она не знала его имени

                Она не знала его имени

                (Из евангелического ж-ла chrismon 02.2024г.
                сокр. пер. с нем. Е.Дроздова)

                Nikole Laederach

   В детстве я была сбита с толку. Почему ФРГ и ГДР, если и та и другая Германия? Я полагала, что как дочь немца имела бы право на объяснение. Мне говорили, что я слишком мала, чтобы это понять. Более острыми были другие вопросы: почему у моего папы нет отца? Зато у меня есть бабушка, которая вовсе не моя. Но мой отец называд ее мамой и любил от всей души. Его любимые родители не могли быть темой для разговора. Это был его принцип, и мы с сестрой должны были с этим согласиться.

   Рожденный в январе 1953г. неподалеку от американской военной базы в Баварии наш отец был сыном неизвестного ему янки и в ту пору 19-летней немки. Вне брака. В глубоковерующей католической провинции. Спустя несколько месяцев его забрала приемная мать, одна вдова, которая дала ему любовь и приют. Моя бабушка Элизабет. О его родной матери он не хотел ничего слышать.

   Вопрос, кто мои дедушка и бабушка, не дает мне покоя. Известны случаи, когда человек зачат в пробирке или усыновлен, он испытывает внутреннее беспокойство. Также чувствовала себя и я. Осенью 1999г. во время пребывания в Клевленде, штат Охайо, я хотела предпринять сумасбродную попытку найти моего деда. Мою бабушку я уже нашла, тайно, и написала ей письмо. Мол, я такая-то и такая, твоя внучка. Что ты знаешь о моем дедушке? Имя, возраст, происхождение? И в то же время я дала ей понять, что не хочу никаких дальнейших контактов. Но потом меня начали мучить угрызения совести: вот узнает старуха, которой уже за 60, что у нее две внучки, но они ее и знать не хотят. А дедом, наоборот, интересуются. Бабушка ответила: она рада узнать обо мне и охотно сообщает ту малую информацию, которой располагает. Мой дед на пару лет старше ее и звали его Симон, или Лаури (Laurie), она затрудняется сказать, потому что тогда не понимала английского и не знала, что было именем, а что фамилией. Он из Южной Каролины, во всяком случае из Колумбии.

   Сидя в Клевленде за компьютером, с этими данными я могла едва ли начать. В то время интернет делал только первые шаги. Я поняла, что найти нужного мне Симона, это все равно, что найти булавку в стоге сена.

                Бабушка

   2001г.: когда мне минуло 20, я попросила своего отца о встрече в Цюрехе, где он работал, а я училась. Мне хотелось все знать, и наконец получить ответы (на мучившие меня вопросы). Он чувствовал себя застигнутым врасплох, однако понимал, что мне хотелось знать, откуда я. Он объяснял это, как тяжелое детство. Теперь мне стало ясно, почему мой отец не хочет знать свою родную мать и почему он не испытывал ни малейшего желания узнать, кто его отец.

   Однажды в воскресенье летом 2016г. у меня зазвонил телефон. Это была родная мать моего отца (моя бабушка). Она хотела поговорить с ним. Со времени нашего обмена письмами прошло почти 20 лет. Теперь они говорили друг с другом после 50 лет молчания. С тех пор она многое забыла. Так как мой отец медлил и едва мог себе представить их встречу (после 50 лет), моя сестра и я предложили стать им посредниками и организовать их "первое знакомство". Вскоре мы отправились в маленькое селение, лежащее в Альпах. Колени дрожали и сердце громко билось, когда я позвонила в дверь. Старушка, открывшая дверь, упала нам на руки. Так в 37 лет я познакомилась со своей бабушкой.

   Мы проговорили долгие часы. Она принесла фотоальбом и рассказывала о своей семье, об изгнании их из нынешней Чехии. (в 1945г.) Я перевела разговор на дедушку. Я объяснила ей, что хочу его найти, и поэтому каждая мелочь может быть важна. Бабушка рассказала, что познакомилась с ним в 1952г. на танцах. Она забеременила от него, совершенно того не желая. Американец навестил ее еще в больнице и сообщил, что в Америке его ждет жена с дочкой. После этого бабушка его больше никогда не видела.

   Изнеможенные от встречи с ней сидели мы с сестрой вечером перед компьютером. Мы хотели знать, как дети от смешанных браков американских солдат с немками могут получить информацию об их отцах. Сотни тысяч подобных нам искали своих отцов. (Зачем? - пер.) Мы нашли, какие документы в каких военных архивах хранятся. Пока известны место и год, шансы сохраняются. Мы уже потирали руки, думали, что близки к цели. Но (к нашему ужасу) один из нужных нам архивов сгорел. Но мы не сдавались.

