Часть 24. Ортодоксальное Православие
ОРТОДОКСАЛЬНОЕ ПРАВОСЛАВИЕ.
ПОНЯТИЕ О ПРАВОСЛАВНОЙ РЕЛИГИИ.
Понятие Православие в переводе с греческого языка означает "правильное славление", по смыслу - "правильное мнение". Это ортодоксальное христианство, наиболее приближенное к первичному культу 11-13 го веков, очень сдержанное и суровое. Оно придерживается строгой морали и нравственности первоначального христианства и его вероучению.
Православные христиане считают своё исповедование истинной апостольской и наиболее правильной верой. Они рассматривают православную церковь как единственную кафолическую(католическую), т.е. всеобщую церковь. Но понятие "католическое" изменило свой смысл в 16-17-ом веках, когда сузилось до обозначения лишь одного Западно-Европейского католицизма, обособившегося тогда же в 16-17-ом веках.
Православие пережило несколько церковных реформ. Значительную роль в расколе Православной церкви сыграла реформа, проведенная в сер 17 века патриархом НИКОНОМ. Романовские историки ставят во главу угла Никоновской реформы только вопрос о двуперстном крещении и об исправлении церковных служебных книг, в том числе написании имени "Исус" через две буквы "ИИ" - "Иисус". В связи с тем, что Византия уже два столетия находилась под властью Османской империи и при многоразовом переписывании на западе христианских источников, в православных обрядах и писаниях накопилось ошибки, которые необходимо было исправить. На самом деле никоновская церковная реформа имела более глубокие корни, главными среди них являлись ПОЛИТИЧЕСКИЕ, а не религиозные.
В 1649 оду Московский царь Алексей Михайлович направил иеромонаха, распорядителя Московского Богоявленского монастыря, келаря Троице-Сергиева монастыря Арсения Суханова (1600-1668 г.г.) в Константинополь. Это был высокообразованный по тем временам человек, знавший несколько языков. Он имел задание описать обряды и церковные обычаи Восточной православной церкви. Он несколько раз посетил Константинополь, Египет, греческие острова и добрался до Афона.
В результате этих поездок появилось сочинение Арсения Суханова "Прения с греками о вере". Из Афона он привез в Москву до 700 греческих рукописей для сверки и исправления русских богослужебных книг. С 1661 года Суханов руководит работой Московского Печатного двора, где печатались исправленные книги.
Посетив греков и ознакомившись с их книгами, Арсений Суханов пришел к выводу, что ошибки сделаны в греческих богослужебных книгах. Ведь Константинополь (Стамбул), как уже было сказано выше, более двухсот лет находится под властью турок-османов, которые исповедуют мусульманскую религию. К этому времени христианские патриархи, находящиеся в Стамбуле или Иерусалиме, в православии уже особой роли не играли.
ПОЛИТИЧЕСКАЯ СУТЬ НИКОНОВСКОЙ ЦЕРКОВНОЙ РЕФОРМЫ.
Московское государство фактически уже считалось Третьим Римом. Поэтому у русского духовенства укоренилось мнение о превосходстве русского благочестия над греческим. Поэтому каноническими должны быть русские обряды и русские богослужебные книги. Тем более, что христианство на Руси было принято не от греков, "чем они чванятся", а от первого ученика Иисуса Христа апостола Андрея Первозванного. Так утверждает Арсений Суханов в своих "Прениях с греками о вере". Здесь он пишет: "...всуе вы хвалитесь тем, мы от вас крещение приняли, но крещение приняли от апостола Андрея, как по Вознесении Господне. Прииде Апостол Андрей к Византию, и оттуду Черным морем шел до Днепра и Днепром вверх до Киева, а от Киева даже до Великого Новагорода, и ходя тем путем, учение свое о вере Христовой распростирах, а иных крестил, в Киеве будучи крест воздвигнул... И мы, как прияли веру и крещение от апостола Андрея, так и держим... а вы ,греки, правила не храните... да вы ж и лета от рождества Христова потеряли...".
Проблема, как креститься православным верующим ДВУМЯ перстами или ТРЕМЯ, также имела не столько религиозное значение, сколько политическое. Московские цари взяли курс на распространение своего влияния на западно-русские земли, населенные православными. Патриарх Никон также мечтал об объединении под рукой Москвы всех православных народов. Некоторое время при отсутствии царя Алексея Михайловича в Москве в период войны с Польшей (1654-1667 г.г) он фактически управлял государством - Третьим Римом, как называли тогда Москву.
На Западе христиане- католики крестились двумя перстами, а на Востоке христиане-православные - тремя перстами и имели различие в обрядах. Их надо было подправить. Поэтому Никон развернул решительную борьбу с двуперстием. Это встретило ожесточенное сопротивление части православного духовенства и верующих. Особую активность проявил протопоп Аввакум.
