Практика. Быт. Техника. Обучение
Диалектика психики человека.
Системно-иерархическая модель психики.
Часть IV. Личность как социальный организм, corpus socialis.
Глава 1. Практика -> Быт -> Техника -> Обучение.
Практика находится на стыке природы и культуры. Она есть мост между индивидом и личностью.
Приблизительно структуру практики можно представить как иерархию из четырёх уровней:
1. Основой практики является физический труд - сложное волевое действие или система действий, преодолевающих сопротивление среды на пути к цели - удовлетворению разнообразных потребностей. Основную роль здесь играет природное тело индивида, его соматопсихика.
2. Затем идёт умственный труд - практика исследования, развивающаяся в научно-исследовательскую практику. Основную роль на этом уровне играет познание и все натуральные психические функции, входящие в состав интеллекта - природного духа. Здесь исследуются и познаются результаты физического труда, открываются причинно-следственные связи между субъектом (человеком) и объектом (предметом труда), а также связи между объектами, используемыми в трудовом процессе, т.е. между условиями и средствами труда.
3. Далее - та разновидность труда, которую уже не назовёшь чисто умственным трудом, ибо это практика организации труда, практика установления трудовых отношений между трудящимися. Назовём его волевым трудом, несмотря на то, что такого термина ещё не было. Волевой труд опирается на умственный и физический. Первоначально простая форма совместного труда, основанная на взаимопомощи, например, охота, дифференцируется на разновидности. Происходит разделение труда, функциональная специализация, которая приводит к кооперации - объединению разных функций под руководством лидера, проявившего себя как сильного, умного и волевого. Так в горизонтальных трудовых отношениях появляется вертикаль - отношения командования-подчинения. Поэтому волевой труд можно считать новым синонимом организационного или управленческого труда.
4. На этом уровне организационная практика переходит обратно в исследовательскую. Этот переход в виде связи между умственным и волевым трудом затвердевает в форме четвёртой разновидности труда - творчества. Здесь исследованию подвергается взаимодействия между трудящимися, т.е. субъект-субъектные отношения. При этом изобретаются новые формы физического труда, самого исследовательского процесса, и новые формы трудовых отношений. Творческий труд вносит разнообразие в условия труда и отдыха - в природно-бытовые условия, а также - в средства труда, извлечённые из природных условий. Творческое отношение к физическому, умственному и организационному труду стимулирует создание новых предметов быта и изобретение новых средств труда: орудий (предметов, которыми орудует человек при обработке других предметов (сырья) и изготовлении из них продуктов), ручных приспособлений, машин, приборов, аппаратов, и т.п.
Физический труд можно представить в схематическом виде как тетраду:
причина -> условие -> средство -> следствие. Причиной является воздействие (причинение) одного на другое, например, воздействие субъекта на объект. В качестве объекта может выступать и другой субъект, находящийся, таким образом, в пассивном, объектном, состоянии. Понятно, что и субъект, и объект находятся в различных внешних и внутренних состояниях. Собственно, это есть внешние и внутренние условия, опосредующие воздействие субъекта на объект. Следствием в данной схеме являются изменения в объекте, произведённые субъектом.
Внешнее условие для субъекта воздействия: где он находится и когда воздействует на объект. Внутреннее условие: в каком состоянии он находится. А это либо здоровое и сильное состояние, либо больное и слабое. Даже в здоровом и сильном состоянии субъект может с разной силой воздействовать на объект - с полной отдачей, вполсилы, или слабо. Внешнее условие для объекта - такое же как и для субъекта - где находится и когда получает воздействие. Внутреннее условие для объекта - в каком состоянии находится, в здоровом и сильном, или больном и слабом, в каком настроении: благодушном или раздражённом, и т.п., и т.д.. Здоровый и сильный, находящийся в благодушном настроении объект воздействия (он же другой субъект) может спокойно выдержать сильное воздействие здорового субъекта, а уж слабое воздействие и вовсе не заметит. Больной и слабый объект воздействия даже слабое воздействие больного субъекта воспримет болезненно и ответит сильной реакцией.
