полякову.

 Пархоменко он нашёл в маленьком флигеле на углу улицы Никольской и переулка Братского, в котором тот квартировал.
 
На стук вышел невысокий мужчина в полицейском кафтане с погонами с широким продольным галуном цвета серебра. Хитрые глаза, свернутый на бок нос и пышные рыжие усы.
 - Вы кого ищите, ваше благородие? - удивлённо произнёс околоточный надзиратель.
 -  Добрый день! - вежливо произнёс Михаил.
 - Добрый! - околоточный ничего не мог понять. - Чем могу служить, господин поручик?
 - Вы Пархоменко?
 - Ну с утра им был! Зачем я вам понадобился? Обокрали, наверное? - было очевидно, что околоточный надзиратель находится в отвратительном настроении.
 - Отдельного корпуса жандармов поручик Гурьев! Сотник Поляков уверил меня, что только вы мне сможете помочь! - Михаил сделал паузу.
 - Значит я угадал, ваше благородие! Обокрали негодяи! Где это произошло? - лицо Пархоменко стало «кислым».
 - Нет! Не угадали! Мне требуется прислуга! - Гурьев смотрел в глаза околоточного надзирателя. «Хитрый тип и скользкий! Глаза и усы - рыжего цвета, как у пса». - Неожиданно подумал Михаил.
 - А-а-а- ... - протянул Пархоменко. - Теперь понятненько! Заходьте в хату! - он открыл дверь.
 
 Небольшая горенка, очевидно, являлась и рабочим кабинетом околоточного надзирателя. На обыкновенном обеденном столе стоял дешёвый медный чернильный прибор, лежала толстая клеёнчатая тетрадь.

 - Садитесь, ваше благородие! - предложил Пархоменко и сразу же устроился в облезлом старинном кресле с полукруглыми подлокотниками. - Слухаю вас, ваше благородие!
 
- Меня зовут Гурьев Михаил Иванович. Несколько дней назад я прибыл в город Ростов на Дону для того, чтобы продолжить службу в окружном жандармском управлении. Нуждаюсь в прислуге: мне нужна чистоплотная, работящая и честная женщина. Нужна срочно! - объяснил Михаил.
 - Таперича я усё понял, ваше благородие! Вы женатый или холостой? - Пархоменко буквально «съедал» Гурьева своими наглыми рыжими  глазами.
 - Холостой! Так вы сможете мне помочь? - Михаил  вздохнул.
 - Отчего не помочь, ваше благородие? Поможем! Никак в одном же ведомстве служим. А вы почему в пехотном мундире? Для маскировки? - околоточный надзиратель даже открыл рот от любопытства.
 - Нет, не для маскировки! Не успел пошить, потому что спешно отбыл к месту службы, - Гурьев почувствовал, что начинает раздражаться.
 - Ну таперича понятно! Говорите, ваше благородие! - Пархоменко склонил набок голову.
 - Что говорить? - не понял Михаил.
 - Как что? - искренне удивился околоточный надзиратель, - женщину какого возраста вы желаете. Блондинку или брунетку? Роста какого? Худую, пышную? А может быть «пампушку»? А?
 - Послушайте, Пархоменко! Мне не важен возраст или цвет волос! Мне нужна порядочная женщина, на которую я смогу оформить справку о её политической благонадёжности.  Я надеюсь, что вы знаете о существовании такого документа? - раздражение у Гурьева росло.
 - А как же, ваше благородие! Не первый год служу! Сделаем! Не беспокойтесь! Вы говорите, что хотите срочно?  - Пархоменко открыл толстую клеёнчатую тетрадь.
 - Вы даже себе и представить не можете, как срочно! Это вам, Пархоменко! - Михаил достал бумажник и вынул из него пятирублёвую ассигнацию. За беспокойство! Прошу принять!
 - Почему же не принять, раз вы просите!?  Благодарствую! - радостно выдохнул Пархоменко и сразу же добавил:
 - Давайте я запишу адрес дома, где вы проживаете. Ваше имя, отчество и фамилию.
 Гурьев, чётко выговаривая слова, ответил.
 - Хорошо! Прислуга с проживанием? - в рыжих глаза околоточного надзирателя появилось выражение сильного любопытства.
 - Конечно же с проживанием! Для прислуги имеется очень приличная комната. Да, у меня ещё одно пожелание, чтобы женщина умела прилично готовить, - вспомнил Гурьев.
 - Дак это самой собой, ваше благородие! Если баба не умеет стряпать, так на что она тогда вообще нужна? - хмыкнул Пархоменко.
 - Я буду вам очень благодарен, если вы сможете мне найти женщину, как можно быстрее! - Гурьев поднялся со стула.
 -  Не позднее, чем двадцать четыре часа! - Пархоменко встал из кресла.
 - Вы это серьёзно? - Михаил посмотрел в рыжие глаза собеседника.
 - Околоточный надзиратель Пархоменко  данное им слово всегда держит! - несколько обиженно произнёс тот.
 - Благодарю! - Гурьев протянул руку, - мне нужно идти.
 - И вам спасибо, ваше благородие! - околоточный надзиратель крепко стиснул ладонь Михаила  и тихо выдохнул, - вы каких больше предпочитаете фигуристых или плосковатых?
 - Кухарок хороших я предпочитаю! - бросил на прощание Гурьев и направился к выходу.

