Финансирование СМИ
В перестроечные времена была разрушена существовавшая модель системы средств массовой информации. Российский закон «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 года дал право всем организациям и гражданам, изъявлявшим на то свое желание, учреждать любые средства массовой информации, что привело к тому, что в стране стал формироваться рынок российской прессы. Как и на любом рынке, на рынке прессы возникла конкуренция, которую мы наблюдаем и сегодня: идёт борьба за аудиторию, за источники финансирования. У существующих ранее при социалистическом строе СМИ появились новые хозяева из числа лиц, приближённых к новой власти. СМИ, не имея государственных источников финансирования, продались финансово-промышленным группам, в результате появились медиа-холдинги как структурные подразделения этих финансово-промышленных групп. Сформировался рынок рекламы. Закон не выработал внятной политики в области СМИ, он плохо регулирует отношения СМИ с властями, с учредителями, являющимися, как правило, лицами, приближёнными к власти. Пресса, будучи брошена в рыночные отношения, перестала быть объектом культуры и информации, а стала объектом, приравненным к товару. Конкуренция изданий и каналов не способствовала улучшению качества прессы. Институт СМИ в России стал потворником властьимущих.
Российская пресса реально независима лишь от читателя, зрителя, слушателя. Выработка механизмов, которые реально сделали бы СМИ зависимыми от тех, кто их читает, слушает и смотрит, должна была бы составлять основной приоритет законодательной и законоприменительной деятельности. Но ничего похожего не наблюдается, и потому реальная конкуренция между журналистами и их изданиями (компаниями) все больше подменяется состязанием сенсаций, скандалов и компроматов. Мало того, отсутствие финансовой независимости превращает СМИ из информационных источников в политическое оружие групп, кланов, элит и т. д., где отсутствие самоокупаемости СМИ компенсируется его владельцу, будь то банкир или администратор области, его послушностью, управляемостью, готовностью послужить или прислуживать. [3. Ворошилов В.В. Журналистика. – С.-Петербург, 2000- С. 86]
Тяжелое экономическое положение большинства редакций и населения направили развитие прессы по такому пути, когда стало свершившимся фактом:
- выход за пределы общероссийского информационного поля значительной части населения страны;
- сокращение объема информации в структуре отдельного издания;
- ухудшение качества общероссийской информации, снижение уровня её достоверности (ангажированность, корпоративность, мифологизация публикаций и другое. [1. Бернейс Э. Манипуляция общественным мнением: как и почему // Полис. 2012. - С. 156]
В России пресса стала удобным инструментом порционной передачи угодной для властей информации, то есть контролируемым властью проводником политики государства, а по существу, составной частью политической системы общества. СМИ выполняют в политике множество функций, главной из которых является формирование массового сознания.
Институт СМИ осуществляет серьёзное воздействие на общество, его состояние и развитие, а потому, безусловно, важно, «кто задаёт музыку». Существующий в России закон «О средствах массовой информации», позволяет финансирование российских СМИ любыми средствами, не исключая даже средства лиц и структур, ведущих информационную войну, направленную на деморализацию нашего народа, на стирание исторической памяти народа, а значит, направленную против нашего государства. Соответственно, СМИ, финансируемые такими лицами и структурами, формируют массовое сознание в заданном им «хозяевами» направлении, то есть в направлении уничтожения идеологических ценностей нашего народа. Как и другие СМИ, они тоже передают информацию, но это не просто канал беспристрастно передающий информацию, это канал, преломляющий и интерпретирующий её в заданном политическом направлении. СМИ не просто информируют о чём-то людей, сообщают им новости, но и пропагандируют им определённые идеи, взгляды, политические программы и тем самым становятся соучастниками социального управления. Путём формирования общественного мнения, выработки определённых социальных и политических установок, формирования убеждений СМИ подталкивают человека к определённым поступкам, действиям, а так же оказывают воздействия через формирование соответствующего общественного мнения и на деятельность должностных лиц, и даже социальных институтов. Потому очень важно, кто является учредителем СМИ, на какую аудиторию нацелены учредители, какова их политическая ориентация, то есть очень важно урегулирование вопроса финансирования СМИ на законном уровне. Законное решение этого вопроса позволит пересмотреть место и роль института СМИ в политическом процессе нашего государства.
Свидетельство о публикации №224012900826