Средство воздействия может быть разным. Непосредственным воздействием считается прямой контакт субъекта с объектом. Но этот контакт лишь условно непосредственен, поскольку он исполняется приложением к объекту каких-либо частей тела субъекта. Применяемые части тела субъекта и есть средства воздействия. Так можно применить руки, ноги, голову, язык (в случае речевого воздействия). И поскольку сам субъект и его части тела также являются средой для него самого и для объекта, то средство воздействия выделяется из этой среды. Таким образом, воздействие оказывается не только опосредованным, но и опосредствованным. Правда, в литературе опосредованность и опосредствованность применяют в качестве синонимов. Однако же, мы берём какие-либо предметы, используя их в качестве средств, из среды. А среда - это весь комплекс условий. Об этом писал ещё Г.В.Ф.Гегель в "Науке логике", когда обсуждал процесс необходимости и три его составляющих: деятельность, условие, предмет.
Если представить тетраду "причина -> условие -> средство -> следствие" в виде ромбика с соответствующими стрелочками, как это сделано на схеме, находящейся в начале этой главы, т.е. в виде тетраэдра "практика -> быт -> техника -> обучение", то будет вполне понятно обратное влияние следствия на причину и на условия, а также на средство. Предмет, применённый в качестве средства воздействия к слишком крепкому объекту, может развалиться, испортиться, сломаться. Сам субъект воздействия может от реакции объекта претерпеть какие-либо изменения, вплоть до кардинальных (помереть). Внешние условия от такого взаимодействия могут резко измениться, хотя бы в том, что произойдёт перестановка субъекта и объекта в пространстве и времени. Объект воздействия станет субъектом, а субъект - объектом последующего воздействия.
Уже на этом уровне видно, что связь как взаимодействие имеет две стороны - условие и средство (условие как среда и предмет в качестве средства). Одна сторона является основанием того, что мы называем бытом, бытовой средой. А средство - основанием того, что мы называем техникой, техническим средством. Так любой предмет, приспособленный в качестве средства воздействия субъекта на объект, становится техническим приспособлением, орудием труда или оружием охоты на дикого зверя. Ветка или ствол небольшого дерева становится дубинкой или древком копья или стрелы. Камень раскалывается и обтачивается другим камнем, и становится либо наконечником копья или стрелы, либо ударной частью молотка или топора. Посредством топора и молота сооружается жилище. Посредством копья и стрел добываются мясо для питания и шкуры для одежды и обуви, а также для убранства жилища = устилания пола, устилания лежанок, и т.д.. То есть, всё, что сооружается орудиями и оружием (техническими приспособлениями), всё это становится предметами быта, жилищными условиями.
Поэтому категории быта и техники представляют собой диалектическую пару. Реальные же технические сооружения и быт взаимно переходят друг в друга. Что и называется взаимопроникновением противоположностей. Средство становится элементом среды, из которой выделяется другое средство. Также и выделение нескольких средств, их обработка трудом, позволяет комбинировать их между собой, конструировать новое средство, состоящее из уже известных. Следовательно, быту соответствует статика взаимодействия, а технике - динамика. Ведь техника - это не только её бытование, но и её создание, конструирование, процесс её изготовления. Простаивающая техника - предмет быта, деталь технически-бытовой среды. Конструирование нового технического устройства с помощью уже готовой техники - это техника в процессе становления.
"В самом деле, что такое быт? Быт — это обычное протекание жизни в ее реально-практических формах; быт — это вещи, которые окружают нас, наши привычки и каждодневное поведение. Быт окружает нас как воздух, и, как воздух, он заметен нам только тогда, когда его не хватает или он портится. Мы замечаем особенности чужого быта, но свой быт для нас неуловим — мы склонны его считать «просто жизнью», естественной нормой практического бытия. Итак, быт всегда находится в сфере практики, это мир вещей прежде всего." (Лотман Юрий Михайлович. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII — начало XIX века)
ВВЕДЕНИЕ: Быт и культура.)
Быт есть некоторая часть бытия, и состоит из окружающей субъекта природной среды (территория), часть которой преобразована трудом общественного субъекта в искусственную среду обитания (сёла, деревни, города, улицы, дороги, дома, предметы мебели, кухонная утварь, бытовая техника, средства стационарной и мобильной связи, средства радиотелекоммуникации, и т.п.).
Техникой становятся объекты внешней природной и искусственной среды: из природной среды добывается сырьё, которое обрабатывается и переплавляется в детали - заготовки сложных технических устройств. Техника - это не только технические изделия, но и умение их изготавливать, сам процесс изготовления технических приспособлений, состоящий из последовательности приёмов.