 По дороге в управление Михаил заехал в магазин К.И. Иващенко, где продавались письменные, конторские, а также художественные принадлежности и купил две пачки хорошей писчей бумаги фабрики Говард, три коробки карандашей марки  Карнаца, стальные перья производства Крутовского, несколько бутылочек чернил «Империал».
 
 Потом, в большой табачной лавке, он купил пачку папирос «Дюшесс» и массивную гранитную пепельницу.

С двумя картонными ящиками Гурьев вошёл в управление.
 - Разрешите вам помочь? - сразу же предложил ему дежурный унтер-офицер.
 - Окажи услугу, братец! - Гурьев передал тому ящики и начал доставать из кармана ключ от кабинета.
 
- Михаил Иванович, здравствуйте! Прошу вас зайти ко мне! - в коридоре появился Кирсанов.
 - Сейчас буду, Дмитрий Ильич! Вот только канцелярские вещи отнесу к себе и немедленно прибуду! - пообещал Гурьев.
 
 Адъютант, как всегда, что-то писал. Прикрыв лист свежим номером газеты «Донская пчела», он встал из-за стола, открыл сейф, вынул из него конверт и вручил его Михаилу.
 - Это что такое? - не понял Гурьев.
 - Это ваше месячное денежное довольствие! Произошла задержка  на один день с  его выдачей по причинам, не зависящим от управления, - сухо объяснил Кирсанов.
 - Благодарю вас, Дмитрий Ильич! Ещё что-нибудь есть для меня?
 - Пока нет! В 11 часов прибудет ротмистр, тогда могут появиться и распоряжения, вас касающиеся, - адъютант демонстративно сел за стол, показывая Гурьеву, что занят.

 У себя в кабинете Михаил открыл конверт и вынул тощую пачку банкнот. Пересчитал их.
 «105 рублей! Как вовремя, а то мои подъёмные 150, которые мне выдали в Петербурге, как-то совсем неожиданно подходят к концу,» - обрадовался Гурьев.
 
Михаил не успел закончить раскладывать купленные канцелярские принадлежности по местам, как послышалось:
 - Тук! Тук!
 - Входите!
 Открылась дверь, на пороге стоял Кирсанов.
 - Господин ротмистр вызывает вас к себе! - отчеканил он и ушёл.
 «Ни одного лишнего слова! Ни одного лишнего движения! Ну и педант! Уф!» - вздохнул Михаил и посмотрел на себя в зеркало.
  Мундир был чист и застёгнут на все пуговицы. Сапоги блестели. Гурьев остался доволен своим видом.
 
