Полная дата

Меня всегда нервно потряхивало, когда, просматривая анкетные данные человека, в программе в качестве причины отсутствия свежей информации звучало короткое слово «смерть».

Понимаю, что люди смертны и никто не способен жить вечно, но слово это тревожным эхом отдавалось в памяти об уже ушедших из жизни знакомых, их родных, или близких.

Чем дольше живешь, тем о бОльшем количестве смертей слышишь.

От этого понятия не увернуться. С ним не поспоришь. О нем не забудешь. С ним ничего не сделаешь. Оно либо уже есть, либо его еще нет. Смерть – это тишина. Это точка. Это не конец. Это начало памяти. Потому что ничего, кроме памяти уже не будет. Обновления информации больше не произойдет.

И неважно чужие люди или знакомые – больше ничего в их жизни не будет.
И их самих в жизни больше не будет тоже.

Я позволила себе столь длительное вступление, чтобы не приступать к основной части текста.

Ситуация имела место несколько лет назад.

Речь пойдет об одной моей знакомой даме.  Мы познакомились еще до рождения наших девочек. Мы были на сохранении в одной палате больницы. У нее был защемлен седалищный нерв и передвигаться она могла лишь опираясь грузным телом на швабру.
Периодически падая, она всякий раз старалась увернуться от моей помощи, беспокоясь за мою угрозу выкидыша. Тем не менее я помогала ей подниматься и сопровождала ее повсюду. У меня даже есть посвященный этим событиям рассказик.

Поэтому здесь я лишь коротко обрисовываю суть давнишних событий.

Знакомство наше на этом не закончилось, и мы дружили несколько десятилетий.
Когда дети выросли, мы перезванивались уже не часто. А когда у нее родились внучки, она вообще переключилась на новые впечатления в своей жизни.

Да я и не настаивала на уделении мне внимания. У меня тоже своих событий в жизни хватало.

Как-то очередной раз набрав ее номер телефона вечером, я наткнулась на ее выразительное недовольство временем моего звонка. Опешив от неожиданности, я, конечно, извинилась, что хотела всего лишь поинтересоваться ее самочувствием, потому как последнее время она сильно болела. Диалог занял пару минут. Удивление мое длилось дольше.

Утром следующего дня мы с дочкой рано убегали по делам, когда раздался ответный звонок этой моей знакомой. Вторая порция моего удивления была гораздо больше, когда я услышала, что она специально позвонила столь рано, чтобы разбудить меня звонком, продемонстрировав, каким было ее неудобство от несвоевременности моего звонка накануне вечером.

Мы с дочкой спешили, и вдаваться в подробности или разъяснения было некогда.  Положив трубку, я печально сделала вывод, что кажется мы слишком долго дружили, и похоже пришло время это дружбу прекратить.

Так я и поступила. Как говорится: нет так нет, на нет и суда нет.

У человека новая жизнь, посвященная внучкам, новые интересы и новый виток жизни. Естественный процесс вырастания из старой дружбы.

Каждый праздник я вспоминала, что она не звонит, но сама уже не звонила, чтобы не навязываться.

Прошло несколько лет.

На работе для обновления анкетных данных родственников понадобилась дополнительная информация, которая ранее не запрашивалась и пришлось углубиться в данные своих дальних и бывших родственников, чтобы эту информацию раскопать.

В процессе поиска необходимой информации я просматривала подряд все графы таблиц, чтобы удостовериться, что найденный человек именно тот, кого я искала.

Какие-то графы были заполнены, какие-то пустовали. Ничего экстраординарного, все совершенно обыкновенно и прозаично. По-будничному однообразно и неприветливо. Строки цифр, названий, дат.

Когда взгляд уткнулся в незнакомое словосочетание, сознание восприняло суть фразы быстрее, чем его догнали эмоции. «Полная дата смерти». Споткнувшись как о надгробный памятник, понимание заполненности этой графы попыталось увернуться от действительности. Естественно безуспешно.

Второй волной нахлынуло понимание, что с указанной даты прошло уже несколько лет и человек мертв давно. Больше уворачиваться от этой графы было некуда.

Надеясь на что-то или не надеясь, скорее по инерции, чем осознанно, я набрала в поисковой строке данные своей давней знакомой, с которой мы не созванивались на тот момент уже несколько лет.

И молчание с ее стороны получило новую окраску. Да, мы обе не звонили друг другу. Но по разным причинам. Я молчала, потому что обиделась. А она умерла. Графа «полная дата смерти» была заполнена через десять дней после нашего последнего с ней разговора. Сухо и лаконично. Все. Точка. И тишина.

29.01.2024 год


Рецензии
Смерть как та самая точка, после которой уже и не наладить ничего и не исправить и не переменить… очень глубокую тему Вы подняли!

Марина Майер   12.03.2024 10:25     Заявить о нарушении
Спасибо! И за визит и за высказанное мнение! Согласна с Вами относительно точки, которую ставит смерть.

Матросова Елена Викторовна   12.03.2024 18:10   Заявить о нарушении