Д. Девяткин. О противоречиях Конституции...

Автор: ДЕВЯТКИН Денис Владимирович, депутат Челябинской городской Думы:

О НЕКОТОРЫХ ПРОТИВОРЕЧИЯХ КОНСТИТУЦИИ РФ

Наша действующая Конституция с одной стороны является зеркалом, а с другой стороны – источник проблем российского общества. Она закрепляет в первой главе ряд принципов, которые влияют на развитие общества, а в случае наличия противоречий, обуславливает существование проблем.

Конституция является не только юридическим, но и жизнеопределяющим документом. Соответственно в ней должны быть определены принципы жизнеустройства государства. Основанием их выдвижения являются принятые соответствующим сообществом ценно-сти.
В данной статье хотелось бы рассказать о разработках Центра научной политической мысли и идеологии, представителями которого являются известные отечественные уче-ные: доктор политических наук, доктор медицинских наук С. С. Сулакшин, доктор исторических наук В. Э. Багдасарян, доктор экономических наук В. Н. Лексин. Представляется, что их наработки по данному вопросу будут полезны для рассмотрения.

Понятие «высшие ценности России» – ключевое для Конституции. На данный момент времени декларируются такие ценности как права и свободы человека. Вместе с тем, не обозначено государство в виде ценности. Причем государство следует понимать не узко – как административный аппарат, а широко – как Родину, впитывающую в себя культуру. Не обозначена в качестве ценности нравственность, безопасность и устойчивое развитие. Поэтому, ценностей больше, чем только права и свободы. Кстати, если нет института от-ветственности и обязанности, то сами права становятся фикцией.

В новой Конституции многообразие идеологий как поле для дискурса и выдвижения предпочтений совмещается с позицией: у страны, у народа должны быть единые идеология и ценностный выбор. В случае их отсутствия жизнеспособность государства и народа уменьшается и может упасть до критического уровня, при котором страна распадается. Так было в 1917 и 1991 годах.

Из этого следует, что государственная идеология – это единая, общая, выработанная на основе традиций, цивилизационной идентичности, предпочтений большинства населения ценностная матрица, которая, как в новой Конституции написано, формируется и поддерживается государством (2).

Кстати, свобода слова, очень важная позиция, у нас также нашла отражение.
Преамбула Конституции РФ закладывает основные, наиболее важные и системно организующие в дальнейшем весь текст конституции принципы и позиции. Она является своеобразным ее конспектом, предвосхищая тип, статус, правовую конструкцию и юри-дическую силу конституции. В связи с этим преамбула должна раскрывать следующие обстоятельства (2):

1. Кто именно принимает данную конституцию.
2. Исходя из каких мотиваций принимается данная конституция.
3. Уровень сакрализации конституции.
4. Какие цели ставит данная конституция.
5. Какие из целей получают особо значимый характер на уровне принципиального вы-бора ценностей страны и почему.
6. Уникальные особенности страны, цели, задачи, иные обстоятельства. Здесь возможны: историческая апелляция, апелляция к будущему, геополитическая и геоэкономическая апелляция, демографическая и национальная апелляция, религиозная апелляция и др.
7. Как позиционирует себя страна в международном пространстве и международных отношениях.
8. Обозначение или подход к форме государственного устройства страны, форме правления и политическому режиму.
9. Обозначение главных принципов государственного строительства, общественного развития и мировоззренческого (ценностно-мотивирующего) мира человека.
10. Тип и масштабность волевого акта, совершаемого главой государства при принятии конституции.
11. Статус конституции, обозначение подхода или подход к ее функциональному назначению.
Таким образом, в преамбуле должны быть отражены главные вопросы бытия страны.
Анализ преамбулы Конституции Российской Федерации, проведенный на основе исследования вышеперечисленных вопросов, позволяет сделать следующие выводы.
1. В качестве автора Конституции РФ и источника власти (статья 3) в преамбуле указывается «многонациональный народ». Но ни в одной стране в мире нет аналогичных российской конституционной формуле правовых конструкций «многонационального народа». Народ не может быть многонациональным, многонародной может быть нация. Фактическая конституционная государственная доктрина «российского многонационального народа» не решает ни проблем цивилизационного укрепления государства, ни создания государства-нации, ни создания гражданской нации в России.

2. Мотивация принятия Конституции РФ прочитывается в словах «стремясь обеспечить благополучие и процветание России» и «исходя из ответственности за свою Роди-ну». Однако, что понимается под благополучием и процветанием, не конкретизируется. Слова «возрождая суверенную государственность России» можно трактовать как то, что в СССР не воплощалась российская государственность, что он не был преемником дореволюционной России. А значит, современные международно-правовые констатации РФ как правопреемницы СССР противоречат ее Конституции. При этом правовой конструкт преамбулы - «сохраняя исторически сложившееся государственное единство» - противоречит предыдущему суждению.

Не ясны слова «сознавая себя частью мирового сообщества». Какой именно в активном смысле слова частью? Какую роль в мире эта «часть» для себя считает уместной? Ответа в преамбуле, как и в самом тексте Конституции, не содержится, выбор геополитического субъектного позиционирования России в мире не сделан.

3. Язык преамбулы лишен величия как по стилю, так и по содержанию. В ней не со-держится никаких упоминаний о ценности страны, ее истории, испытаниях, победах и поражениях. В преамбуле нет ни одного уместного здесь пафосного слова в связи с таки-ми понятиями, как Родина, Отечество. Гражданина России здесь ничто не мотивирует чтить Конституцию РФ.

4. Цели принятия преамбула упоминает следующие. «Права и свободы», «Граждан-ский мир и согласие» можно рассматривать как ситуативную цель 1993 г., возникшую после обстрела Белого дома. Термин «Суверенная государственность» не вполне понятен, поскольку непонятно, от кого Россия приобрела суверенитет.