Хотя Никон был отстранен от власти в 1658 г., но церковный Собор 1666 г. признал его нововведения правильными и принял их. Несогласных с этим предали церковному проклятию(анафеме) и назвали раскольниками. Они подверглись жестоким политическим репрессиям. Государство поддержало Никоновскую церковную реформу. По приказу Алексея Михайловича (Тишайшего) раскольников живыми сжигали в деревянных срубах. Протопопа АВВАКУМА также сожгли живым в деревянном срубе, набитом соломой. Боярыню-раскольницу Феодосию Морозову и ее сестру Евдокию Урсулову после пыток бросили в вырытую под землей тюрьму, где содержали в темноте и уморили голодом и холодом. Их богатое имущество православный царь-батюшка Алексей Тишайший конфисковал в свою пользу. В ответ на царскую жестокость раскольники ушли в подполье и продолжали молиться и совершать обряды по старой вере. Поэтому их стали называть СТАРООБРЯДЦАМИ.
Только в 1905 г. во время первой русской революции Николай Второй издал Сенату указ о прекращении преследовать раскольников и называть необходимо их только СТАРООБРЯДЦАМИ. Так официально старообрядцы были уравнены с православными верующими и признавалось принятие нового обряда - Никоновской церковной реформы ПОЛИТИЧЕСКИМ явлением, а старообрядчество - ПОЛИТИЧЕСКИМ движением.
ПОЯВЛЕНИЕ НОВЫХ ОТВЕТВЛЕНИЙ ОТ ПРАВОСЛАВИЯ ПОСЛЕ РЕФОРМЫ НИКОНА.
В настоящее время имеются следующие ответвления Православия:
- Старообрядческие церкви,
- Автокефальные вне канонического общения с мировым Православием,
- Поповство,
- Беспоповство,
- Поместные автокефальные и автономные церкви,
- Истинно православные церкви,
- Старостильные церкви (старо-стильники).
- Автокефалии, т. е. самостоятельные церкви, стремящиеся к легитимизации, т.е.узаконивания их самостоятельности со стороны Вселенского православия.
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРАВОСЛАВНОГО ВЕРОУЧЕНИЯ.
Основные положения православного вероучения называют ДОГМАТАМИ(от греческого dogma - обязательное положение).Они объявляются "боговдохновенными", т.е. данными свыше - самим Богом, а значит являются абсолютно истинными, вечными и неизменными. Эти догмы человеческий разум не может постигнуть и обязан просто верить в их истинность под страхом церковного проклятия.
Исходным для православия является ДОГМАТ О ДВУХ ИСТОЧНИКАХ ВЕРОУЧЕНИЯ. К ним относится "Священное писание" - Библия и "Священное предание", т.е. решения древних Вселенских и поместных соборов, труды церковных авторитетов и древняя богослужебная практика.
Одним из основных положений в вероучении провозглашен ДОГМАТ О ТРОИЦЕ. Православные богословы утверждают, что БОГ - ОДИН, но существует в ТРЕХ лицах (ИПОСТАСЯХ) - БОГ-ОТЕЦ, БОГ-СЫН и БОГ_ДУХ СВЯТОЙ. Каждое лицо ТРОИЦЫ имеет свое самостоятельное тело, но это не ТРИ Бога, а ОДИН Бог. При этом БОГ-ДУХ СВЯТОЙ исходит только от БОГА-ОТЦА. Все три "ипостаси" ТРОИЦЫ вечны, существовали всегда и никогда и никем не были созданы.
Основу православного вероучения составляет ДОГМА о СПАСИТЕЛЕ ИИСУСЕ ХРИСТЕ. Богословы учат, Иисус Христос - это Бог-сын, принявший образ человека на земле. Своими страданиями и мученической смертью,он совершил общее искупление
погрязшего в грехах человечества. Искупление состоит в том, что у верующих в Христа появилась возможность после своей смерти попасть в рай. Раньше такой возможности не было даже у святых праведников.
После своего распятия и смерти на кресте, Христос воскрес и вознесся на небеса к своему Богу-отцу. Но вскоре он снова вернется на землю. Во время второго пришествия он устроит конец света и "страшный суд" под названием АПОКАЛИПСИС или АРМАГЕДДОН над грешниками и злом. Зато воскресит из мертвых праведников, верующих в Иисуса Христа.
Некоторые современные религиозные и светские идеологи утверждают, что ВТОРОЕ пришествие Христа на землю уже состоялось и Апокалипсис(Армагеддон) уже шагает по по планете Земля.
Тесно с этой догмой связана православная ДОГМА о ЗАГРОБНОЙ ЖИЗНИ, где души верующих православных после смерти человека попадают в РАЙ на вечное блаженство или в АД - на вечные муки.
