В. Бобков. Воспроизводство общества...

Автор: БОБКОВ Владимир Валерьевич, канд. пед. наук, доцент кафедры бизнес-информатики, ФГБУ ВПО «Уральский государственный экономический университет»:

ВОСПРОИЗВОДСТВО ОБЩЕСТВА КАК ОСНОВОПОЛАГАЮЩАЯ КОНСТИТУЦИОННАЯ ИДЕЯ

В докладе рассматривается взаимосвязь конституционных идей и системообразующих целей государства. Автор обосновывает необходимость тождественности между первыми и вторыми. В качестве основополагающей системообразующей цели и конституционной идеи предлагается рассматривать обеспечение воспроизводства общества. С точки зрения соответствия указанной цели анализируется действующая Конституция России и предлагаются соответствующие изменения для неё.

ВВЕДЕНИЕ
Обширная мировая практика применения системного подхода в самых различных сферах деятельности человека давно доказала его универсальность. Теория государства и права не является исключением в этом ряду. Значительное, внимание проблемам систем-ного подхода уделяли в своих работах советские юристы С. С. Алексеев, М. И. Байтин, Д. А. Керимов, В. Д. Сорокин, В. М. Сырых, В. О. Тененбаум, В. А. Шабалин и др. На большинство вопросов, касающихся взаимосвязи российского государства, его конституционного строя и конституционализма, предложены ответы в современной работе Н. А. Бобровой [1]. Однако, в доступных источниках автору доклада не удалось обнаружить анализа взаимосвязи между конституционными идеями и целями, являющимися системообразующими для государства. Поэтому, наличие такой связи можно считать гипотезой, требующей доказательства.

Само понятие «системообразующая цель» применяется при системном подходе к изучению различных объектов. Оно подразумевает наличие одной или нескольких целей, стремление к достижению которых и создаёт систему из входящих в неё элементов. То есть, системообразующими могут являться только такие цели, которые находятся вне си-стемы, выходящие за её границы. Цели же, которые являются «внутрисистемными», не могут обеспечить развитие системы. Например, в работе [2] имеется указание на такую присущую любой системе любой природы общую «внутрисистемную» цель сохранения целостности объекта.

По мнению автора, источником системообразующих целей для государства является элита общества. В обоснование такой точки зрения можно указать на ряд фактов.
Во-первых, как убедительно показано в работе [3], государство является производным от общества, через процесс образования его элит. Во-вторых, в работах [5], [6], [7] госу-дарство рассматривается, как управляющая подсистема общества, что говорит о включённости государства в качестве элемента в систему, которой является общество. И в-третьих, часть общества, которую принято называть элитой, имеет определяющее влияние на управление государством [3].

Таким образом, когда элита общества ставит перед государством цели, не являющиеся на самом деле системообразующими для него – это приводит к разрушению данного гос-ударства. (Из этого вытекает частная гипотеза, ждущая своего исследователя: распад СССР является результатом ликвидации его элитой системообразующих для него целей.).

Поэтому, определение действительно системообразующих целей для нашего государства является для нас жизненно важной задачей.

СИСТЕМООБРАЗУЮЩИЕ ЦЕЛИ ГОСУДАРСТВА
Для формулировки системообразующих целей государства, следует понять причины его возникновения. В качестве источника сведений о них автор предлагает рассматривать работу [3].

В упомянутой работе государство признаётся высшей из известных форм организации общества. Основной причиной его возникновения является постепенное повышение производительности труда человека до такой степени, что возникает необходимость в правовом регулировании вопросов собственности вообще и собственности на средства производства в частности.

Напрашивается вывод, о том, что именно это поддержание системы права и является системообразующей целью государства. Но это не так, в силу того, что правовое поле – есть часть государственной системы, определяющая отношения между всеми её элементами. Т.е. поддержание правовых отношений в государстве является его внутрисистемной целью, но никак не системообразующей.

Главной системообразующей целью государства можно было бы считать обеспечение физического существования общества, на базе которого образовано это государство. Дан-ная точка зрения обосновывается тем, что, по своей сути, система права есть не что иное, как средство предотвращения самоуничтожения общества, распада его на множество ин-дивидов, каждый из которых находится в конфронтации с каждым из всех оставшихся. Ну а такая конфронтации способна, в пределе, вызвать критическое сокращение популяции этих индивидов путём их взаимного физического истребления.
Однако, вышеприведённая формулировка системообразующей цели государства требует уточнения по причине того, что структура общества обладает изменчивостью: одни члены общества прекращают своё физическое существование, другие только начинают его. Выпадающие элементы системы требуют не просто своей замены новыми, но необходимо восстановление отношений между оставшимися и взрослеющими новыми члена-ми общества. Этот процесс в литературе принято называть воспроизводством общества [4].

