Глава 6 продолжение. Звездная болезнь

Пединститут, 1965 г.

   Получив дубликаты школьного аттестата и академической справки из университета, я оказалась в пединституте родного города Семипалатинск Каз.ССР.

   После профессорских лекций в Академгородке я не смогла слушать лекции в пединституте. То, что нам давали за 5 мин, там разжевывали  2-3 лекции. Я взяла учебники, подготовилась по программе и стала добиваться разрешения на сдачу экстерном.

   На меня посмотрели как на умалишенную, но разрешили. Яков Иосифович Зальцман усадил меня в деканате при всех преподавателях, дал вытянуть билет и я без подготовки ему ответила. Тогда он решил сбить с меня спесь и спросил, знаю ли я рекурентную формулу.
- Да
- Напишите её. Я записала.
- А доказать Вы сможете её?

   Эта формула с доказательством была только в необязательном учебнике для университетов и мелким шрифтом. Но поскольку я безумно любила матанализ и по ночам читала вместо романов, а формула была очень красивой, то я с легкостью её доказала. Он поставил мне 5 и отпустил. Я довольная ушла, получив то, что хотела.

   Но когда я пришла в институт в следующий раз, то не могла понять, почему все на меня смотрят. Потом мне объяснили, что Зальцман за 20 лет работы в пединституте еще никому 5-ку не ставил. Может это была легенда,но я стала звездой. Почему-то меня это не радовало, просто я стала дерзкой.

   Из рассказа однокурсницы (Людмила) спустя 50 лет. Я этого не помню.
Практическое занятие по матанализу. Мне на него не надо было приходить, он у меня был сдан. Но иногда у меня появлялось  свободное от работы время и я забегала пообщаться с однокурсниками. Аспирантка входила в аудиторию и бегло оглядывала всех. Если меня не находила, то занятие проходило нормально. Если видела меня, то пугалась, суетилась, допускала ошибки, на которые я бестактно и публично ей указывала. Может она их допускала и без меня, но никто этого не замечал. Я была  по юношески безжалостна.

   Из рассказа одноклассницы (тоже Людмила) спустя 55 лет. И этого я не помню. Для меня это было обыденно, поэтому не запоминалось.

   Урок геометрии 10 класс. Ольга Сергеевна объясняет новый материал, доказывает теорему. Никто её не слушает, каждый занимается своими делами. Вдруг в тишине класса выкрик: Ольга Сергеевна, здесь не так должно быть. И Шульга выходит к доске и доказывает правильно теорему.

   Все видели мои уникальные способности, но не я. Я обижалась, когда меня называли умной, Считала, что надо мной подсмеиваются, иронизируют. Для меня это было естественно, я не понимала, что здесь умного, когда все очевидно. Я легко могла в 9 кл. решить задачу 11 кл.

   Есть у меня школьный друг, Мишка, мы с ним готовились поступать я в Новосибирский университет, а он в Томский на физику. Я ему помогала с математикой, а он мне с физикой. Однажды я пришла к нему домой заниматься и он радостно заявил: я нашел задачу, которую ты точно не решишь. Но когда я выдала ему ответ и решение намного короче того, что приводилось в задачнике, он встал передо мной на колени и подписал свою фотографию мне на память: Величайшему математику мира и окрестностей. До сих пор храню её в альбоме.
 
   Он стал физиком-ядерщиком, доктором физических наук, до развала СССР имел свою лабораторию. А у меня остались одни вопросы.

Если мне был дан такой дар, почему я его не реализовала?
В чем была моя ошибка?
Как можно было использовать уникальные способности, не имея здоровья?
Может потому, что я не имела цели, мечты, не верила в свои способности?

   Вопросы, вопросы, вопросы.
Может ответ придет в последние минуты? А может и нет.

   Однажды в институте меня остановила профессор Секерина, она у нас ничего не читала, мы с ней не были даже знакомы. Она может полчаса пыталась меня образумить. Говорила  о том, что если бы я была благоразумна, нормально закончила пединститут, они бы послали меня в аспирантуру в Алма-Ату и я бы вернулась на преподавательскую работу в институт.

   И закончила она с досадой: как обидно, что такая умная голова и такой дуре досталась. Я с ней согласилась, поблагодарила и оставила все, как было.

   «Если жизнь заставляет меня учиться в пединституте, я поучусь, но учителем я не буду. Ни за что и никогда!» Приговор мой не давал возможности смириться.

   Меня вызывали за систематические пропуски на профком, на заседания комитета комсомола, угрожали, что сообщат на работу, чтобы меня уволили. Но я приходила только на французский и медицину (в те времена в пединститутах готовили сестёр запаса).

   И еще я по вечерам ходила на астрономический кружок. Там нам сообщали из Москвы ожидаемые координаты пролетающих спутников, мы фиксировали реальные координаты с помощью настоящих телескопов и отправляли в Москву для того, чтобы там могли корректировать программы полетов спутников. Это меня занимало и увлекало.

   Была и такая история, о которой я рассказываю внуку. Однажды в разговоре с водителем автобуса, на котором я ездила в институт, речь пошла о снотворных. «Мне бы что-то такое, чтобы не спать». И он дал мне 2 таблетки. Я их спрятала, побоялась принять.

   Через какое-то время он спросил у меня, попробовала ли я их. Я ответила, что пока не было необходимости. Тогда он попросил у меня одну и на моих глазах выпил. Вид у него сразу преобразился, он взбодрился и уверенно повел автобус. О существовании наркотиков мы тогда еще ничего не знали.

   И вот настал день, когда мне надо сдавать физику, а я ни на одной лекции не была и что надо знать, даже не представляла. Я взяла учебник, выпила смело вторую таблетку и села читать. Маме едва удавалось меня покормить, я читала с упоением, все понимая и запоминая. Так прошли сутки и  я поехала на консультацию.

Я задавала профессору такие вопросы, что он восклицал;
- Клава, Вам это не надо, это не входит в программу!
- А Вы затрудняетесь ответить?

   К экзамену действие таблетки заканчивалось. И у меня в голове осталась одна мысль: где достать еще такую.  Валерий Семенович на экзамене пытался напомнить мне, что я на консультации задавала такие умные вопросы, я так много знаю, но я как в бреду ушла с экзамена даже забыв зачетку.

   Я поехала в автопарк разыскивать этого водителя. Мне нужна была таблетка, я ни о чем не могла думать. Там мне сказали, что его уволили и очень заинтересовались,  почему я его ищу. До меня стало доходить кое-что, но состояние было отвратительное. Потом я узнала, что у него жена работала в психбольнице и он пристрастился к этим таблеткам. И стало понятно, почему его уволили. Но я узнала, что такое наркотики, как они возбуждают мозг и как протекает ломка. Урок получила на всю жизнь.


Рецензии