Алексей Фандюхин - книга к изданию

Алексей Фандюхин - КНИГА К ИЗДАНИЮ

(статья)

Вступление

Написанная и изданная книга, авторская, какое-то время ещё берётся, писателем-автором, в руки, а затем начинает жить своей жизнью. В это время, писатель-автор, переключается на что-то другое. Он всегда в творческом литературном поиске. И так до последнего дня своей жизни. Оставляя потомкам (в широком смысле этого слова) то, что успел написать и издать. Не говорю уже про писательское "я", как правило самобытное, нестандартное, отличное от всего, что когда-то писалось и издавалось до него.
Моя литературно-критическая статья - "Алексей Фандюхин - КНИГА К ИЗДАНИЮ", носит личный характер. Мы с Алексеем одногодки и единомышленники. Во всём. Правда он этого не знает. К этому выводу я пришёл сам, прочитав присланный им материал к новой книге, которую он собирается издать в ближайшее время.
Это пятнадцать произведений, разного объёма и содержания. Самые разные. Переключающие внимание читателей от одной темы к другой, не утомляющие поучениями и нравоучениями. Но именно скрытые, завуалированные, где-то на втором или третьем уровне подсознания "поучения и нравоучения", и являются, на мой взгляд сильной и главной темой этой книги.

Собственно к будущей книге

Здесь есть всё, в этих пятнадцати рассказах. От фактологии нашего времени, авторских переживаниях и воззрениях, до незримых, но присутствующих в каждом рассказе, тонких психологических моментов, раскрывающих суть современного человека - "Алтайского чудика". Слово "чудик", образ "алтайского чудика" мы черпаем из критики рассказов Василия Макаровича Шукшина. Который был подхвачен, затем, Михаилом Сергеевичем Евдокимовых, в его знаменитых на всю Россию юмористических пародиях.
Алексей Фандюхин, также стоит в этом списке. Он пишет о "чудиках", "Алтайских чудиках" среди которых родился и прожил все свои шестьдесят три года.
И если приглядеться внимательно, со стороны, Алексей также является одним из них, причём наверное, наипервейшим, "Алтайским чудиком". Но, посудите сами, занимая генеральскую должность в системе МВД, будучи уже сам заслуженный полковник, без пяти минут генерал, вдруг начинает писать "милицейские рассказы". "Ментовские истории. Повести и рассказы," - как он сам обозначает в своей библиографии.
И пошло, и поехало. Алексей мягко превращается из "генерала", в профессионального литературного писателя, как и в милиции, всего себя погрузив в литературное творчество, живя этим творчеством днём и ночью, на рыбалке и охоте, в производстве, автомобильном спорте...
В это время мы и познакомились с ним, и подружились. Что для меня (и для всех литераторов Алтайского края) есть большая находка и удача.

Теперь непосредственно о рассказах, которые представлены в макете книги. Их я давно уже прочитал на портале "Проза.ру", написал рецензии, имею чёткое представление о каждом. Эти рассказы, невольно стали уже моим вторым я, потому что, они наверное дополняют моё абстрагированное (фантазийное, придуманное) литературное творчество конкретикой, необычностью повествования и поворотами событий. В этом есть свойство великих писателей. Найти то, что казалось бы на виду, и сделать из этого сильную литературную вещь.