Наряду с основными догмами имеется в православии вера в такие сверхъестественные существа как АНГЕЛЫ - бесплотные добрые духи, небесные заступники и покровители верующих. Такой же заступницей верующих является БОГОРОДИЦА - ДЕВА МАРИЯ, родившая Иисуса Христа, а также многочисленные СВЯТЫЕ - души праведников, которые за свою праведность получили чудесную возможность помогать верующим.
На противоположной стороне, враждебной человеку, имеются тоже сверхъестественные существа - это БЕСЫ - злые духи. Во главе их стоит главный бес, которого называют САТАНА.
ПРАВОСЛАВНЫЙ КУЛЬТ И ОБРЯДЫ.
Среди православных культов важнейшим является БОГОСЛУЖЕНИЕ, совершаемое в храме. Это совокупность различных церемоний, а именно:
- молитвы,
- песнопение,
- магические движения,
- чтение отрывков из Библии,
- проповеди.
Кроме общих богослужений в храме, верующие обязаны совершать дома ежедневные ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ МОЛИТВЫ, которые имеют чудодействующую силу.
Особо важные обряды называются ТАИНСТВАМИ. Через них людям передается "благодать божия" - таинственная частичка Бога, получение которой является одним из условий спасения души человека. К ним относятся в православии СЕМЬ ТАИНСТВ:
- крещение, когда младенца опускают в воду,
- миропомазание - младенца мажут ароматным маслом "мирром",
- исповедь - верующие каются священнику в своих грехах и тот их отпускает,
- причащение - верующим священник выдает выпить глоток красного вина и съесть кусочек квасного хлеба. Они символизируют кровь и тело Иисуса Христа,
- брак - венчание в церкви,
- священство - посвящение в сан диакона, священника, епископа,
- соборование - обряд, совершаемый над больным на дому.
Наряду с этими таинствами православные верующие придают большое значение ПОСТАМ, когда они воздерживаются от мясной и молочной(скоромной) пищи, а также от развлечений. Много внимания в православии уделяется ОТПЕВАНИЮ - погребению умерших и ПАНИХИДЕ - поминальному обряду.
Из дохристианских религий в православие вошли такие ФЕТИШИ для поклонения как: ИКОНЫ, МОЩИ (останки святых), СВЕЧИ, КРЕСТЫ и НАТЕЛЬНЫЕ КРЕСТИКИ, ЛАМПАДЫ, КАДИЛО и пр.
Для укрепления религиозности и ее поддержания введены РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРАЗДНИКИ. Из них наиболее главными являются: РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО, ПАСХА - в честь воскресения Иисуса Христа после казни на кресте, ТРОИЦА - в честь сошествия на апостолов духа святого.
УПРАВЛЕНИЕ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКОВЬЮ.
Единого центра управления православной церковью НЕТ. В различных государствах мира действуют САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ или АВТОКЕФАЛЬНЫЕ православные церкви - патриаршества, митрополии, архиепископии. Всего свыше полутора десятков конфессий, между которыми происходят серьезные разногласия, замешанные на политической основе.
Русской православной церковью, которая именуется МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ, единолично руководит глава - патриарх Московский и всея Руси. Его ПОЖИЗНЕННО избирает Поместный Церковный Собор. Помогает ему в управлении церковью: СИНОД - совещательный руководящий орган при патриархе, ОТДЕЛЫ И КОМИТЕТЫ, которые практически осуществляют руководство важнейшими областями церковной жизни и сношений с другими зарубежными конфессиями.
Первичной ячейкой русской православной церкви является ПРИХОД(община верующих). Группа церковных приходов составляет ОКРУГ(благочиние). Округа объединяются в ЕПАРХИИ. В епархию входят приходы одной или нескольких областей России.
Власть Московского патриарха и других высших должностных лиц распространяется ТОЛЬКО на служителей культа Московского патриарха и всея Руси. Патриарх руководит служителями культа в пределах всей патриархии. Глава Епархии АРХИЕРЕЙ руководит в пределах своей епархии. Если епархия крупная у архиерея имеется заместитель - ВИКАРИЙ. Во главе церковного округа стоит БЛАГОЧИННЫЙ. Его руководство осуществляется в пределах своего церковного округа. НАСТОЯТЕЛЬ ХРАМА руководит в пределах своего прихода.
Весь церковный аппарат управления, все служители культа, весь церковный обслуживающий персонал,все имеющиеся у церкви учебные заведения,все хозяйственные организации, монастыри и все церковное существует за счет добровольных пожертвований и подношений верующих.
В данный период в мире насчитывается свыше 300 миллионов православных верующих. Центром Православия является РУСЬ. Православные конфессии имеются в России, Греции, Сирии, Болгарии, Румынии, Северной Македонии, Черногории, Украине, Белоруссии, Молдавии, Грузии, Кипре, Албании, США, Польше и других регионах мира.
Свидетельство о публикации №224012900893