Японские рукава -1

               

                Начало в Прологе - http://proza.ru/2024/01/28/1777

                1. Кто следующий за валютой?!

                (история «валютного» вопроса в СССР)


     Вывоз советских рублей за границу, как и ввоз иностранной валюты, у нас был строго запрещён. Поэтому для оплаты услуг и покупки товаров на транспорте (в поездах, следующих за рубеж, на круизных лайнерах или в самолётах) использовались специальные отрезные чеки «без серии», подшитые в чековые книжки, на определённую сумму. По возвращении в СССР оставшиеся чеки могли быть обменены на рубли.
 
     Для выплаты «командировочных» морякам дальнего плавания, военным морякам, выполняющим задачи боевой службы (с пересечением корабля определенного рубежа-меридиана в море), а также дипломатическим работникам использовались другие чеки, имевшие аббревиатуру «БВТ» или «БВД», причём двух серий: «А» – для моряков и «Д» – для дипломатов. Чеки серии «А» могли обмениваться на товары в портовых городах СССР в магазинах сети «Альбатрос» такой серьёзной и богатой организации, как «Торгмортранс» (при Морфлоте СССР), а чеки серии «Д» – в специальных магазинах «Берёзка» от «Внешпосылторга» (ВПТ), предназначенных исключительно для дипломатических работников. Сейчас об этом, наверное, все основательно подзабыли, а тогда, в то время…

     Смысл этих чеков сводился к тому, чтобы не давать настоящую валюту на руки людям, которые могли её заработать. В Советском Союзе это была, так называемая, «параллельная валюта», представлявшая собой некий суррогат американских долларов, английских фунтов стерлингов и немецких марок.

     Впервые бумажные чеки у нас появились в 1965 году, которых было три вида. С синей полосой, с желтой и, вообще, без полос. Первые (с синей полоской) выдавались гражданам СССР, работающим в странах СЭВ – Совета экономической взаимопомощи, последние (с жёлтой полосой или бесполосные) в государствах, как третьего мира, так и в развитых капиталистических странах. Разница между ними была в курсе!

     При синих чеках коэффициент зачисления на счёт денег был 1:1, а в желтых и бесполосных – почти пять рублей к одной «ценной бумажке». То есть выгодно было трудиться и получать деньги где-нибудь в Африке, нежели в Венгрии или в Болгарии. Безусловно, это обстоятельство у работающих советских граждан за рубежом вызывало массу проблем и недовольства. Поэтому в 1974 году (на самом верху!) было принято решение о введение чеков единого образца. Страсти сразу успокоились! Естественно, лишь в той части социальной среды (сверху донизу), кто хоть что-то в этих «валютных операциях» понимал.

     В СССР в то время большинство простого населения никаким образом в этом вопросе не разбиралось. А чтобы особо и не вникало, на страже стоял Уголовный кодекс! Посему над «каким-то там долларом, как международной денежкой» – наши люди просто «смеялись»: ведь официальный курс «могучего» советского рубля составлял… Около 70 копеек за один «зелёный». Но, курс – он и есть курс! Это как в море. Задал командир вахтенному офицеру курс корабля – тот ему и следует! А чтобы поменять на две-три копейки (простите!) – изменить хотя бы на два-три градуса курс влево или вправо – надобно спросить разрешения. На Флоте – у командира, а в государстве – сами догадайтесь у кого.
 
     Зато слово «бизнес» (в телевизионных новостях из программы «Время») было почти синонимом слову «б…во». Это ещё тогда, в советское время! Или так не было? Забыли уже… Кстати, и сурдоперевода «закадровой» речи ведущих – для лиц, имеющих проблемы со слухом (особенно по ту сторону экрана), в то время ещё не было. А может другие буквы в словах-паразитах, начинающихся на букву «б», тогда встречались? Вряд ли… Или телевидение в нашей стране было другое? Было! Тогдашнее ТВ вещало в эфир только то, что надо было советскому государству - партии и правительству. И правильно, кстати, делало. Ведь мы ему – телевизору, как самому Леониду Ильичу (который хоть и по бумажке, но всю «правду-матку» втолковывал) – бесконечно верили. До поры до времени…

