Согласно возрасту

Семь лет подряд под Новый год, в день рождения и в день медицинский сестры, Людмила Григорьевна звонила в Москву.  Оторвав календарный лист, она улыбнулась: " Двадцать пятое января день рождения Высоцкого и Веры Николаевны. Как жаль, что такой богатый сын, имеющий ресторан, не хочет купить матери телефон с ватсапом. Можно было бы увидеть друг друга и подольше поговорить. За каких  - то пяти минут слетает месячная оплата за интернет".
Людмила Григорьевна набрала номер. Гудок, вызываемого абонента раздался в трубке, но  никто не отвечал.  Она сбросила вызов и повторила набор. На этот раз гудки показались ей более требовательными и настойчивыми.
« Согласно возрасту - мелькнуло  в памяти. - Два слова можно было  услышать от сына Веры Николаевны, начинавшего повествование о матери. После произнесенной фразы лицо его принимало такое неприступное и холодное выражение, что указывало на то, что разговор  окончен".
    Всю свою трудовую деятельность Вера Николаевна посвятила медицине, отработав двадцать пять лет в процедурном кабинете. Стерильность вверенная ей не нарушалась ни разу. Она не допускала техничку и на пушечный выстрел  в свой кабинет. Каждый день, в конце  рабочего дня, натирала сама всё  до зеркального блеска, а в четверг обязательная генеральная уборка, после чего запах хлорки выветривался долго. Стены,  выложенные белой плиткой до потолка, натирала тщательнейшим образом, а далее окно, выходившее во двор медицинской части и в последнюю очередь двери.
Видная, статная, с неизменным маникюром, с ярко рыжими волосами, с прикрепленными к ним в трех местах невидимкой,   накрахмаленного колпака, отливающим синевой и с таким же белоснежным халатом, она походила больше на врача, вызывая у посетителей чувство глубокого уважения и доверия, как к профессионалу своего дела. В поликлинике, как подметила статист Антонина  Георгиевна Струнковская, в последствии ставшая заведущей, было всего два человека, не принимавшие участие в разных торжествах и гулянках: Вера Николаевна и Людмила Григорьевна, спешившие домой к своим детям.
Вера Николаевна родилась в 1935 году.  Преданная творчеству Высоцкого,  в ее крохотной квартирке, что находилась на втором этаже старого сталинского дома, построенного ещё при становлении советской власти, была собрана целая коллекция виниловых пластинок, бобинных записей, множество книг, а на письменном столе возвышался бронзоыый бюст и довольно тяжелый.  В молодости Вера Николаевна часто открывала окно настежь, ставила колонки и голос знаменитого барда оглушал улицу.
Она включала бы и дальше, если бы однажды не заметила, что под окно стал приходить юродивый. Танцуя, пуская слюни, смеясь громко и восклицая,  старался перекричать запись.
Соседка Веры Николаевны всячески отговаривала её от переезда  уверяя, что жить лучше отдельно от детей. Климат Средней Азии и Москвы может быть, разным и плохо сказаться на здоровье, да  и отношения  вначале со снохой были враждебные. Подобное редко забывается, мол люди разные: кто поймёт, кто простит, а кто и отомстит.
Смеясь и отмахиваясь от слов соседки,  она говорила: « Я же не к снохе еду,  а к сыну. Он сам меня зовёт к себе».
И вот, продав квартиру, отдав миллионы сыну со снохой, спустя год в разговорах Вера Николаевна стала сильно раскаиваться в содеянном.   "Если бы знала, то никогда бы не поехала к нему. Я так плакала, видя их отношение ко мне, не выдержав однажды,  закричал: Так зачем же вы меня звали? А сын не задумываясь ответил:" Мы же не знали, что ты действительно захочешь приехать".  Вот как после этого жить? Пешком готова вернуться обратно, но здоровье подводит и средств нет".
   Людмила Григорьевна в третий раз набрала номер и с тревогой вслушивалась в гудки.
- Алло. Кто это? - раздался  слабый старческий голос .
- Вера Николаевна,  это  Людмила. Как вы? С Днём рождения вас.
- Милые мои, огромное спасибо за поздравления. Спасибо, что не забываете меня. Плохо мне очень. Практически не вижу и плохо слышу. Отекать стала сильно. Люда, ты слышишь меня?
- Слышу, Вера Николаевна. 
- Передавай привет всем, кто помнит  меня. Я вспоминаю всех каждый день.  Я еле хожу. Несколько раз пыталась сварить себе еду и обрезала пальцы.
- Вы так и питаетесь отдельно от них. Неужели они не могут нанять кого – нибудь, чтоб хотя бы еду варили. Вера Николаевна, были бы вы рядом,  я прибежала бы к вам.  Так больно всё это слышать.
 Послышались всхлипывания. Немного помолчав, тихо произнесла:
- Благодарю вас всех. Люда, дорого тебе. Всех целую. Пока.
Дав отбой, Людмила Григорьевна нахмурилась, уголки губ резко очертились и опустились от тягостных раздумий : "Вот вам и сынок любимый. А ведь то, как он относится к матери станет наглядным пособием для его детей и кто знает.... кто знает.....   Всё возвращается; реже добро и чаще зло, причинённое другим»

P.S 14 февраля 2024 года от сердечного приступа скончался сын Веры Николаевны. Смерть сына приняла мужественно  и спокойно, обронив фразу: " Бог дал, бог взял".




Фотография принадлежит автору


Рецензии