Возвращение

   Такое может случиться только в  молодости.  Я пошел на поводу ностальгических настроений, уволился с  должности заведующего отделом писем в сибирской газете, передал ключи от двухкомнатной  квартиры редактору В.М. Соломатину, и махнул  на   тамбовщину.

 Именно там и жила вся моя родня: родители, братья, сестры, тетки,  дядья. Был еще жив   и дед Петр, с которым я собирал  чернику в крамжайских лесах, а он рассказывал мне о своей молодости, как служил царю, а потом   большевикам.  Была жива  и моя незабвенная бабушка Дарья, она умела печь бесподобные по вкусу пироги с калиной, ткала половики из разноцветных лоскутов ткани,  лечила, строила свой первый дом. Пять лет в этом доме довелось прожить и мне. Это она поздней осенью 1919  на санной подводе отправилась за 110 километров в город Козлов (нынче Мичуринск), чтоб привезти оттуда своего любимого мужа. Бывший ездовой пулеметной тачанки ее Петенька Баранов через санитара сыпнотифозного отдела лазарета, прислал ей весточку  с просьбой  приехать за ним и увезти домой.

Я уехал от озер, где уток было «как грязи»,  от широкошумных дубрав, где в изобилии водилась боровая дичь, зайцы, но   определенная  логика в моем поступке была, я возвращался   к своему малому отечеству. Хотелось, как в студенчестве,   на выходные дни опять приезжать в родительский дом. Я заранее списался с  редактором  инжавинской районки,  и  получил там должность литсотрудника. Мы сняли с супругой угол    в доме одинокой женщины.  Огорода у нас не было, поэтому и  наше обеденное меню не отличалось разнообразием.

Однажды, после счастливых  выходных проведенной мной в  Тулиновке, я еще полный приятных воспоминаний,    возвращался в Инжавино. Торопились, стучали на перегонах колеса пригородного поезда,  удаляя меня от родительского дома.   Я оторвал свой взгляд от  окна, за ним мелькала ранняя осень,  и  прошел  мимо    купе проводницы.   С долей удивления  заметил, что возле  его   настежь открытой двери  тусуются  несколько парней.  Все они смотрели внутрь отсека, будто там, за его перегородкой  шло яркое  представление. Я  мельком заглянул в купе,  и   остановился.

На нижней полке сидела девушка редкой красоты.
- Её портрет мог бы украсить  обложку глянцевого  журнала, - подумал я, а она окружена простыми    мужчинами,   и  одета в  железнодорожную спецовку и синюю  юбку.   Красота незнакомки вызвала невольное беспокойство и во мне.
Мне захотелось процитировать, что - то из стихов А.С Пушкина. Типа:
-И может быть — на мой закат печальный,
блеснёт любовь улыбкою прощальной.
Но парень,  что стоял, справа от меня, будто прочитал мои мысли,   склонился  к моему уху и тихо сказал
-Она не стоит твоего внимания.

   В словах незнакомца  звучало некое предостережение, возможно и надуманное.
-Да  какое мне дело до твоих  слов, - подумал  я,- через час мы  выйдем все из поезда, и это зрелище закончится, а пока мне хочется  любоваться    красотой этой  девушки, на такое  лицо можно   смотреть  даже  ради эстетического восторга. Женщина  продолжала молчать, и в те краткие пары  минуты, что я дежурил  возле ее двери, так и не  удостоила  хоть  одного из нас заинтересованным  взглядом.

Все, как и я,  молча, радовались  возможности находиться рядом с  великолепным видением созданной природой.  Трое из нас   стояли  наружной стороны купе, столько же, сидели на полках, а один из нас даже  склонил свое лицо к проводнице и  вполголоса   что - то говорил. Но  вдруг всё мгновенно изменилось.

  На  внешнюю  сторону вагонного  окна   брызнула, чья - то  кровь,  и  через минуту поезд   резко  затормозил,    кто- то из пассажиров успел дернуть   ручку стоп крана.  Все мы,   забыв    о красавице,     выскочили  на обочину,  и подняли  свои взгляды  вверх.