Поэтому, по мнению автора, основной системообразующей целью государства следует считать обеспечение условий для расширенного (в Марксовском смысле) воспроизводства общества, на базе которого данное государство образовано. Подчеркнём, что государство должно иметь своей целью обеспечить не простое воспроизводство общества, и уж тем более, не суженное, а именное расширенное, то есть такое, при котором оно долж-но расти, если и не по всем, то хотя бы по некоторым своим параметрам.

Исходя из вышесказанного, можно утверждать, что всякое государство должно обеспечить посредством своей системы права такие условия, при которых его системообразующая цель может быть достигнута. Применительно к России, так же, как и к другим госу-дарствам, обладающим конституционализмом, основой её системы права является кон-ституция, в которой нашли своё отражение определённые конституционные идеи. По-этому рассмотрение вопроса об их соответствии системообразующим целям выходит за рамки академического интереса, а имеет критическую важность для физического выжи-вания нашего общества.

КОНСТИТУЦИОННЫЕ ИДЕИ, КАК ОТРАЖЕНИЕ СИСТЕМООБРАЗУЮЩЕЙ ЦЕЛИ
По нашему мнению, следует согласиться автором работы [7], в которой утверждается, что конституционные идеи являются предпосылками конституционализма и они нашли определённое отражение в действующей Конституции России [8]. В той же работе при-водится открытый перечень таких идей. Следует проанализировать его на предмет пол-ноты их соответствия системообразующей цели российского государства. Для этого необходимо выполнить её декомпозицию на подцели и сопоставить их с этим перечнем конституционных идей.

В качестве основания для декомпозиции системообразующей цели Российского госу-дарства воспользуемся подходом к анализу социума, предложенным в работе [4]. Согласно нему, социум, если его «отделить» от всеобщности субъекта, включает в себя четыре элемента. «Во-первых, это совокупность реальных индивидов, существующих в самых различных организационных формах (коллективы, группы, сообщества), часть из которых существует в виде коллективных социальных субъектов…» [4].

Следовательно, с точки зрения обеспечения расширенного воспроизводства общества, государство должно обеспечивать не только своевременную и адекватную замену выбывающим его членам, но и увеличение их общего количества и качества. То есть, население страны должно увеличиваться, а не сокращаться, его здоровье не должно ухудшаться, а уровень образования и социальной активности его должен постоянно повышаться.

«Во-вторых, это совокупность институтов и подсистем, функционально различных и специализированных. Этот «каркас» социального частично порождается самими людьми (субъектами), а частично — системными закономерностями, организующими инфра-структуру социума. Сюда же входят «твердые», формально выраженные отношения, сеть зависимостей в плане власти, специализации и разделения деятельности, статусов, социальных ролей и т. п. Это «система порядка», заданная межличностными и меж-групповыми отношениями, опосредованными социальной структурой» [4].

Из этого следует, что для расширенного воспроизводства общества от государства тре-буется бесперебойное обеспечение деятельности важных социальных институтов, таких, как право, семья, религиозные объединения, политические партии, профессиональные союзы, различные органы власти и иные, критически важные для существования обще-ства, социумы, вроде СМИ и территориального самоуправления.
«В-третьих, это совокупность разных культур, организованных на основе различных социальных общностей и систем ценностей. Эти культурные миры имеют собственную символику, языки, значения и нормы; они хотя и открыты для взаимодействия с другими, но гомогенны в плане своей собственной целостности (культура села и города, субкультура молодежи и т. д., этнокультуры)» [4].

Отсюда очевидно, что вопросы развития культуры, в самом широком смысле этого слова, также лежат в сфере обязанностей государства.

«…в-четвертых, социум «пересекается» другими сферами общества: экономической, политической, информационной (СМИ), технологической и др.» [4].

Таким образом, каждая из этих сфер требует к себе внимания со стороны государства, как требующий расширенного воспроизводства элемент общества.
Рассмотрим теперь каждую из конституционных идей, перечисленных в работе [7], с точки зрения их соответствия сформулированных нами системообразующим подцелям российского государства.

«Во-первых, … конституционализм есть там, где главное не в наличии текста Кон-ституции …, - а в глубоком почитании связанности государства и общества правом, за-коном» [7].

В целом, данная идея соответствует второй подцели. Однако, учитывая то, что система права должна включать в себя институты не только прав и обязанностей, но и ответ-ственности за их нарушение, то действующая Конституция требует дополнения статьями, определяющими ответственность субъектов конституционного права за нарушение ими Конституционных норм. Современная же редакция Конституции не обеспечивает полно-го выполнения ею одной из функций – учредительной.
«Во-вторых, конституционализм состоит во внедрении в общественное сознание и бытие людей идеи высокого авторитета человеческой личности, уважения ее достоин-ства» [7].

Очевидно, что данная идея уверенно коррелирует с первой системообразующей подцелью. Однако, отсутствие в действующей редакции Конституции России нормы, запрещающей ухудшение правового положения граждан нашей страны по сравнению с уже имеющимся, которая была в Конституции РСФСР 1973 года, не соответствует смыслу расширенного воспроизводства общества.