     Это уже потом (в самом начале 90-х) взойдут первые всходы на капиталистическом «Поле чудес». Социально-экономические преобразования в стране сделали своё дело. До «перестраивались»… Но сказочный Буратино пока ещё не торопился  закапывать «свои денежки» у Владислава Листьева (царствие ему небесное!) и его последователя Леонида Якубовича. Не услышали ответ Буратино простые люди, куда и в какое место он их всех послал. Ведь всем нам тогда просто хотелось лучшей жизни! Поэтому именно в то время «огромное постсоветское поле» – уже засеивалось «капиталистическими озимыми»… Или мы забыли про начавшуюся в стране «посевную»? Да полно те! Кто в то времечко жил и здравствовал – всё помнят. Не зря те годы и сейчас называют «лихие 90-е»!..

     Но в пору «сплошного дефицита» (всего-то пять лет назад – в середине 80-х) может только в советских «Альбатросах» и «Березках» можно было приобрести всевозможные товары – от джинсов до импортных магнитофонов, стиральных машин и прочих прелестей «загнивающего капитализма». Некоторые советские граждане, при достаточном наличии чеков, даже автомобиль себе там приобретали!

     Правда отдельные – «несознательные товарищи», а может, слишком «предприимчивые» к грядущему капитализму – будущие наши соотечественники-миллионеры – на этом ещё и зарабатывали! Ведь чеки вызывали особый интерес на «черном рынке», который, если и не процветал, но по факту всегда существовал в Советском Союзе. Не просто же так в Уголовном кодексе РСФСР (статья 88 УК) продажа и покупка иностранной валюты приравнивалась к покупке и продаже отрезных сертификатов (чеков) ВПТ серии «А» и «Д». В те годы это было серьёзным преступлением, которое наказывалось длительным сроком тюремного заключения. Но людей ничего не останавливало. Система рухнула только в начале 90-х, с развалом Советского Союза…

     …До наступления нового 1986 года оставались считанные дни. Евгений Коляшин отдыхал после дежурства по кораблю в своей каюте, когда в дверь неожиданно постучали.

     – Да!.. – глухо отозвался с закрытыми глазами «старлей».

     – Та-ста-ща! – скороговоркой выпалила обращение «товарищ старший лейтенант», просунувшаяся в приоткрытую дверь, голова матроса-рассыльного. – Идите скорей в каюту к помощнику командира по снабжению. Там деньги выдают! Валютой называются…

     – Какие ещё деньги? – спросонья не понял комбат.

     – Бумажки какие-то цветные… Сами увидите! Все офицеры и мичманы радостные идут к нашему финансисту.

     – Хорошо! – очнулся от сна Коляшин и улыбнулся. – За радостью надо сходить. Кто следующий за валютой? А то вдруг не достанется…

     Чековая книжка от Банка для внешней торговли СССР вмещала 25 отрезных, но скреплённых чеков (в рублях и даже в копейках).

     Коляшин под роспись в ведомости получил одну книжку, из которой корабельный мичман-финансист в каюте помощника-снабженца, аккуратно изъял ещё пару «драгоценных» рублей и несколько копеек.  Почему так мало досталось на руки? Всё, что Женька заработал за три месяца! Наверное, без обмана.

     А, вообще, что же можно было купить на эти «цветные фантики»? Ценники в калининградском «Альбатросе» тогда поражали…

     Сигареты «Мальборо», например, стоили 20 копеек в чеках за пачку, пиво по такой же цене за банку объёмом 0,33 л.,   шоколадные конфеты «Ассорти» были по 40-60 копеек, бутылка армянского коньяка «Арарат» – один рубль 75 копеек. Это если по мелочам… Зато фирменные джинсы «Монтана» от 7 до 12 рублей, куртка «Аляска» от 12 до 15 рублей в чеках. У спекулянтов они доходили до 300 рублей и даже дороже. И это при средней зарплате в СССР – 120 советских, простите за сравнение, «деревянных»!

