Любимые песни в разном исполнении

Я родился в 1947 году в далеком поселке на севере Хабаровского края, связь с Большой землей, как тогда говорили, была лишь летом по рекам. Зимой по тем же рекам прокладывали зимники, по которым ездили грузовики.  Нет, поселки не были оторваны от жизни в стране, работало радио с 6 часов утра и до полуночи.  Начинались передачи с исполнения гимна Советского Союза, гимном и заканчивались.  Радио вещало из больших тарелок репродукторов на стене и обычно не выключалось. Так что слова гимна Советского Союза я выучил еще до того, как научился читать.

А вот газеты и письма с Большой земли доставлялись летом на глиссерах с авиационным мотором на корме, а зимой – на аэросанях с таким же мотором. Иногда они брали и пассажиров, но по большому блату или по приказу. А в конце 50-х сделали взлетно-посадочную полосу, разровняв бульдозерами отвалы камней и построив небольшое здание аэропорта. Тогда самолеты Ан-2 и Як-12 наряду с почтой стали возить и пассажиров.

В начале 60-х годов в поселке впервые появились радиоприемники, у некоторых из них были проигрыватели, так называемые радиолы.  И лишь в середине 60-х у сына директора прииска появился переносной радиоприемник «Спидола».  Никаких магнитофонов в поселке не было.

Так что я впервые увидел магнитофон и услышал магнитофонные записи, когда жил в студенческом общежитии Хабаровского медицинского института.  Он был собственностью моего сокурсника Бориса Шапиро, уроженца Львова, который приехал поступать в наш мединститут, потому что шансов поступить во Львове у него не было. А в Хабаровске у него жил дядя, тоже еврей, работавший большим начальником в крайисполкоме. Но несмотря на это, Борис поступил только с третьего раза, по конкурсу среди так называемых «стажников», т.е. имевших производственный стаж. Два года Борис работал слесарем на заводе «Дальэнергомаш».

Еще два моих соседа по комнате были хабаровчане и тоже поступили по такому же конкурсу, дважды до этого не проходя по конкурсу для так называемых «школьников». Почему они жили в общежитии, спросите? Просто наше общежитие было сдано в эксплуатацию перед Новым, 1966 годом, и почти все остронуждающиеся в жилье студенты уже жили в других общежитиях. А тут рядом с корпусом института общежитие за небольшую плату. Почему не жить? Эти парни принесли из дома – один этажерку, другой – радиоприемник. И у нас в комнате стояла эта этажерка, на которой стояли приемник и магнитофон, и лежали учебники.

Тогда из этого магнитофона я впервые услышал Владимира Высоцкого и Евгения Клячкина. Сначала подумал, что не может быть такой фамилии – Клячкин, но оказалось, что может.  У Высоцкого мне нравились многие его песни, а вот у Клячкина – одна, в которой пелось:

Не гляди назад, не гляди —
Просто имена переставь.
Спят в твоих глазах, спят дожди, —
Ты не для меня их оставь.

Перевесь подальше ключи,
Адрес поменяй, поменяй!
А теперь подольше молчи —
Это для меня.

Мне-то всё равно, всё равно,
Я уговорю сам себя,
Будто всё за нас решено,
Будто всё ворует судьба.

Только ты не веришь в судьбу
Значит, просто выбрось ключи.
Я к тебе в окошко войду…
А теперь молчи.

Перевесь подальше ключи,
Адрес поменяй, поменяй!
А теперь подольше молчи —
Это для меня.

Оказывается, эти стихи Евгений Клячкин написал на  музыку Михаила Зива из кинофильма «Баллада о солдате».  Получилась хорошая бардовская песня.

С тех пор прошло много лет. Я уже не только вырос, но и стал солидным мужчиной в приличной должности – первого заместителя заведующего отделом здравоохранения Хабаровского крайисполкома. И хотя у меня было мало свободного времени, передачу «Песня года» я смотрел регулярно, каждое 1 января.  В этой передаче обратил внимание на композитора и исполнителя своих песен Игоря Демарина.  Несколько слов об Игоре. (фото на заставке)

Будущий исполнитель родился в городе Изюме Харьковской области (Украинская ССР) 22 октября 1959 года. Несмотря на то, что мать Любовь Андреевна по специальности была химиком, она верой и правдой служила актрисой в народном театре. Именно от нее Игорь Борисович перенял тягу к сцене, увлекшись мелодичным искусством еще в детстве. Отец Демарина Борис Михайлович всю жизнь проработал инженером.