«В-третьих, конституционализм означает участие непосредственно народа в осу-ществлении функций власти, не просто наличие определенных государственных органов, но демократический порядок их формирования, всеобщую подчиненность интересам народа деятельности этих органов» [7].

Данная идея предлагает механизм, при помощи которого должно реализовываться народовластие. Если, при этом, рассматривать «народ», как частный случай общества, то она довольно полно соответствует общей системообразующей цели государства. Однако, если говорить о народовластии, то оно будет оставаться чисто декларативным до тех пор, пока в действующей Конституции не появятся статьи, отражающие, как минимум, ещё две отсутствующие в ней сейчас нормы:

1) упрощённая, даже «автоматическая» процедура отстранения от выборной должности лиц, деятельность которых идёт в разрез, как с их предвыборными обещаниями, так и с главной системообразующей целью российского государства;
2) обязательность и даже исключительное право для народа прямого принятия решения посредством референдума по вопросам использования общенародной собственности, к которой следует отнести любые ресурсы страны: воздух, землю, воду, леса, полезные ис-копаемые, рыболовные и охотничьи угодья и т.п.
«В-четвертых, конституционализм – это и наличие процессуальных механизмов за-щиты прав и свобод граждан, деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, создания и участия в государственно-политических делах общественных объединений» [7].

Данная конституционная идея, как и следующая за ней, является, на взгляд автора, перефразированным и расширенным вариантом самой первой из рассматриваемых нами здесь. И в ней, и в последующей идет речь о системе права:
«В-пятых, конституционализм есть и общественное сознание, построенное на убеж-денности в необходимости и пользе институтов власти и государственных законов, их оформляющих, возможности достижения социальной справедливости и защиты обоснованных интересов посредством своих действий и шагов властей, основанных на нормах права» [7].

Таким образом, очевидно, что рассмотренный перечень конституционных идей, которые должны быть положены в основу российского конституционализма, требует своего дополнения. В нём и в действующей Конституции РФ не нашли своего отражения третья и чётвёртая системообразующие подцели российского государства. Следовательно, эти идеи не полностью соответствуют системообразующим целям российского (или иного) государства, что говорит об актуальности её смены или изменения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании методов системного подхода в приложении к вопросам конституционализма РФ мы пришли к выводу о необходимости внесения в действующую Конституцию РФ следующих изменений и дополнений:
1) статьи об ответственности субъектов конституционного права за нарушение ими Конституционных норм;
2) запрет на принятие нормативных актов, ухудшающих правовое положения граждан нашей страны по сравнению с уже имеющимся;
3) упрощённая, даже «автоматическая» процедура отстранения от выборной должно-сти лиц, деятельность которых идёт в разрез, как с их предвыборными обещаниями, так и с главной системообразующей целью российского государства;
4) обязательность и даже исключительное право для народа прямого принятия реше-ния посредством референдума по вопросам использования общенародной собственности, к которой следует отнести любые ресурсы страны: воздух, землю, воду, леса, полезные ископаемые, рыболовные и охотничьи угодья и т.п.
5) статьи о включении вопросов развития культуры, в самом широком смысле этого слова, в сферу ответственности государства;
6) вменение в обязанность государству проведение политики развития в сферах: эко-номической, политической, информационной (СМИ), технологической, промышленной и др.

Литература:
1. Боброва, Н.А., Конституционный строй. Конституционализм (Проблемы методологии, теории, практики) // Автореферат диссертации на соискание ученой степени док-тора юридических наук; Специальность 12.00.02 -конституционное право; муниципальное право// Самарский государственный университет. М:- 2004.
2. Каск, Л. И., Системный подход в познании государства и права /Л. И. Каск. //Правоведение. -1977. - № 4. - С. 31 – 40
3. Энгельс, Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства //Маркс К., Энгельс Ф.; Избранные произведения. В 3-х т. Т. 3. – М.: Политиздат, 1986, - 639 с.
4. Бузский, М.П. Субъектная основа бытия и регулирования общества. — Волгоград: Изд-во ВолГУ. — 248 с., 2002
5. Протасов, В.Н. Теория права и государства. проблемы теории права и государства: вопросы и ответы [Электронный документ]. Режим доступа: 16.02.2014.
6. Государство, как управляющая система [Электронный документ]. Режим доступа: http://www.webarhimed.ru/page-244.html, 16.02.2014.
7. Конституционные идеи [Электронный документ]. Режим доступа: 16.02.2014.
8. Конституция Российской Федерации [Электронный документ]. Режим доступа:  16.02.2014.

Опубликовано в научном издании "Я – гражданин России. 20 лет Конституции РФ.
«Антропологические чтения – 2013»".
В авторской корректуре.

Сборник материалов Межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 20 - летию принятия Конституции РФ. 21-20 декабря 2013 года, г. Екатеринбург.

Издательская группа «Знание».
Главный редактор: С. Ю. Радченко


Рецензии