     «Серьёзные вещи», такие как двухкассетник «Панасоник», тянул примерно на 40-42 «целковых», а отечественный автомобиль четвёртой модели ВАЗ-2104 стоил 2500 чековых рублей. Кстати, дефицитные в те годы полиэтиленовые пакеты (торгаши их между собой называли «кульками») с парящим над морем белокрылым альбатросом и надписью большими буквами MORFLOT TORGMORTRANS стоили 5 «чековых копеек».  Их тоже разбирали. Хотя бы на память…

     Вот тебе и БС, Женька Коляшин! Боевая служба с противостоянием в море двух мировых держав, двух лагерей экономического развития: социализма и капитализма. Выходило так, что война – войной (пусть и «холодной»), а жить красиво во все времена всем хотелось. И нам, советским военным морякам, тоже. Поэтому и получил от государства комбат немножко этой самой «параллельной валюты», чтобы примерить на себе какие-нибудь проклятые (!), но такие заманчивые заморские шмотки… Заслужил!

     Кстати, во всех портовых советских городах чеки неплохо и сами шли, как самостоятельная «валюта». Швейцары в отелях, официанты в ресторанах и таксисты брали их с удовольствием.

     На сход (с корабля из Балтийска домой, в Калининград) Коляшин в тот субботний зимний вечер ехал довольный. Хоть на «Запорожец» и даже на магнитофон «моряк загранзаплыва» не заработал, зато на джинсы себе и любимой жене Виктории «драгоценных фантиков» должно хватить. Да и маленькому сынишке Витьке на какую-нибудь рубашечку с шоколадкой из «Альбатроса» останется!

     С конца 80-х, забегая вперёд, в Советском Союзе цены в магазинах поднялись и следом за ними поползли в цене и отрывные чеки. В 1989 году они достигли своего пика – 25 рублей за 1 рубль «бонами». Забыли? А ведь мы так тогда жили. И с чеками (у кого они водились) и без оных, ведь многие советские люди, где-нибудь в глубинке, даже не ведали об их существовании. Товар не только в специализированных магазинах, а во всей советской торговле начал пропадать, людские очереди стали удлиняться. К моменту закрытия «Альбатросов» и «Берёзок» в них невозможно было втиснуться. Народ буквально сметал всё подряд…

     Но пока на календаре была зима – 28 декабря, последняя суббота 1985-го! До новогоднего праздника ещё можно было успеть приобрести добротные (дорогие) подарки в фирменном магазине. А там и наш дорогой и «словоохотливый» Михаил Сергеевич перед боем курантов по телевизору успеет всех нас, советских граждан, поздравить (без бумажки!) с Новым 1986-м годом. Так хочется лучшей жизни! Зря, что ли, «перестройку» в стране затеяли?

     Только сами-то мы успеем что-нибудь хорошее купить в «Альбатросе»? Хотелось бы… Так вперёд, за покупками, Коляшины! Ночь пролетела быстро и в наступивший воскресный день 29 декабря Женька с Викой отправились тратить заработанную «валюту». Долго ехали из центра до заветного магазина на «пятёрке» – пятом трамвайном маршруте в Калининграде. Горожане хорошо его знают.

     Приехали! И тут началось…

               
                (продолжение в «Японские рукава-2»:
      2. Те самые «японские рукава» – http://proza.ru/2024/01/30/1652 )

 
              январь, 2024 г.                Санкт-Петербург

                © Н. Кирюшов, 2024


Рецензии
Для меня валюта была знакомым словом, но незнакомой бумажкой, но ни на что не жалуюсь, мне и без неё нормально жилось.

Лариса Гулимова   05.04.2024 09:31     Заявить о нарушении
Так все (подавляющее большинство людей) в СССР так и жили! С теплом,

Николай Кирюшов   05.04.2024 11:17   Заявить о нарушении
На это произведение написано 20 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.