   Между тем я вышла замуж и стала матерью двух сыновей. Всегда, когда детский врач спрашивал о болезнях в семье, я не знала, что сказать. 

               
                Новые пути

   Зима 2021г. Однажды утром я слушала интервью одной американской ученой, в котором она высказала мысль DNA серийных убийц загружать в специальные банки данных, где они будут использоваться с целью поисков их родственников или информации об их происхождении. У меня родилась идея: почему бы мне не попробовать это? Я купила DNA-пробник, и тут же возникла проблема: хочу ли я мое собственное DNA, то, что принадлежит исключительно мне поместить на web-seite? И именно сейчас? Да, я хочу. Долгий путь я сэкономила себе.

   Но поначалу мои попытки ни к чему не привели. Только в декабре 2022г. зарегистрировалась я на другой web-seite. Цик-цак и мое DNA там появилось. Я стала внимательно присматриваться к этой странице. У меня отвисла челюсть, когда я прочитала: "Delores Goodman, 363 cm". Это означало 363 см длина DNA, т.е. степень родства. Иными словами, Делорес и мой отец с определенной вероятностью двоюрные сестра и брат. С этого момента я каждую свободную минуту бежала к компьютеру. О Делорес я не имела ни малейшего понятия, но я хотела как можно больше о ней узнать.

                Поиск

   Доступ к личным данным граждан США удивительно прост. Правда, это стоит денег, зато вы узнаете о человеке буквально все: последние адресы, телефоны, соседей, профессии и проч.

   Однажды поздним вечером, когда я как обычно сидела за компьютером, кровь ударила мне в голову: ОН! Симон Лаури. В извещении о смерти тети Делорес упоминался ее кузен.

   В списке умерших ветеранов войны числился некто Семон 1928г. рождения, скончавшийся в апреле 2000г. Я много о нем узнала, и мне стало ясно, что это был за человек. Не хватало фотографии. Он был женат по крайней мере четыре раза и оставил кучу детей.

   В феврале 2023г. я написала длинное письмо его старшей дочери. В ту пору ей шел 73 год. На фотографиях в социальных сетях она выглядела молодой и жизнерадостной. В конверт я вложила много наших фото. Я писала ей, что ни в коем случае не настаиваю на контакте, а просто была бы рада получить фотографию деда. Я выражала свое понимание, каково ей будет узнать о внебрачном ребенке ее отца. Две недели спустя получила я от нее e-Mail. Расплывчатое черно-белое фото симпатичного молодого брюнета в окружении женщин и детей. С нетерпением я прочитала письмо. "Дорогая Николь, это твой дед Семон со мной на руках в окружении его родственников. С большим удовольствием я бы поговорила с тобой в ближайшее время по телефону. Мелинда." Меня охватил восторг. Не успела я на следующее утро проснуться, как послала фото своей сестре и моему отцу. Он только справил 70-летие. Он нашел это потрясающе: впервые увидеть своего отца. 26 февраля 2023г. я позвонила Мелинде. Она обрадовалась. Сказала, что это подарок неба. Последний раз она видела своего отца, когда ей было 18, поэтому она не многое может о нем рассказать. Он не заботился о своей семье и позже не оказывал никакой помощи. У него никогда не было постоянной работы. Тип "ни на что не годится", но шарман. У нее много братьев и сестер, но почти у всех них другие отцы, так что считать ее семью большой нельзя.

                Правда

   Мелинда сообщила, что ее мать после развода с Семоном вышла замуж за его брата Пауля, который позже умер от лейкемии. Лейкемия? Не может быть. Ведь я читала в различных газетах, что брат деда был убит собственным приемным сыном. Газеты сообщали, что убийца (ему в ту пору только исполнилось 18) был осужден условно, т.к. он действовал в рамках самообороны против сексуальных посягательств своего отчима. И еще она мне рассказала о своих трех детях и о ее 40-летнем браке. Также я узнала, что делал мой дед, когда он оставался один со своими детьми.

   Вскоре я почувствовала, что для меня это все слишком. В конце двухчасового разговора я была бледна как смерть. В конце Мелинда сказала мне: скажи спасибо, что ты никогда с ним не сталкивалась.

   

   

   

   


Рецензии