Далее, я просто приведу по одной фразе (абзацу) из каждого из его представленных на суд читателя книги, пятнадцати рассказов:
1. "Вторые сутки нескончаемого кошмара. Сон, перемежаемый забытьем. Прояснение и… Снова …беспамятство. Сознание сквозь помутнение отчётливо декларирует: «Я в ковидном госпитале». Открывая глаза слышу чей-то голос. Над лицом склонилась пластиковая защитная маска и угадывающийся силуэт инопланетянина в белом, с синими полосами костюме.
–Ну что, влип? – приглушённый женский голос слегка наигранно тревожен. "
2. "Деловито окинув взглядом потенциальных покупателей завернула такую цену, что воробьи, чирикавшие у заплеванной шелухой свежеокрашенной подъездной скамейки резко примолкли."
3. "Костик, невыразительный, чуток щупловатый мужичонка возраста, трудно поддающегося определению. С утра, не опохмелившись выглядит на пятьдесят, а вот к вечеру, «разговевшись», на две советские пятилетки моложе."
4. "Выглянул в окно. А снег-то всё равно Новогодний! И идёт не переставая третий час большими и мохнатыми лопухами.  В свете неонового фонаря над подъездом дома снежинки почти вертикально мягко опускались на землю.   
      Завораживает. Так бы смотрел и смотрел на это фееричное зрелище, но завтра, а точнее уже сегодня рано вставать на рыбалку. С лёгким сожалением отхожу от окна. Всё, спать!"
5.    "Слышу позади знакомый голосок Костика: «Мужики! Заканчивайте!» Звучит голос как-то вкрадчиво и фальшиво. Я в этом дворе чужой, а они выросли вместе и не известно, что на уме у рецидивиста."
6. "Подхожу к своему авто, одиноко приютившемуся на опустевшей парковке и отчётливо слышу тот же слабый голосок: «Привееет!». Внимательно оглядываю двор скользя взглядом по пустым глазницам окон не заселённого ещё полностью дома. Никого не вижу."
7.  «Запомни одно: надо первым делом сходить на тюрьму! Только там и себя проверишь, на сколько характером силён и знакомствами серьёзными обзаведёшься. Пока не отсидишь не поймёшь жизни, не научишься деньги зарабатывать! Ну давай, по маленькой, за жисть!»
8. "Взглянул на первого пришедшего. Уставшего смертельно человека борющегося за выживание и понял, что с этих людей  денег брать совесть не позволит."
9. "То, что накопилось за пару прошедших недель: хлопоты, заботы ушло куда-то далеко- далеко сникнув, спасовав пред величием  Матери - Природы."
10. "Это примерно, как у солдата-первогодка "личное время".  Когда уставший чинить придирки старшина,    удаляется подремать в каптёрку, а ротные офицеры уже разошлись уже кто по домам, а те, что помоложе, да не женатые –  по бабам."
11. "Приятеля трудно узнать. Энергичный, весёлый сегодня он подавлен. Былой зычный командирский голос как надтреснутый колокол. Не дожидаясь вопроса Андрей, так зовут моего приятеля, начинает рассказывать и чувствуется, что рвётся наружу в нём желание поделиться горем."
12. "-Дяденька! Купите  пожалуйста, газетку «Резонанс»!  У меня "День рождения", а никто и ничего сегодня еще не купил."
13. "На очередном перекрёстке зрим долговязую фигуру велосипедиста в старомодной шляпе– электрика садоводства, старательно не замечающего проезжающий автомобиль. Не мудрено. Намедни Володя, так зовут специалиста умудрился за опечатывание счётчика на участке Сусликовых содрать по три «соточки» сначала с муженька, а потом, как бы мимоходом и его бабёнки, да ещё и за бесплатную услугу подать свет на участок выманил полторашку тысяч."
14. "Реакция старшего лейтенанта просто впечатлила! Без обиняков и сразу в лоб: «Ты нам рассказывал, что тебя подрезали? А какого хрена ты занял две трети своей полосы и к нему жмёшься, а потом догнал и ударил Крузак в колесо? Всё понятно! Нарушил ты боковой интервал и допустил столкновение!»"
15. "Прощались тепло, прощались не навсегда, прощались до новых встреч! И праздник села которому исполнилось 100 лет точно состоится, и дождутся гостей вкопанные лавки и натянутые пологи и соберутся люди и будут звучать до самой ночи песни над привольно раскинувшимся селом!"

Этот срез фраз, пока ещё мало о чём говорит читателю, который собрался приступить к чтению новой книги. Но, для меня, тоже его постоянному, внимательному и взыскательному читателю, за этими фразами стоит пласт всей моей жизни, в деталях, верно подмеченных и описанных писателем-прозаиком, Алексеем Фандюхиным.

Послесловие

Алексей полностью погружен в литературный процесс, ежеминутно и ежесекундно, может даже не подозревая об этом. Сопоставляя своё авторское я, с окружением, с действительностью, продумывая и анализируя исторические процессы, происходящие в постсоветской России, и отображая непростой исторический процесс в своих прозаических (реже в поэтических) литературных произведениях. На моей памяти эта его не первая книга, о которых я ранее упоминал в своих рецензиях. Но если, предыдущие книги были более "специализированные": любовный роман, рассказы о рыбалке и охоте, то эта новая книга, именно о "простых чудиках", создающих нашу действительность, воссоздающих историческую Русь.

29 января 2024 (Владимир Нургалиев, член РСП)


Рецензии