Пай-мальчик

               
Мы как-то с приятелем сидели в кафе и вели непринуждённый разговор.  В это время   вдруг зазвучала  давно не слышанная  нами, в своё время очень популярная, песня:  « Я с детства был испорченный ребёнок».
-Должен тебе доложить  -сказал мой приятель, я с детства был  очень воспитанный ребёнок. У меня довольно рано  возникло желание быть хорошим мальчиком. Я очень хотел, чтобы меня хвалили. Удивительное дело, это желание  похвалы, неизвестно откуда взявшееся,  полностью  владело мною. Я старался хорошо учиться,  выполнял всю домашнюю работу, которая мне поручалась.  Короче говоря, я был , что называется,  пай-мальчиком. После окончания  пятого класса я был отправлен в пионерский лагерь.  Конечно, я и здесь хотел, чтобы меня хвалили. Но в  пионерлагере всё сложилось иначе.  В нашей палате было шесть человек. Видимо, ребята  каким-то образом  учуяли, что перед ними пай-мальчик. А пай-мальчиков, конечно, надо проучить. И в первый же день они стали задирать меня.  Когда мы легли, они стали бросать в меня подушки. Они, видимо, хотели,  чтобы я как-то им ответил, чтобы, в конце концов, завязалась драка. Но я поступил иначе, можно сказать, умнее. Я забрал все подушки и улёгся на них. Этого они не ожидали. Драка не состоялась.  Я почувствовал себя победителем.  Больше они ко мне не приставали.
 Но я увидел, что даже в этом небольшом коллективе  создалась  иерархия. Кто-то был первым, а кто-то последним. И последнему пришлось туго. Он оказался как бы отверженный.  И он был совершенно не готов к этой роли. На нападки, которые обрушились на него, не мог ответить. Не мог постоять за себя. Это непротивление подзадоривало остальных. И этому  бедному  мальчику становилось всё хуже. Кончилось тем, что в порыве всё возрастающей агрессивности,  мы, все пять ребят, в том числе, к своему стыду и я,  написали ему в постель. Этот  мальчик каким-то образом сообщил своим родителям, что ему в лагере плохо.  Приехала мама. И они тихо, не предъявляя  никаких претензий,  уехали намного раньше срока. Так я из пай-мальчика превратился в маленького негодяя.
 Позднее, анализируя  произошедшее,   я пришёл  к следующим выводам.  Дети, ещё не ощутившие на себе суровость бытия,  сызмальства зачастую  бывают  жестоки по отношению к  беззащитным,  особенно к животным. Со временем в большинстве случаев  эта жестокость проходит. Но далеко не всегда. Большое значение имеет среда, в которой пребывает индивид. При неблагоприятных жизненных обстоятельствах жестокость может остаться навсегда. И пай-мальчик  может  обратиться в монстра.


Рецензии