С. Ветошкин. Защита достоинства человека в России

Автор: ВЕТОШКИН Сергей Александрович, д.п.н., профессор кафедры документального и право-вого обеспечения управления института социологии и права
Российский государственный профессионально-педагогический университет:

КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ И ПРОБЛЕМЫ ЗАЩИТЫ ДОСТОИНСТВА ЧЕЛОВЕКА В РОССИИ

«Совершенно невозможно действовать в общественной жизни, не будучи человеком определенных этических качеств, а именно человеком достойным»
(Аристотель)

Часто можно услышать призывы: «Россия должна подняться с колен», но при этом не учитывается, что Россия – это люди, которые её населяют, и пока не поднимется с колен каждый человек, Россия так и будет существовать в её униженном состоянии.
Экономический подъем в стране может происходить только с одновременным подъ-емом нравственности в обществе или же повышение уровня нравственности должно предшествовать решению проблем в экономике, иначе повальное расхищение бюджета и чудовищная коррупция сведут на нет любые благие пожелания и действия в данном направлении.

Подъем нравственного уровня в обществе неразрывно связан с пробуждением чувства собственного достоинства, во многом утраченного жителями Российской Федерации. Можно сказать, что многие с этим чувством никогда и не жили, позволяя унижать себя и оскорбительно обращаться с собой.

Достоинство является отражением не только самоуважения личности, но и уважения любой личности в обществе на принципах всеобщего равенства и презумпции уважения, согласно которой всякий человек достоин уважения пока он своим поведением не доказал обратное.

Сущность достойного поведения легче усвоить при определении сущности противоположного понятия – унизительного поведения.

Что подразумевать под недостойным поведением? Под недостойным поведением, прежде всего, следует понимать поведение, унижающее человека – лесть, заискивание, холопство, лакейство, трусость, подлость, предательство, неуважительное, хамское, оскорбляющее других людей, поведение. Выражаясь более кратко, чтобы вести себя до-стойно нужно перестать унижаться самому и не унижать других, а также не позволять унижаться перед собой или унижать кого-либо в своем присутствии.
Именно достоинству уделяется первостепенное значение в международном и российском законодательстве. Преамбула Всеобщей декларации прав человека (принята и про-возглашена резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 г.) в обосновании необходимости принятия данного документа начинается со слов «Принимая во внимание, что признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, и равных и неотъемлемых прав их является основой свободы, справедливости и всеобщего мира; и принимая во внимание, что пренебрежение и презрение к правам человека привели к варварским актам, которые возмущают совесть человечества, и что создание такого мира, в котором люди будут иметь свободу слова и убеждений будут свободны от стра-ха и нужды, провозглашено как высокое стремление людей; и принимая во внимание, что необходимо, чтобы права человека охранялись властью закона в целях обеспечения того, чтобы человек не был вынужден прибегать, в качестве последнего средства, к восстанию против тирании и угнетения…».

Статья 1 Декларации продолжает эту мысль «Все люди рождаются свободными и рав-ными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны посту-пать в отношении друг друга в духе братства».

Преамбула Декларации прав и свобод человека и гражданина (принята Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г.) также утвердила права и свободы человека, его честь и достоинство как высшую ценность общества и государства.

В этой связи необходимо привести статью 21 Конституции РФ:
«1. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основа-нием для его умаления. 2. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам».

Честь и достоинство человека защищаются уголовным и гражданским законодатель-ством Российской Федерации.

Приведенная выше нормативно-правовая база создает все необходимые предпосылки для правовой защиты достоинства личности в Российской Федерации, однако на практике этого не происходит.

На федеральном уровне принимаются законы, грубо нарушающие международные обязательства России и Конституцию РФ, но при этом голосов, особенно правоведов, в за-щиту основных прав человека почти не слышно.

Все ветви государственной власти – законодательная, исполнительная, судебная, так или иначе, должны выполнять воспитательные функции, действуя в интересах человека, защищая его права и свободы, укрепляя в нём чувство собственного достоинства и гордо-сти за свою страну (статьи 2, 16, 21 Конституции РФ). На практике же население убеждается, что огромный аппарат чиновничества существует только ради себя самого, а Евро-пейский суд по правам человека на одну треть загружен заявлениями россиян, которые не могут добиться справедливости у себя на родине.

Конституционное право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование фактически ликвидировано законодательно установленной обязанностью получать согласие на данные мероприятия от местных ор-ганов власти, а также огромными и несоразмерными штрафами за нарушение этого пра-вила.

Критика действий органов власти при желании всегда может быть расценена как экстремизм в полном соответствии с действующим уголовным законодательством.
Откровенное запугивание населения подобным законодательством не создает условий для защиты чувства собственного достоинства, а, наоборот, продолжает не лучшие рос-сийские традиции формирования рабской психологии у населения. Такая политика не учитывает исторический опыт развития общества и государства – рабы рано или поздно восстают.

