Предисловие
Тема истории бытования немецких колонистов на русских землях еще не слишком хорошо изучена. Существует некоторое количество материалов, которое систематизирует страницы жизни немецких колоний на северо-западе России, в Поволжье и на территориях Казахстана, Башкирии, Урала и Сибири, но, по большей части, лишь в общих чертах. В этих публикациях можно найти отдельные примеры фактов из судеб колонистов, но они в основном связаны с периодом репрессий и депортации колонистов с основных российских территорий на Урал и Сибирь, или затрагивают их жизнь на территории Поволжья фрагментарно - преимущественно в специальных исправительно-трудовых лагерях системы ГУЛАГа в период Великой Отечественной войны. Истории судеб конкретных семей колонистов фактически еще не рассматриваются в полной мере, не исследованы и не систематизированы.
Мне совершенно случайно выпала возможность соприкоснуться с жизнью одного из потомков такой семьи. Правда, изначальная информация, предоставленная Максимом Владимировичем Балуевым со слов его бабушки Балуевой Екатерины Петровны, супруги Александра Еронимовича Швайгера, сводилась лишь к фамилии, имени, отчеству и дате рождения его деда, но, в силу особого везения и стечения обстоятельств, на данный момент не только удалось с определенной долей вероятности составить генеалогическое древо Швайгеров, но и найти достаточно интересную информацию о жизни некоторых его представителей. А также на основе существующих публикаций о немецких колонистах в России и применения ее к истории рода установить возможные исторические фрагменты их жизни в контексте истории страны.
Более того, появилась возможность провести такое же исследование с теми семьями немецких колонистов, которые так или иначе были связаны судьбами с исследуемым родом Швайгеров – Неренцами, Ауманами, Буцами, Зицелями, Фогельгезенгами, Вальтерами, Киттелями, Эргардтами и т.д.
Таким образом, данная работа посвящена истории исследования генеалогических связей и судеб нескольких семей немецких колонистов, в основном проживавших на северо-западе России и волею судьбы раскиданных в разные уголки нашей необъятной страны. Это тем более интересно, что их жизнь затрагивает и историю колоний Ленинградской области и, частично, колонии Гражданка, которая располагалась как раз в тех местах, где живу я – между улицами Фаворского и Гидротехников. Информация о проживании представителей рода Швайгеров в колонии Гражданка была недавно подтверждена потомком русских немцев из рода фон Клейстов - Галиной Дука,со слов одной из представительниц немецкой диаспоры Санкт-Петербурга, занимающейся исследованием своей родословной и сталкивавшейся с фамилией Швайгеров в ходе изысканий (имя этой женщины мне не называлось).
С колонией Гражданка будет связывать Швайгеров и одна из представительниц рода Эргардтов - Анна Эргардт, жена Каспара Егоровича Швейгера, уроженка Ново-Саратовской колонии. Происхождение Эргардтов и их проживание позже в колонии Гражданка было подтверждено мне одним из потомков рода Эргардтов - Николаем Эргардтом, выпускником школы, в которой я работаю. А также они упоминаются в двухтомнике М. Никитиной «Колония Гражданка. История продолжается».
Совершенно случайно мне удалось познакомится в соцсетях с Андреем Белобородовым, уроженцем Кингисеппа, который также занимается исследованиями в области своей родословной. Он является правнуком одной из представительниц рода Киттель Екатерины Ивановны – сестры Андрея Ивановича Киттеля, женатого на Марии Степановне Швайгер – двоюродной тете Еронима Ивановича Швайгера – прадедушки Максима Владимировича Балуева.
В Кингисеппе же проживает на данный момент и еще один из потомков Швайгеров – Маргарита Бергер. С ней мне тоже удалось пообщаться в соцсетях. С ее слов, мама Маргариты Бергер была двоюродной племянницей Ерониму Ивановичу Шайгеру по линии Киттелей. Речь идет о Шарлотте Киттель – жене Ивана Степановича Швайгера.
Некоторую помощь оказала мне в поисках и жительница города Краснотурьинск Евгения Беккель, занимавшаяся историей депортированных на работы в Богословлаг ГУЛАГа немцев и подсказавшая источники информации о них. Среди имен погибших в годы Великой Отечественной войны в Богословлаге немцев-трудармейцев Ероним Иванович Швайгер не значится. Однако, часть личных карточек Базы данных Богословлага утеряна, потому данная информация не может считаться абсолютно достоверной. Был сделан запрос, ответ на который нас огорчил: таковых в базе не значится. Либо их карточки были утеряны, либо касаемо Еронима Ивановича, пути ведут в другой ИТЛ.
Совсем недавно через соцсети удалось установить контакт с супругом еще одной представительницы рода Швайгеров. На данный момент устанавливаются контакты с самой правнучкой Николая Ивановича Швайгера.
Прежде всего, разумеется, большая часть материала этой книги будет касаться судеб представителей рода Швайгеров. В последствии предполагается подробное исследование и других упомянутых выше родов.
Для написания этой книги были изучены не только известные исторические и краеведческие публикации по теме, но также документы из ЭБД «Память народа» и ОБД «Открытый список» и «Бессмертный барак». Большая часть информации обнаружена автором в фондах Центрального исторического архива Санкт-Петербурга, преимущественно в Метрических книгах приходского костёла г. Ямбург Санкт-Петербургской губернии (сейчас – г. Кингисепп Ленинградской области) Св. Иоанна Непомуцкого.
Свидетельство о публикации №224013000101