Интересы ребенка не укрылись от родителей, и взрослые отдали его в местную музыкальную школу обучаться азам игры на фортепиано. Но это не единственный инструмент в арсенале мальчика: уже в десять лет он самостоятельно овладел шестиструнной гитарой. Через три года подросток вновь удивил окружающих, под впечатлением от творчества Батыра Закирова написав свою первую песню «Много лет».

В сочинительстве Игорь Борисович упражнялся на протяжении всей школьной поры, участвуя во внеклассных и районных мероприятиях. К выпускному вечеру у парня накопилось немало хитов, исполняемых и сегодня: «Баллада о неизвестном солдате», «Юлия», «Иванна» и другие.

Следующим разделом биографии Демарина оказалось Артемовское музыкальное училище, по окончании которого юношу забрали в армию. Здесь талантливый парень без труда попал в один из старейших коллективов Вооруженных сил — Ансамбль песни и пляски Краснознаменного Черноморского флота.

Пребывание в нем не прошло даром. В молодости Игорь Борисович стал студентом Киевской государственной консерватории имени П.И.Чайковского и очутился под крылом знаменитого композитора Льва Колодуба. Наставник так повлиял на Демарина, что тот, устроившись в ВИА «Корчагинцы», начал делать робкие шаги в создании рок-опер.

В 1986-м на молодого солиста обрушились всесоюзная любовь и слава, чему поспособствовало феерическое выступление на «Юрмале» — оттуда счастливый конкурсант увез приз зрительский симпатий. На следующий год исполнитель засветился в «Песне года», а затем подкрепил успех завоеванным Гран-при «Крымских зорь».

С помощью композиций «Фокусник» и «Джордано» Демарин покорил фестиваль в Сопоте, а затем выпустил пластинку «Полночный снег». В самом начале 90-х певец решился на переезд из Украины в Москву.

В течение двух лет Игорь Борисович на пару с женой радовал слушателей концертной программой «Два человека ходят по свету». Впоследствии он вновь вернулся к написанию рок-опер. Так, в 1994-м свет увидела «Сага о солдате», а в 2007-м — постановка «Парфюмер», позже реализованная и на льду.

Последняя впечатлила не только искушенную публику, но и на самого создателя литературного произведения. Патрик Зюскинд,  , запрещавший воплощать свой роман на театральной сцене, в итоге сдался и благословил композитора на представление.

К сожалению, творческий путь артистов редко обходится без скандалов и обвинений в плагиате. Столкнулся с этим в свое время и Демарин. Юрий Антонов предлагал коллеге даже «выйти поговорить» из-за песни «Конвой», напомнившей ему произведение из собственного репертуара.

Многие сочинения вокалиста, уютно обосновавшиеся в дискографии рядом с «Нищим» и «Пригласи отца на белый танец», вскоре перекочевали к другим знаменитостям. Валерий Леонтьев вдохнул вторую жизнь в «Доктора-время», а королева шансона Любовь Успенская виртуозно справилась с «Заграницей» и «Витьком».

В нулевых Демарин явил миру несколько альбомов и мюзикл «Адам и Ева». Также Игорь Борисович придумал музыку к детскому спектаклю «Муми-тролль и комета».

Первый канал старается каждый год вспоминать легендарного Михаила Танича, демонстрируя документальные фильмы, фрагменты телепередач и запись концерта, посвященного его 85-летию. То масштабное шоу не обошлось без участия Игоря Борисовича — артист исполнил в дуэте с Тамарой Гвердцители композицию «Золотое сердце».

