Колокольчик

Сегодня утром я шла в школу. Нет, не учиться, а учить. Я работаю учителем уже больше 20 лет. На остановке холодно и людно. Зима…Снежок метёт. Дети и взрослые с нетерпением ждут автобуса. Вот прошла мимо моя бывшая ученица – Тоня, дочка моей коллеги, они живут в соседнем доме.  Как говорят в народе «Ни здравствуй, ни прощай»… Даааа…дела… А ведь училась у меня со второго по четвёртый класс. И относилась я к ней со всей душой. Помню, мои дети выросли, а книги хорошие детские остались. Квартирка у нас небольшая, не разгуляешься. Вот я их Тоне и подарила. Она подарку была рада, особенно ей понравились четыре тома «Гарри Поттера». А к одиннадцатому классу она, видать «сильно выросла» в своих глазах, что и учительнице своей «Здравствуйте» сказать ей стало зазорно.
 Да ладно, что я с утра завелась?! Где наша не продала?! – думала я, уже сидя в автобусе. И тут мне вспомнилась одна  история из моей молодости. Было это в далёком 1993 году, весной. Я тогда была ещё совсем молодая учительница. Работала в сельской школе третий год. У меня был второй класс. Но ребята учились  в нём не простые, а с особенностями развития.  Такие классы называли ЗПР, что означает задержка психического развития. Я была полна энтузиазма и свято верила в то, что мои ученики непременно после обучения в моём классе выровняются в развитии и будут переведены в обычные  классы без приставки ЗПР, поскольку я старалась и прилагала все усилия для этого. Так мне, по крайней мере, тогда казалось. Родители тоже стали замечать мои старания и начали по-другому относиться и к обучению своих детей, и к школе, более ответственно как-то, и учительницу зауважали, несмотря на молодой возраст.
В тот день была пятница. Класс наш располагался на отшибе в отдельном маленьком здании – бывшей швейной мастерской. Связи с большой школой никакой. Даже звонков у нас не было. Я сама звонила в колокольчик в начале урока и в конце. Работали по расписанию, как положено. После уроков в своём классе я вела группу продлённого дня до 16 часов. И было в тот день в школе  назначено рабочее совещание на 15:00. Я побежала в большую школу  на совещание. Ребятам наказала выполнять задание по чистописанию и не выходить из класса до моего возвращения, с тем расчётом, что совещание продлится минут пятнадцать, не дольше. Но, ещё не дойдя до здания школы,  встретила учительницу физкультуры – взрослую женщину Нину Николаевну. «Оля, ты куда бежишь?» - крикнула она мне издалека. «На совещание» - ответила я ей. «Так не будет его! Директор уехал в район!» - сказала она. «Все уже по домам разошлись! Ты, что не знала?» - спросила она. Я обиженно  пожала плечами – «Мне никто ничего не сказал…». «И ты иди домой, Оля! Детей отправляй и иди!» - махнула рукой Нина Николаевна и торопливой походкой направилась к школьным воротам. Я повернула в обратную сторону и поспешила в свой класс. И тут же увидала несколько своих учеников, которые бежали мне навстречу с криками: «Ольга Васильевна, там Колокольчик залез на башню!» Дети были возбуждены, махали руками и показывали в сторону водонапорной башни, которая находилась рядом со зданием бывшей швейной мастерской. «У него есть имя, Вася его зовут» - спокойно ответила я – «Пусть теперь слазит». «А он не может!» - хором закричали дети. «Колокольчик» – так дети называли одного ученика из моего класса. Фамилия у него было Колокольчиков, а как его зовут уже, наверное,  никто и не помнил из ребят. Так он и был Колокольчиком до окончания школы…
Я бегом побежала к башне, по дороге прикидывая возможный план своих действий. «Можно позвать кого-то из физруков - мужчин, чтобы сняли ребёнка» - думала я. «Так нет же уже никого в школе! Сказала же мне Нина Николаевна!». Следующая мысль, которая пришла мне в голову была: «Надо попросить ребят старшеклассников, чтобы помогли снять Колокольчика. Есть же в школе ответственные ученики! Чёрт!!!» - спохватилась я. «Какие ученики??! Если даже учителя уже ушли домой!». Пока я добежала до этой злосчастной водонапорной башни, сто мыслей пролетело в моей голове, включая и самый плохой исход дела. Я даже успела уже представить, что Колокольчик упал с башни… и разбился, а мой ребёнок, которого я носила в тот момент, теперь родится в тюрьме… По всему выходило, что спасать Колокольчика некому, кроме меня.