5. Ценности верхнего уровня в преамбуле Конституции РФ четко указаны, но насколько они полезны для нашей страны – это предмет дискуссии. «Права и свободы» – ценность, нуждающаяся в дополнительных трактовках. Суверенитет и целостность ста-вятся под угрозу закреплением права народов на самоопределение. «Равноправие и само-определение народов» в ряде случаев программирует сепаратизм, распад государственно-сти. Понятие «демократической основы» содержательно неясно.

6. Указаний в преамбуле на российскую уникальность и специфические особенности страны не содержится. «Это можно проверить следующим способом – мысленно заменить название страны на любое другое. Результат этого эксперимента показывает, что текст преамбулы в своей неизменной форме применим практически к любой стране. Значит, данная Конституция не является конституцией конкретной страны» (3).

7. В тексте преамбулы определено только то, что Россия – часть мира. Никаких прин-ципов соотнесения себя с миром при этом не приводится.
8. В первой и последней строке преамбулы акцентируется, что Российское государство является федерацией. При этом установлена тождественность двух названий страны – России и Российской Федерации, что дискредитирует ее историческое название – Россия.

9. Принципы мировоззренческого (ценностно-мотивирующего) мира человека не рас-крыты.
10. Тип волевого акта в тексте Конституции РФ обозначен. Это просто «принятие» Конституции. Момент исключительности события (акта) ее принятия, указание на жизненную важность появления такого документа для страны и ее народа, заявка на регулирование обустройства страны отсутствуют.

11. Статус и функциональное назначение Конституции не обозначены. В тексте указывается, что конституция принимается, но о том, что такое конституция и зачем она принимается – сведений нет. Вместе с тем, помимо норм и правил устройства государственных институтов и институтов публичной власти, в соответствии с современными тенденциями конституционно-правового регулирования, она может задавать обустрой-ство всех сторон жизни в стране, внося в правовое регулирование ценностную матрицу. Конституция способна служить задаче жизнеустройства страны.
Важнейшим с точки зрения целостности государства является вопрос территориально-го устройства. В действующей Конституции РФ по этому вопросу говорится в главе третьей «Федеративное устройство». Частью первой статьи 65 Конституции определен субъектный состав Российской Федерации, причем статус субъектов РФ различается (республики, края, области и пр.). Среди них есть и субъекты РФ (автономные округа), входящие в состав других субъектов. Несимметричная, закрепленная Конституцией РФ модель субъектного состава сложна в управлении, архаична и ничем не оправдана. Для большинства федераций характерна унифицированная система субъектов федерации (статус субъектов федерации одинаков, несмотря на объективно имеющиеся различия).

Следует отметить, что субъектный состав РФ нуждается в оптимизации. Некоторые субъекты РФ экономически несамостоятельны, образованы искусственно. Назрело объ-единение ряда субъектов.

Статья 66 закрепляет различия статуса субъектов РФ с приоритетом прав республик, хотя статьей 5 закрепляется равноправие всех субъектов РФ. Выделение отдельных субъектов по национальному принципу опасно для государства (огромное число конфликтов в мире являются тому свидетельством). Есть успешный мировой опыт федеративного строительства даже в многонациональных федерациях (например, в Швейцарии), который стоит приять на вооружение. Ошибочное понимание конституционной нормы «рес-публика (государство)» привело к тому, что республики в своих конституциях стали закреплять положение о государственном суверенитете применительно к своей республике. Несмотря на решение Конституционного Суда РФ, в конституциях некоторых республик положение о государственном суверенитете сохранилось. Конституция в мировой практике обычно – основной закон суверенного государства, а не субъекта федерации. Статус таких актов для всех субъектов РФ должен быть также един, причем название их не должно содержать слово «конституция».

Автономные округа представляют собой сложносоставные многоуровневые конструкции в структуре федеративного государства, по факту ведущие к неоправданному усложнению указанной структуры, повышению числа управленческих уровней, к размыванию компетенции и ответственности органов государственной власти. Целесообразно исключить данную конструкцию из Конституции РФ. Часть пятая предусматривает возможность изменения статуса субъекта РФ, однако федерального закона о порядке изменения такого статуса не принято, в результате данная норма не работает.
В статье 67 дается определение территории России, закрепляется суверенное право России осуществлять юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной эко-номической зоне России. Но не упоминается о том, что суверенитет распространяется также на космические аппараты, корабли, воздушные суда, дипломатические представительства и консульские учреждения, находящиеся под юрисдикцией Российской Федерации. Реализация государственного суверенитета сведена главным образом к территориальной составляющей (в том числе в статье 4 Конституции РФ). Современное понимание государственного суверенитета шире. Он включает в себя, наряду с территориальной, также финансовую, экономическую, военную, информационную и др. составляющие.

Таким образом, по мнению аналитиков Центра научной политической мысли и идеологии в Конституции заложены противоречия, которые отражаются на специфике терри-ториального устройства.

Представленная критика, несомненно, должна стать предметом обсуждения в научных и общественных кругах, но ее наличие свидетельствует о том, что предмет для дискуссии существует. 

Литература:
1. Научный макет новой Конституции России /Под общей редакцией С.С. Сулакшина. - М.: Научный эксперт, 2011. — 456 с.
2. 3. http://rusrand.ru/ideas/o-preambule-konstitutsii

Опубликовано в научном издании "Я – гражданин России. 20 лет Конституции РФ.
«Антропологические чтения – 2013»".
В авторской корректуре.

Сборник материалов Межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 20 - летию принятия Конституции РФ. 21-20 декабря 2013 года, г. Екатеринбург.

Издательская группа «Знание».
Главный редактор: С. Ю. Радченко


Рецензии