Достоинство человека должно подкрепляться всем комплексом законодательства, которое берет свое начало во Всеобщей декларации прав человека, Конституции РФ, кон-ституционном федеральном законодательстве, и федеральном законодательстве.
В нашей стране слишком живуча рабская психология, отягощенная тяжелой социальной наследственностью и подогреваемая несправедливым законодательством, обеспечивающим экономическое и социальное неравенство населения. Жизнь за чертой бедности унизительна и недостойна, а действующее законодательство и отсутствие надлежащей борьбы с коррупцией только плодят нищих в стране, увеличивая финансовое состояние тех, кто дорвался до бесконтрольной власти и природных ресурсов.

Во властных и коммерческих структурах чувство собственного достоинства зачастую подменяется чванством и высокомерием. Забота о людях и служение обществу подменяется откровенной демагогией и ложью. Нравственным личностям, не позволяющим себе унижать достоинство других и унижаться самим, удерживаться в таких структурах крайне затруднительно.

При всём при этом реалии современной жизни убеждают людей в том, что достижение успеха, под которым стали понимать только высокие должности и доходы, сопутствует людям беспринципным, без совести и чести, а то и откровенным жуликам и мошенникам, чьи действия остро нуждаются в юридической квалификации статьями Уголовного кодекса РФ.

Борьба с подобными явлениями практически не ведется в силу несовершенства уго-ловного законодательства, нежелания и неумения правоохранительных органов эффективно бороться с коррупционной преступностью, а также из-за отсутствия необходимой политической воли.

Как правило, борьба с преступностью затрагивает только так называемую «преступность бедных», порождаемую несправедливым социальным устройством, обусловленным несправедливым законодательством, позволяющим ничтожной части населения паразитировать на всём обществе, отсутствием надлежащего воспитания в семье и системе образования и иным криминогенным факторам, присущим государствам с неустойчивой экономикой и несправедливым социальным устройством.

Исправительные учреждения России переполнены лицами, совершившими кражи, грабежи и разбои, но ущерб от всех этих преступлений вряд ли может быть сравним с ущербом, причиненным государству махинациями в одном только Министерстве обороны РФ. Не отстают от Министерства обороны в деле причинения ущерба государству и другие органы государственной власти, а также представители банковской сферы, пред-ставляющие «беловоротничковую преступность», борьба с которой если и ведется, то крайне неудовлетворительно.

Подавляющая часть населения Российской Федерации в подобном «правовом поле» выступает в роли объекта для безнаказанного мошенничества и обирания, неважно идет ли речь об обманутых дольщиках, переплатах за ЖКХ, за товары и услуги, цены на которые образованы путем монопольного сговора, или о чем-то другом.
Сложившаяся ситуация ярко демонстрирует взаимосвязь морали и права – проблемы правового регулирования в государстве сразу же отражаются на уровне нравственности в обществе.

Не менее значимой проблемой, также порожденной коррупцией, является невостребованность профессионалов, поскольку вся синекура достается либо за деньги, либо по род-ству и знакомству. Профессиональные качества в такой системе мало кого интересуют, а сама эта порочная система девальвирует как профессиональное образование, так и понятие «социальные лифты», благодаря которым профессионалы должны занимать достой-ные места в органах власти и иных сферах деятельности, определяющих качество жизни общества.

Создавшееся положение явно не согласуется со статьей 28 Всеобщей декларации прав человека, предусматривающей, что каждый человек имеет право на социальный и меж-дународный порядок, при котором права и свободы, изложенные в Декларации, могут быть полностью осуществлены.

Кому то могут показаться весьма наивными рассуждения о нравственности и человеческом достоинстве, учитывая современное состояние российского общества, в котором процветают совершенно другие «ценности» – воровство, коррупция, мошенничество, хамство, бескультурье, чинопочитание, холопство – этот печальный список российских «достижений» можно долго продолжать.

Однако подобное положение не может продолжаться вечно, т.к. всякая деградация общества имеет свои пределы, и мы к этому пределу уже подошли. Без возрождения нравственных ценностей и человеческого достоинства никаких перемен к лучшему в России быть не может.

В данном контексте следует обратить внимание на качество и справедливость российского законодательства, его соответствия Конституции РФ, что также является существенной проблемой всей правовой системы России. Наличие несправедливых законов на практике порождает парадоксальную ситуацию – необходимости восстановления су-дами несправедливости, тем самым негативно влияя на воспитание правопослушного по-ведения граждан и формируя в них правовой нигилизм.

Хуже беззакония в государстве может быть только выборочное применение законов и их несправедливость. Невозможно построить правовое государство при условиях нару-шения принципа равенства всех перед законом и наличия в правовой системе несправедливых законов.

В периоды общего падения нравственности, утраты института общественного осуждения, который наряду с институтом государственного осуждения всегда играл заметную роль в формировании нравственного облика человека, значение правового регулирования общественных отношений возрастает, что накладывает особую ответственность на законодательные ветви власти, для которых Конституция РФ должна служить правовым ориентиром и эталоном, с которым следует сверять всё новое законодательство.

Опубликовано в научном издании "Я – гражданин России. 20 лет Конституции РФ.
«Антропологические чтения – 2013»".
В авторской корректуре.

Сборник материалов Межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 20 - летию принятия Конституции РФ. 21-20 декабря 2013 года, г. Екатеринбург.

Издательская группа «Знание».
Главный редактор: С. Ю. Радченко


Рецензии