«Быт – сфера общества, характеризующаяся способами удовлетворения личных потребностей, необходимых для воспроизводства человека, отношениями людей в непроизводственной жизни и их деятельностью во внерабочее время» (Борисов М.Н. Социология быта. – Рыбинск, 1992. – С.15).
Очевидно, что быт относят к сфере потребления, т.е. к непроизводственной сфере. Что, в общем-то, правильно, но не совсем верно. Производство и потребление переплетаются. Быт есть и на производстве - в виде бытовых помещений, рабочих кабинетов, цехов, столовых, бытовых приборов, поддерживающих жизнедеятельность работающих на производстве. Также и производство существует в бытовой сфере в виде домашней работы, т.е. работы по дому (уборке, чистке, стирки, готовки, ремонту мебели и бытовых приборов, и т.д.). К тому же некоторые люди работают дома, производя что-либо общеполезное: берут работу на дом, или вообще работают удалённо от основного места работы, занимаются каким-либо ремеслом. Производство и потребление переплетаются настолько, что мы не можем что-либо производить, не потребляя чего-нибудь, и не можем что-либо потреблять, не производя что-нибудь из потреблённой материи, например, бытовые или производственные отходы. И даже отходы мы приспосабливаем куда-нибудь и для чего-нибудь, пытаясь организовать как бы безотходное производство. Хотя отходы всегда есть, например, дым из труб, улетающий в атмосферу, всяческие испарения, и прочее. И вся производственная и потребительская деятельность общества влияет на природную среду, облагораживая её в одних местах, и загаживая - в других.
Исходя из этого можно усмотреть некую, хотя бы приблизительную, иерархию быта:
1. природные условия, территория, природные запасы
2. поселения, дома, жильё (сельский, деревенский, городской быт)
3. производственные помещения, места работы (производственный быт)
4. культовые и культурные сооружения, храмы, памятники, здания, театры и кинотеатры, библиотеки, стадионы, места отдыха, парки, рынки, магазины, пункты обслуживания как людей, так и всяческой техники, а также пункты её ремонта, быт воспитательно-учебных учреждений, и т.д..
От состояния материального быта зависит духовное бытие человека и его душевное состояние. Если природная среда несёт в себе условия для здоровой жизни, а искусственная среда - красоту и уют, то из такого места обитания не захочется никуда переселяться.
Внутренняя иерархия техники представляется в следующем виде:
1. конструирование (конструкция)
2. дизайн (набросок, макет)
3. проектирование (проект)
4. изготовление (сборка)
[Виды дизайна: архитектурный, промышленный, инженерный, технологический, автомобильный, интерьерный, фасадный, средовой, эргономический, декорирующий, графический, шрифтовой, одежды, фитодизайн.]
Если представить эти уровни в виде углов ромба и уподобить схеме наверху этого текста, то можно увидеть связи между этими уровнями. Можно что-нибудь конструировать, не прибегая к дизайну и проектированию, исходя из сиюминутных соображений, случайным образом, методом проб. Если начинает интересовать внешняя (декоративно-эстетическая) сторона изготавливаемого изделия, то возникает такая сторона конструирования как дизайн. Если интересует внутренняя сторона изделия, взаимосвязь (взаимодействие) всех его деталей, то возникает проектирование и его результат - проект. От проектирования можно сразу перейти к изготовлению деталей и сборке из них всего технического изделия. Поначалу изготавливается опытный образец, который испытывается на практике, в работе. После испытаний изделие дорабатывают или отказываются от него. Это всего лишь приблизительное деление всех процессов создания технических устройств. В каждом из уровней можно усмотреть ещё целую иерархию подпроцессов.
Говоря об обществе как о социальном организме, нельзя не сказать о социальной организации. Она есть не только у человека, но и у животных. Ведь человек - это тоже животное. Только это животное окультурено и развито своим орудийным трудом в человека. По мнению голландского этолога Н.Тинбергена, социальная организация начинается там, где хотя бы двое животных вступают в контакт.
