Глава 559. Свиридов. Курские песни

Георгий Свиридов
«Курские песни»
Кантата для смешанного хора, альта соло и симфонического оркестра, слова народные
Государственная академическая хоровая капелла России им. А. А. Юрлова
Александр Юрлов (дирижер)
Академический симфонический оркестр Московской филармонии
Кирилл Кондрашин (дирижер)

musikus: Много лет назад, сидя у брата в Нювчиме (это поселок деревенского типа в Коми), поймал по радио новую вещь Свиридова — «Курские песни», анонс которой уже прошел до этого благодаря визборовскому журнальчику «Кругозор» (с гибкими пластинками «миньон» впридачу).
Сквозь помехи радиоприема я слышал невероятное. Ворожба! Магия! При максимальной экономии средств каждый звук, акцент, каждая смена ритма создавали колдовское впечатление, нагружаясь смыслом, порой недоступным даже гораздо более массированному звучанию. Именно об этом произведении Свиридова Дмитрий Дмитриевич Шостакович сказал: «Нот мало, а музыки много». То же порой у Грига, не случайно столь любимого Георгием Васильевичем. Иногда это и Брукнер и, как ни удивительно — Губайдулина («Silentium»). Потом было интервью композитора по поводу «Курских песен», о его родном Фатеже… Появилась пластинка.
«Курские песни» меньше всего похожи на фольклорную обработку. Свиридов проник в какие-то тончайшие сферы национального самосознания, сохранив и усилив при этом потрясающую красоту первоисточника.
Но и это еще не все и, быть может, не главное. Есть во всем этом какая-то тайна. Все произведение окутано мягко светящейся аурой, и главная тайна состоит, быть может, в том, что хор не песни поет, гениально раскрытые автором в декоре классического голосоведения и тончайшей инструментовки-огранки, а по-язычески обращается к высшим силам Природы и проявлениям своего национального естества, фактически — молятся! Молятся радостно и благодарно.


Рецензии