Апостолов с необыкновенным вдохновением шлифовал свои ногти пилочкой. Когда Гурьев вошёл, он, с явным сожалением, прекратил это занятие и встал из-за стола.
 - Доброе утро, Михаил Иванович! - Апостолов протянул ему руку. - Как ваше настроение? Начинаете привыкать к своей новой деятельности?
 - Здравствуйте, господин ротмистр! Настроение у меня хорошее! Привыкаю. Принял вчера двух секретных сотрудников на конспиративной квартире, - доложил Гурьев, пожав руку своему начальнику.
 - Я, как раз, пригласил вас для того, чтобы сообщить о своём решении, - Апостолов сделал паузу, наблюдая за Михаилом.
 Гурьев молчал, ожидая продолжения фразы.
 Ротмистр почему-то начал смотреть в окно и ничего не говорил.
 Так продолжалось несколько минут.
  - Слушайте мой приказ, Гурьев! Вы должны немедленно  передать личные дела агентов «Комар» и «Уральский» поручику Фёдорову!
 - Слушаюсь, господин ротмистр! - ответил Михаил, не задавая никаких вопросов.
  Теперь Апостолов молча смотрел  в глаза Гурьева.
 -Тик! Тик! Тик! - слышался ход стрелок в больших часах, висящих на стене, - тик! Тик! Тик!
 - Идите! Выполняйте! - наконец произнёс ротмистр.
 
 Гурьев вышел и сразу же отправился к кабинету Фёдорова. Вежливо постучал.
 - Кто? - раздалось из-за двери.
 - Гурьев! - представился Михаил.
 - Подождите! Я сейчас!
  «Сейчас» длилось минут пять. Гурьев начал свирепеть. «Да что он там делает? Это же неуважение! Странный тип!»
 Наконец в двери на два оборота провернулся ключ.
 - Входите, Михаил Иванович! - Фёдоров в улыбке обнажил  свои неприятные кривые зубы.
 - Спасибо! - Гурьев вошёл в кабинет и протянул руку Фёдорову.- Здравствуйте, Алексей Алексеевич!
 Тот, сначала, запер дверь на ключ и только потом вяло ответил на пожатие. Ладонь у него была влажной.
 - Я только что был у господина ротмистра. Он приказал мне передать вам  личные дела агентов «Уральского» и «Комара», -
 объяснил Гурьев.
 - Я знаю, Михаил Иванович! - продолжал улыбаться Фёдоров, смотря куда-то в сторону.
  На его лбу, неожиданно, появились крупные капли пота. Поручик вынул из кармана кителя платок  и провёл им по лицу.
 - Вы бы смогли пройти ко мне? Я напишу документ и сразу вам передам эти два дела, - предложил Гурьев.
 - Я задыхаюсь от работы, Михаил Иванович. Вас не затруднит самому подготовить бумаги для передачи? Я только через час смогу к вам заглянуть, - Фёдоров впервые посмотрел в глаза Гурьеву.
 - Хорошо! Сделаем так! Разрешите? - Михаил сделал шаг в сторону для того, чтобы Фёдоров смог открыть дверь.

 «Я таких ещё не видел! Ни в полку, ни даже в военной гимназии!» - вздохнул Гурьев, шагая по коридору в свой кабинет.
 
Первым делом он быстро, минут за десять, написал  документ о приёме - передачи личных дел агентов «Комара» и «Уральского». Затем достал из сейфа  серую, довольно увесистую, папку.
 
- Бум-ум! Бу-ум! Бум! Бум! - вдруг забил главный колокол собора Рождества Пресвятой Богородицы.
 - Бам! Бам! Бам! Бам! - вторили ему другие колокола.
 - Красиво-то как! Прямо как на Москве! - застыл на месте Михаил.
 
Когда колокола стихли, Михаил, удобно устроившись за столом, открыл толстую  серую папку, на которой каллиграфическим почерком было выведено «Личное дело агента «Осип».

 Первая страница

 Я, Осипян Степан Саркисович, даю моё добровольное согласие сотрудничать с представителями Отдельного корпуса жандармов в качестве секретного сотрудника. Буду подписывать мои сообчения «Осип».
 16 декабря 1888 года
 Город Ростов на Дону.