"Сообщества животных организованы по двум главным факторам - доминированию и территориальности. Уровни организации социумов различаются сложностью. Животное может существовать в группе, которая сообществом в строгом смысле слова не является. Сюда относятся стада, стаи и табуны без иерархических отношений, то есть скопления животных, образующиеся в результате несоциальных реакций на различные факторы среды. Это могут быть, например, скопления морских черепах на островах в период размножения, скопления животных у водопоя в период засухи, бесструктурные стаи и стада, в которых нет индивидуального распознавания особей.
Характеристика организованных сообществ (Дональд Дьюсбери считает, что для того, чтобы группа животных была названа организованным сообществом, должны выполняться пять правил):
1. Все организованные сообщества обладают сложной системой коммуникации, то есть владеют системой знаков непосредственного общения, путем передачи друг другу различных сигналов: звуков, жестов, мимики, положения тела и др.
2. Имеется разделение функций, основанное на специализации (имеется вожак, на поведение которого ориентируются все остальные животные).
3. В поведении членов организованных сообществ наблюдается когезия, то есть стремление особей держаться в более или менее тесной близости друг к другу.
4. Наблюдается относительное постоянство состава. Миграции в сообществах почти не происходят. «Уважительной причиной» для миграций служит периодическая смена самцов, оставляющих больше всего потомства. Особи, составляющие сообщество, знают друг друга «в лицо», т. е. индивидуально распознают друг друга.
5. Затрудненный доступ для особей того же вида, не являющихся членами данной группы. Сообщество сопротивляется иммиграции «чужаков»." (Из книги Владимировой Э.Д. "Психология животных").
В этой выдержке отмечена одна из сторон организации - специализация, разделение функций, которая у человеческого общества приобретает вид разделения труда. Другая сторона организации - объединение индивидов в группу или сообщество, когезия. Интересна также фраза из пункта 4: "Особи, составляющие сообщество, знают друг друга "в лицо", т.е. индивидуально распознают друг друга." Это наводит на мысль о том, что в эволюционном плане человек начинается как личность с момента возникновения организованных сообществ.
Возможно, человеческое дитя в тот момент, когда оно начинает различать лица своих родителей, тоже начинает становиться личностью. А раз оно начинает становиться личностью, то оно уже в какой-то мере и есть личность. Хоть и незрелая, но уже личность! Личность, которая со стороны своих особенностей, т.е. как индивидуальность, имеет свой характер. Характер тоже ещё пока складывается, формируется, но он уже есть. По крайней мере, отношение родителей к своему ребёнку как к личности, а не только как к животному индивиду, о котором нужно позаботиться в материальном плане (одеть, накормить, и т.д.), весьма полезно для его развития как человека, как разумного (умеющего говорить и мыслить понятиями) существа. Если учесть, что родители заботятся о своём ребёнке, используя специфически человеческие способы и приспособления, созданные трудом, своим или чужим, то понятно, что ребёнок, контактируя таким образом со своими родителями и вещами, с домашней обстановкой, тоже УЧИТСЯ использовать своё тело, руки, ноги, голову специфически человеческим способом.
Исторически жизнь человеческого общества есть смена поколений. И, чтобы новые поколения не начинали с того же, с чего начинали свою практику их родители, а продолжили путь культурного развития, им нужно передать накопленный практический опыт. Такая передача и приём (освоение и усвоение) культурно-исторического опыта происходит в форме обучения. Бытовые условия, в которых растут дети, дома, внутренняя обстановка, бытовая техника, а также производственная техника на предприятиях, куда приходят работать подросшее поколение - всё это остаётся и после ухода старшего поколения. Техника - это не только материальные предметы, орудия производства, оружие и сооружения. Техника - это ещё и способы их безопасного использования, приёмы обращения с машинами, приборами, и прочими техническими приспособлениями. Эти приёмы использования вещей старшим нужно преподать, а младшим изучить и усвоить.
Обучение можно считать более высокой формой практики. Практикуясь в какой-либо деятельности, человека в то же время и обучается, совершенствуется. Через обучение он приобретает новые для него привычки и навыки. (Об этом речь пойдёт в следующей главе). Обучение - обмен практическим опытом, взаимное обогащение, когда один учит другого, и сам учится у него. Ведь учатся не только дети в школах и студенты в институтах. Учатся также и взрослые, делясь друг с другом фактами и наработанными приёмами в своей практической деятельности, чего бы она ни касалась.
Свидетельство о публикации №224012900881