Я подошла к башне, подняла голову и спросила его:
-Ты как туда залез?
- По лестнице…
Я взялась рукой за хлипкую лестницу из прута, которая была приварена к башне, попробовала её пошатать, проверяя на прочность. Лестница показалась мне не очень надёжной, с прогнутыми ступеньками. «Ну, как-то же по ней поднимаются рабочие…- взрослые мужики» - подумала я - «Наверное, и меня выдержит». Я опять подняла голову вверх и спросила Колокольчикова:
- А зачем ты туда полез?
- Просто… - ответил мальчик. Я глубоко вздохнула. В моей душе бушевало негодование: «Ну как же так?! Просто полез, сам не зная для чего! И натворил столько проблем!» Но я боялась испугать ребёнка и не стала его ругать, чтобы он не наделал глупостей. Поэтому сказала ему спокойным голосом:
- Ну, теперь слазь потихонечку.
- Я не могу – ответил мальчик жалобным голоском.
- Почему? У тебя не получается?
- Нет. Я боюсь…
Тогда я ещё раз глубоко вздохнула, собрала всю свою волю в кулак, стараясь побороть  страх.  Сказала, столпившимся около башни ребятишкам, чтобы они отошли подальше, и полезла по хлипкой лестнице наверх. С трясущимися ногами, поднимаясь всё выше и выше, я разговаривала с Колокольчиком как можно более спокойным голосом: «Ничего не бойся! Я рядом с тобой ... Сейчас я поднимусь к тебе, ты обопрёшься на меня, и мы вместе спустимся…». От моих слов он немного осмелел. И когда я приближалась уже к нему, он сам развернулся ко мне спиной и осторожно спустился на две ступени вниз. Потом испугался и остановился. Я взялась за  лестницу двумя руками так, что мальчик оказался между моими руками, а спиной он чувствовал моё тело.
- Видишь, я тебя страхую слева и справа – сказала я ему, - А впереди ты крепко держись руками за лестницу.
 Он, почувствовав мою защиту, стал слегка  опираться на меня спиной.
-Сейчас я спущусь на одну ступеньку вниз. И буду ждать, когда ты тоже спустишься на одну ступеньку. Ты понял меня?
- Понял – испуганно ответил он.
- Я руки не отпускаю, всё время страхую тебя. Не бойся! – сказала я и сделала один шаг вниз. - Теперь ты.
Мальчишка дрожащей ножкой нащупал нижнюю ступень и неуверенно поставил одну ногу на неё, затем  вторую.
- Вот молодец – негромко сказала я. Так, чтобы слышал только он. Я почему-то решила, что так он будет больше мне  доверять.
- Теперь ещё раз спустимся. Держись крепко. Не волнуйся! – и я снова сделала шаг вниз. Потом он сделал шаг вниз.
 Так понемногу шаг за шагом мы вместе с ним спустились до самой земли. Дети кинулись к нему: кто обнимал, кто смеялся, ребята радостно кричали: «Колокольчик!», а один мальчик спросил его: «Зачем ты полез туда, если боишься спускаться?». Колокольчик глупо улыбался и пожимал плечами. Я стояла ошалевшая и никак не могла прийти в себя…
Дома об этом происшествии я никому ничего не сказала, потому что знала,  что мой муж будет ругаться, а может  ещё и высказать своё возмущение отцу - Колокольчикову. Жили мы тогда в сельской местности и все друг друга знали.
Моя дочка, которую я носила, родилась осенью 1993 года. С тех пор прошло много лет. Теперь она уже взрослая, успешная девушка, которая радует своих родителей и приносит пользу обществу. Хорошо, что в тот день все остались живы, и никто не пострадал!
Недавно я узнала, что тот самый Василий Колокольчиков  – мой ученик, умер от передозировки наркотическими веществами несколько лет назад. Как жаль…Он был ещё такой молодой… Обязательно поставлю свечу в церкви и закажу  обедню за упокой его души.
Теперь, когда прошло более двадцати лет с того дня, я пытаюсь осмыслить: права ли  была я, когда рисковала своей жизнью и  жизнью своего ещё не рождённого ребёнка, спасая  ученика? Или не было у меня такого права? Ведь я тогда уже была мамой трёхлетнего сынишки, и ждала второго ребёнка. Но точно знаю одно: Колокольчика нужно было спасти...

28.12.2024


Рецензии