В дискографии Демарина самые известные песни:

• 1989 — «Полночный снег»
• 1993 — «Листья летнего сада» (с Ириной Шведовой)
• 1994, 2004 — «Заграница»
• 1994 — «Америка-разлучница. Песни Игоря Демарина» (с Ириной Шведовой)
• 1995 — «Пересечемся» (с Ириной Шведовой)
• 1999 — «Аплодисменты...»
• 2002 — «Я люблю...» («Листопад»)
• 2010 — «Парфюмер»

Интересные факты:

1. Песня Демарина «Америка-разлучница» звучит в драме Владимира Хотиненко «Мусульманин» с Евгением Мироновым и Ниной Усатовой в главных ролях, увезшей Гран-при жюри с Монреальского международного кинофестиваля (приз кинопрессы как лучшему фильму 1995-го).
2. У Игоря Борисовича есть именитый однофамилец — Александр Михайлович Демарин, белорусский живописец, чьи работы хранятся в Национальном художественном музее Республики Беларусь.
3. Елена Борзова рассказывала, что Алла Пугачева недолюбливала Демарина и даже якобы поспособствовала тому, чтобы его не было в эфирах и на концертах.

В «Песне года» середины 90-х годов мне запомнились несколько песен в исполнении Игоря. Одна из них «Листья летнего сада» вместе с женой Ириной Шведовой. Вторая – «Конвой». А вот песню «Пригласи отца на белый танец» я услышал на видеокассете.

Именно тогда у меня состоялся разговор с Игорем Демариным. Я часто летал в Москву в командировки, и однажды в накопителе Хабаровского аэровокзала увидел Игоря среди других пассажиров. Он стоял совершенно один в задумчивости и явно скучал.  Я подошел, сказал, что являюсь поклонником его творчества, и он поддержал разговор.  В самолете мы сидели в разных салонах, но на выходе из самолета оказались рядом. Перемолвились парой фраз и стали спускаться по трапу. С тех пор я стал более внимательно следить за творчеством Игоря Демарина.

Когда появился интернет и стали показывать концерты, которые не шли по каналам российского телевидения, я увидел запись концерта Игоря Демарина под названием «Цветы на рояле», в сопровождении оркестра Белорусского телевидения. И среди знакомых мне песен я вдруг услышал песню на слова Евгения Клячкина «Не гляди назад, не гляди».  Сам Клячкин пел её под гитару,  пели и барды эту песню тоже под гитару, а тут огромный оркестр. И песня зазвучала совсем по-новому, и зрители, собравшиеся на концерт, поблагодарили певца и автора новой музыки громкими аплодисментами.  Это была уже не бардовская, а хорошая эстрадная песня. Голос профессионального певца Игоря Демарина не сравнить с голосом барда Евгения Клячкина, у которого песня уложилась меньше, чем в 2 минуты.  А у Демарина она продолжалась больше 3-х минут за счет музыкальной вставки на саксофоне после второго куплета и повторения всех куплетов. Скажу честно, мне больше понравилась версия Игоря.

Дальше я хочу немного рассказать о другой песне, на слова знаменитого поэта Андрея Дементьева. Она носит разные названия. Часто это первая строка стихотворения Дементьева «А мне не надо от тебя», но чаще другое название – «Признание».

Впервые я услышал её в начале 80-х годов, сейчас уже и не вспомню, где. Пела знаменитая Анна Герман песню Владимира Левашова, который пишет свои песни в стиле народных или в стиле романсов. Я не большой знаток музыки и не могу охарактеризовать, в какой манере пела Герман. Скорее романс, чем народная песня.  Неторопливое исполнение с повторами некоторых строчек. Вот её слова:

А мне не надо от тебя
Ни горьких слов, ни обещаний.
А мне не надо от тебя
Ни редких встреч и ни прощаний.

Наверно, выдумали мы
Весну, когда шумела вьюга,
Наверно, выдумали мы,
Наверно, выдумали мы,
От одиночества друг друга
От одиночества друг друга

А мне не надо от тебя
Ни сожаленья, ни участья.
А мне не надо от тебя
Такой судьбы, такого счастья

Давай забудем обо всем
Пускай другие мне приснятся
Давай забудем обо всем,
Давай забудем обо всем.
И чтоб ни в чем не сомневаться
Ни в чем не сомневаться

А мне не надо от тебя
Любви, дарованной, как милость.
А мне не надо от тебя
Всего, что с нами не случилось.

Проходят дни,  а мы с тобой
весенней песни не сложили.
Проходят дни, а мы с тобой,
Проходят дни, а мы с тобой
Так  и расстанемся чужими
Так и расстанемся чужими

Давай забудем обо всем
Пускай другие мне приснятся
Давай забудем обо всем,
Давай забудем обо всем.
И чтоб ни в чем сомневаться
Ни в чем не сомневаться

В исполнении Анны Герман с ей чарующим голосом песня проникала до глубины души.  Но больше я её не слышал ни в её, ни в другом исполнении.  Песню она исполнила в 1980 году, а через 2 года покинула этот мир.

