Предисловие

Редакция 31 января 2025 года

Тема истории бытования немецких колонистов на русских землях еще не слишком хорошо изучена. Существует некоторое количество материалов, которое систематизирует страницы жизни немецких колоний на северо-западе России, в Поволжье и на территориях Казахстана, Башкирии, Урала и Сибири, но, по большей части, лишь в общих чертах. В этих публикациях можно найти отдельные примеры фактов из судеб  колонистов, но они в основном связаны с периодом репрессий и депортации колонистов с основных российских территорий на Урал и Сибирь, или затрагивают их жизнь на территории Поволжья фрагментарно - преимущественно в специальных исправительно-трудовых лагерях системы ГУЛАГа в период Великой Отечественной войны. Истории судеб конкретных семей колонистов фактически еще не рассматриваются в полной мере, не исследованы и не систематизированы.

Мне совершенно случайно выпала возможность соприкоснуться с жизнью одного из потомков такой семьи. Правда, изначальная информация, предоставленная Максимом Владимировичем Балуевым со слов его бабушки Балуевой Екатерины Петровны, супруги Александра Еронимовича Швайгера, сводилась лишь к фамилии, имени, отчеству и дате рождения его деда, но, в силу особого везения и стечения обстоятельств, на данный момент не только удалось с определенной долей вероятности составить генеалогическое древо Швайгеров, но и найти достаточно интересную информацию о жизни некоторых его представителей. А также на основе существующих публикаций о немецких колонистах в России и применения ее к истории рода установить возможные исторические фрагменты их жизни в контексте истории страны.

Более того, появилась возможность провести такое же исследование с теми семьями немецких колонистов, которые так или иначе были связаны судьбами с исследуемым родом Швайгеров – Неренцами, Ауманами, Буцами, Зицелями, Фогельгезенгами, Вальтерами, Киттелями, Эргардтами и т.д.

Таким образом, данная работа посвящена истории исследования генеалогических связей и судеб нескольких семей немецких колонистов, в основном проживавших на северо-западе России и волею судьбы раскиданных в разные уголки нашей необъятной страны. Это тем более интересно, что их жизнь затрагивает и историю колоний Ленинградской области и, частично, колонии Гражданка, которая располагалась как раз в тех местах, где живу я – между улицами Фаворского и Гидротехников. Информация о проживании представителей рода Швайгеров в колонии Гражданка была недавно подтверждена потомком русских немцев из рода фон Клейстов - Галиной Дука,со слов одной из представительниц немецкой диаспоры Санкт-Петербурга, занимающейся исследованием своей родословной и сталкивавшейся с фамилией Швайгеров в ходе изысканий (имя этой женщины мне не называлось).

С колонией Гражданка будет связывать Швайгеров и одна из представительниц рода Эргардтов - Анна Эргардт, жена Каспара Егоровича Швейгера, уроженка Ново-Саратовской колонии. Происхождение Эргардтов и их проживание позже в колонии Гражданка было подтверждено мне одним из потомков рода Эргардтов - Николаем Эргардтом, выпускником школы, в которой я работаю. А также они упоминаются в двухтомнике М. Никитиной «Колония Гражданка. История продолжается».

Совершенно случайно мне удалось познакомится в соцсетях с Андреем Белобородовым, уроженцем Кингисеппа, который также занимается исследованиями в области своей родословной. Он является правнуком одной из представительниц рода Киттель Екатерины Ивановны – сестры Андрея Ивановича Киттеля, женатого на Марии Степановне Швайгер – двоюродной тете Еронима Ивановича Швайгера – прадедушки Максима Владимировича Балуева.

В Кингисеппе же проживает на данный момент и еще один из потомков Швайгеров – Маргарита Бергер. С ней мне тоже удалось пообщаться в соцсетях. С ее слов, мама Маргариты Бергер была двоюродной племянницей Ерониму Ивановичу Шайгеру по линии Киттелей. Речь идет о Шарлотте Киттель – жене Ивана Степановича Швайгера.

Некоторую помощь оказала мне в поисках и жительница города Краснотурьинск Евгения Беккель, занимавшаяся историей депортированных на работы в Богословлаг ГУЛАГа немцев и подсказавшая источники информации о них. Среди имен погибших в годы Великой Отечественной войны в Богословлаге немцев-трудармейцев Ероним Иванович Швайгер не значится. Однако, часть личных карточек Базы данных Богословлага утеряна, потому данная информация не может считаться абсолютно достоверной. Был сделан запрос, ответ на который нас огорчил: таковых в базе не значится. Либо их карточки были утеряны, либо касаемо Еронима Ивановича, пути ведут в другой ИТЛ.

Совсем недавно через соцсети удалось установить контакт с супругом еще одной представительницы рода Швайгеров. На данный момент устанавливаются контакты с самой правнучкой Николая Ивановича Швайгера.

Прежде всего, разумеется, большая часть материала этой книги будет касаться судеб представителей рода Швайгеров. В последствии предполагается подробное исследование и других упомянутых выше родов.

Для написания этой книги были изучены не только известные исторические и краеведческие публикации по теме, но также документы из ЭБД «Память народа» и ОБД «Открытый список» и «Бессмертный барак». Большая часть информации обнаружена автором в фондах Центрального исторического архива Санкт-Петербурга, преимущественно в Метрических книгах приходского костёла г. Ямбург Санкт-Петербургской губернии (сейчас – г. Кингисепп Ленинградской области) Св. Иоанна Непомуцкого.


Рецензии