С  покатой крыши  запыленного  вагона свешивалась  разбитая  голова паренька, видно  ему  не хватило денег на проездной  билет, и он ехал «зайцем». Ехал  стоя в полный рост, может до той же самой станции, что и я, но  забыл простую  предосторожность,   он смотрел не вперед, а назад. Когда наш поезд проезжал под мостом, для сохранения   его жизни не хватило нужного зазора между опорами моста и его телом.

Теперь думаю, это был роковой знак и для меня меня, хотя изначально я и  не придал ему особого значения. Поздним вечером я уехал от райцентра за 10 верст и раздобыл немного картошки, а на другой день, в предвкушении вкусного обеда, спешил к дому.

Сковородка из под жареной картошки стояла на столе, она   ещё  не успела остыть, но  была пуста.
-Приходила в гости беременная женщина, - объяснила супруга, - она  съела всю картошку. Не смогла  ей отказать. Обещала сводить меня завтра в ресторан.
Я был в тихой ярости, но  после того, как не солоно хлебавши вернулся на работу, от одного  из сотрудников узнал, что и осенняя охота в районе в этом году не откроется.

На тамбовщине стояла    страшная засуха.  Я открыл физическую карту России,  и стал изучать в какой из сибирских областей больше озер. Выбор пал на Барабу*. Я бросил в чемодан болотники, зачехленное ружье, рюкзак, патроны с мелкой дробью, и уехал за Урал в разведку.    В отделе кадров новосибирского  отдела образования   показал свой диплом учителя химии и спросил.
-В  каком районе самая богатая охота на уток? –
-В Здвинском!
-Направьте меня туда!

Я получил направление и заспешил  к железнодорожному вокзалу,   сел  в первый же   проходящий  на запад пассажирский  поезд.  В   Барабинске  пересел на автобус и уже на закате солнца вышел   в точке моего назначения. Это было село Лянино.
Здесь было все, что мне нужно. Обещана отдельная квартира для семьи,  сразу  за огородами розовым зеркалом  блестел  вечерний плес. Я оставил чемодан с вещами в  крайнем доме и убежал с ружьем на озеро. В первый же вечер  добыл  трех уток.

На другой день рассказал  учителям о своей поездке на родину, о пустой сковородке на столе, как ютился со своей семьей в чужом доме, о вчерашней удачной вечерке на поджильном* озере.
- Очень понравилось мне это село,- подвел итог я своему монологу.
-И чем это так манит  людей к себе та Европа? - с удивлением в голосе  спросил военрук школы П.В. Зыбцев.

И  то ли самого себя он об этом спросил, то ли подумал, что я продолжу свой рассказ, но  я не стал  никому объяснять, что есть у человека такая  блажь в сердце, как тяга к своему малому отечеству. Писать в газету я не перестал, районка охотно публиковала мои материалы, а темы для них я теперь   выбирал сам.

Бараба* — историческое название обширной территории вдоль Транссиба, расположенной примерно от города Барабинск до города Каргат (современная Новосибирская область).

Поджильное**- рядом с жильем


Рецензии
Интересный рассказ. И подтверждение того, что прошлое иногда видится нам как сквозь волшебное стекло. Но если попытаться вернуться, оказывается вовсе не таким.

Так и у Вас на родине хоть и были близкие люди, но жизнь сложилась в других местах, которые, думаю, тоже стали родными.

А та встреча с девушкой в поезде - о чем она предупреждала?

Вера Крец   02.04.2024 10:55     Заявить о нарушении
Трагедия предупредила, что я выбрал не ту дорогу.
А Сибирь стала для меня тем местом,где поднимал св. трех дочерей,
привозил их много раз на тамбовщину, этот уголок юдоли им очень понравился, повзрослев, приезжали туда со св. детьми

Юрий Баранов   02.04.2024 12:42   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.