Прошло несколько лет.  И на одном из концертов по телевидению в честь какой-то даты я снова услышал песню на слова Андрея Дементьева. У меня хорошая память, поэтому некоторые строки из песни в исполнении Анны Герман я запомнил. Но тут пел молодой Владимир Мигуля, но это была мелодия танго.  Немного напомню об этом композиторе и исполнителе.

Владимир Мигуля – советский композитор, певец и продюсер. Автор музыки к десяткам хитов, которые исполняли звезды отечественной эстрады. Заслуженный артист РСФСР.

Владимира Мигулю часто называли композитором с душой поэта и советским Джо Дассеном. Близкие утверждали, что он был другом, с которым не страшно пойти в разведку. Когда-то он был невероятно популярен, его песни исполняли самые известные артисты СССР.

В честь 50-летия композитора в 1996 году друзья организовали его авторский концерт. Сам юбиляр на мероприятии присутствовать не смог из-за резко ухудшившегося состояния здоровья. Свои творения, исполненные голосами Валерия Ободзинского, Валентины Толкуновой и Иосифа Кобзона автор слушал по радиоприемнику в прямом эфире.

Владимира Мигули не стало 16 февраля 1996-го. Безвременно ушедшего композитора похоронили на столичном Ваганьковском кладбище.

Интересные факты

Владимир Мигуля праздновал свой день рождения дважды – 11 и 18 августа. Дело в том, что сотрудники роддома в метрике ошибочно указали дату выписки, вместо даты рождения.

Даже став популярным исполнителем, Мигуля продолжал испытывать страх перед сценой. Поддержать мужа приходила жена Марина, которая стояла за кулисами и всячески подбадривала его.

Ныне хорошо известный композитор и продюсер Игорь Крутой начинал свой путь, работая у Владимира Георгиевича. С популярным композитором Крутой познакомился в 1979-м, когда работал в Московском концертном оркестре «Панорама». Мигуля пригласил молодого музыканта к себе, и тот какое-то время играл у него на клавишных инструментах.

Владимир часто устраивал благотворительные выступления и совместно с Советским фондом милосердия основал организацию «Мегаполис».

Ниже я приведу слова песни Владимира Мигули. Они немного разнятся с теми, что пела Анна Герман.  Я специально их разместил недалеко друг от друга.

Владимир Мигуля
сл. Андрея Дементьева

А мне не надо от тебя
Ни робких слов, ни обещаний.
А мне не надо от тебя
Ни редких встреч и ни прощаний.

Наверно, выдумали мы
Весну, когда шумела вьюга,
Наверно, выдумали мы
От одиночества друг друга.

А мне не надо от тебя
Ни сожаленья, ни участья.
А мне не надо от тебя
Такой любви, такого счастья.

А мне не надо от тебя
Любви, дарованной, как милость.
А мне не надо от тебя
Всего, что с нами не случилось.

Наверно, выдумали мы
Весну, когда шумела вьюга,
Наверно, выдумали мы
От одиночества друг друга.

Потом это танго я слышал в исполнении Иосифа Кобзона, певицы Анастасии и других, менее известных исполнителей. Вот в таком виде она приглянулась другим певцам.  Я не берусь судить, какой вариант песни, с музыкой Владимира Левашова, народного артиста СССР, или Владимира Мигули, народного артиста РСФСР, лучше. Как говорится, на вкус и цвет товарища нет.  Тем более что Левашов умер 1994 году в возрасте 79 лет, а Мигуля 2 года спустя, в возрасте 50 лет.  У каждого был свой стиль, более народный у Левашова, и эстрадный у Мигули.  Но у обоих есть замечательные песни на стихи разных авторов. Андрей Дементьев был единственный, где на музыкальном ринге сошлись оба композитора.

Разные исполнители зачастую по-разному исполняют известные песни. Они даже кажутся мало похожими. Например, песня Александра Вертинского «Дорогая пропажа» в исполнении автора и группы «Белый орел» или Влада Сташевского.  Но чтобы на одни слова были написаны  две совершенно разные мелодии, я встречаю впервые. А вы, уважаемые читатели?


Рецензии