 Вторая страница

 СЕКРЕТНО
 
Начальнику Ростовского окружного жандармского управления ротмитстру Апостолову
 
17 декабря 1888 года

 Господин ротмистр, довожу до вашего сведения, что 16 декабря 1888 года мною был завербован в качестве секретного агента
 Осипян Степан Саркисович, родившийся 10.06. 1867 года в городе Нахичевани на Дону. Армяно-григориянского исповедания. Закончил два класса начальной школы. Работает половым в ресторане «Кавказ». Холостой. Прописан: город Нахичевань на Дону, улица Первая линия, дом 32.
 Поручик Перепёлкин В.В.

  В правом верхнем углу стояла размашистая роспись ротмистра Апостолова и два  слова «Вербовку одобряю! 18 декабря 1888 года».

 Третья страница
 Я,  секретный сотрудник «Осип», сообчаю, что сегодня 16 декабря 1888 года во время обслуживания двух мужиков в ресторанте «Кавказ», я услышал  ихний разговор о динамите. Я понял, что он (энтот динамит) находится в каком-то месте. Сразу же меня охватил страх, потому что энти мужики были похожи на революционэров. Рожи круглые, а глаза подозрительные. После работы я пришёл  в жандармское управление, чтобы сообчить об них.
 Приметы.
 Один имел рожу большую, с красными щеками, стрыжка короткая. На правой щеке он имел широкий шрам. Думаю, что ему больше тридцати пяти лет.
 Другой тоже имел рожу круглую, но без красных щёк. На лбу - большая, как две копеейки, родынка. У этого была бородка. Небольшая. Чёрная. Думаю, что ему лет тридцать.
  Секретный сотрудник  «Осип». 16 декабря 1888 года.

  Четвёртая страница

 СЕКРЕТНО

 Начальнику Ростовского окружного жандармского управления ротмистру Апостолову

16 декабря 1888 года

 Господин ротмистр, довожу до вашего сведения, что сразу же после его вербовки, я дал подробные инструкции агенту «Осипу» о том, как он должен действовать, если вновь увидит двух мужчин, которые в своём разговоре  16 декабря сего года в ресторане «Кавказ» неоднократно упоминали о динамите.
  Поручик Перепёлкин В.В.
 
 В правом верхнем углу резолюция: «Поручик Перепёлкин, ваши действия полностью одобряю! Ротмистр Апостолов А.И.»

 Пятая страница

  СЕКРЕТНО

 Начальнику Ростовского окружного жандармского управления ротмистру Апостолову А.И.

 20 декабря 1888 года

 Господин ротмистр, довожу до вашего сведения, что сегодня 20  декабря 1888 года, в районе 3 часов пополудни, в Ростовское окружное жандармское управление телефонировал агент «Осип».
 «Осип» сообщил, что в ресторане «Кавказ» вновь находятся двое мужчин, которые 16 декабря там же беседовали о динамите.
 Я немедленно взял двух филёров, и мы на двух пролётках направились в «Кавказ».
 По прибытию в этот ресторан, я зашёл в зал и сел за столик. Филёры остались снаружи.
 Агент «Осип» мне указал на двоих мужчин, сидящих в дальнем углу зала.
 Я вышел из ресторана вместе с подозреваемыми, которые сражу же были взяты под наблюдение филёрами.
 Я же отбыл в управление.
 Поручик Перепёлкин В.В.

 «Поручик, действовали правильно! «Осип» является ценным агентом! Приказываю назначить ему денежное вознаграждение 10 (десять) рублей ежемесячно! Ротмистр Апостолов А.И. 21 декабря 1888 года»
 

 Шестая страница

 СЕКРЕТНО

 Начальнику Ростовского жандармского управления ротмистру Апостолову А.И.

 21 декабря 1888 года

 Господин ротмистр, докладываю, что личности двух мужчин, подозреваемых в хранении динамита были установлены.
 Карлов Иван Петрович, 1850 года рождения, уроженец города Москвы, горный инженер. Командирован в город  Александровск -Грушевский ( Ныне город Шахты, Ростовской области. Прим. автора) для проведения геологической разведки залежей каменного угля в начале июле сего года.
 Проскуряков Матвей Васильевич, 1856 года рождения, уроженец города Москвы, горный техник. Командирован вместе с Карловым И.П. в город Александровск-Грушевский для проведения геологической разведки залежей каменного угля.
  Прошу вашего разрешения направить шифрованную телеграмму  полицмейстеру города Александровск-Грушевского для полного подтверждения этих данных.
 Поручик Перепёлкин В.В.

 «Перепёлкин, не нужно никакой шифротелеграммы! И так всё ясно! Ротмистр Апостолов А.И. 22 декабря 1888 года».

 Седьмая страница

  « Я, секретный сотрудник «Осип», сообчаю, что сегодня 10 января 1890 года одна дама, лет сорока, которую я обслуживал в зале ресторанта «Кавказ», оставила мне на чай 1 бумажный рубль, который был завёрнут в прокламацыю, подрывного содержания. Сообчаю приметы рэволюционэрки. Около тридцати лет, высокая, волосы белые, стриженные коротко: до плеч. Глаза узкие и злые».
  Секретный сотрудник «Осип». 10 января 1890 года.

 Восьмая страница

 СЕКРЕТНО

 Начальнику Ростовского окружного жандармского управления
 ротмистру Апостолову А.И.

 11 января 1890 года

 Господин ротмистр, докладываю, что приметы женщины, оставившей прокламацию в ресторане «Кавказ», доведены до всех агентов наружного наблюдения. Саму прокламацию я передал поручику Кирсанову Д.И. -  адъютанту.
 Поручик Швачкин П.С.
 «Швачкин, сообщить приметы этой дамы в управление Ростовской городской полиции! Ротмистр Апостолов А.И. 12 января 1890 года».

 Девятая страница

 СЕКРЕТНО

 Начальнику Ростовского окружного жандармского управления ротмистру Апостолову А.И.

 10 февраля 1891 года

  Способы экстренной связи с агентом «Осип».
 В случае острой необходимости «Осип» может телефонировать в Ростовское окружное жандармское управление по номеру 22.
 Связаться с агентом «Осип» можно по телефону номер 123, представившись тому, кто снимет трубку, старшим братом: Осипяном  Григорием Саркисовичем.
 Поручик Швачкин П.С.

 Далее в личном деле агента «Осип» были подшиты расписки секретного сотрудника о получении  им месячного денежного вознаграждения в 10 рублей, сумма которого оставалась неизменной.
 
 Гурьев вынул часы из кармана. Пришло время обедать. Его желудок уже напоминал Михаилу об этом, как минимум, последние минут тридцать.


Рецензии
Сергей. Наконец-то, околоточный надзиратель Пархоменко поможет подобрать прислугу Гурьеву. Да хорошо, что Михаил получил денежное довольствие. Апостолов передал личные дела агентов "Комар" и "Уральский". Да, работа у Гурьева конечно "сложная". Поручик Перепёлкин завербовал секретного агента Осипян "Осип". Последний уже начал действовать. С уважением Нина.

Нина Измайлова 2   23.02.2024 18:41     Заявить о нарушении
Нина, здравствуйте! Как ваши дела?
Спасибо Вам большое за то, что продолжаете читать это моё последнее произведение! Спасибо за комментарий!
С уважением, Сергей.

Сергей Горбатых   24.02.2024 02:14   Заявить о нарушении
Мои дела вроде бы ничего. Хожу на перевязки. Всё должно наладиться. Ещё мало времени прошло. С уважением Нина.

Нина Измайлова 2   24.02.2024 18:03   Заявить о нарушении
Нина, здравствуйте!
Здоровья Вам и всего самого доброго!
С уважением, Сергей.

Сергей Горбатых   25.02.2024 01:02   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.