Школа Дедов Морозов. Бийск

   Для начала - немного истории. Дед Мороз впервые появился на кремлёвских ёлках в Москве 1 января 1937 года. Первым его роль сыграл артист Михаил Гаркави. И с тех пор началось триумфальное шествие по стране румяных белобородых Дедов Морозов на новогодних торжествах,начиная с детского сада и заканчивая самым солидным госучреждением. В 1946 году главным Дедом Морозом стал Сергей Преображенский. Это звание он носил 15 лет. Потом, в 1964 году, после выхода на экраны фильма-сказки "Морозко" исполнитель главной роли Александр Хвыля сменил Преображенского. А в 70-е годы на должность кремлёвского Деда Мороза был принят Роман Филиппов (гость с Колымы из "Бриллиантовой руки"). Он командовал новогодним парадом в Кремле целых 20 лет! Четыре года уже в новом тысячелетии роль Деда Мороза в Кремле исполнял Дмитрий Назаров (бывший ведущий популярной передачи "Кулинарный поединок"). Известно, что, соглашаясь выступить в роли этого "языческого божества" Назаров (как человек глубоко верующий) спрашивал разрешения у Патриарха Алексия II. Благословение было получено со словами о том, что следует напоминать детям о своих корнях,возвращать к добрым традициям.

   Оказывается, Дедов Морозов можно готовить уже со школьной скамьи. Непросто распознать в десятилетнем ребёнке восходящую звезду - почётного бородатого массовика- затейника новогодних праздников, которому безоговорочно верят не только дети, но и взрослые. Согласитесь,это могут сделать истинные мастера театрального искусства. И в нашем городе такие удивительные люди есть.

    Пожалуй, трудно найти в Бийске человека, который не был бы знаком с творчеством артистов эстрадно-поэтического театра "Эхо". И я не удивилась, когда поиски Деда Мороза с внушительным стажем работы привели меня в городской Дворец культуры, где вот уже двадцать восемь лет живёт и динамично развивается этот уникальный коллектив под бессменным руководством выпускницы барнаульского института культуры Ольги Мавруничевой. Ожидая прихода двух (!) опытных Дедов Морозов, мы побеседовали с ней.
    Через некоторое время они присоединились к нашему разговору, ненадолго оставив ремонтные работы в стенах Дворца (а эти волшебные герои, как выяснилось, могут всё - даже быть тамадой на свадьбе или юбилее у взрослых, днях рождения и любых праздниках у детей). Оказалось, что оба они - Юрий Пашинин и Виталий Чернов - молодые отцы, никак не деды! Но моё недоумение по поводу их многолетнего дедморозовского стажа быстро развеивается после первых же вопросов:

- Сколько лет ваша судьба связана с театром "Эхо" и ролью Деда Мороза?

В.Ч.: Я в нашем театре около 23-х лет. Помню, как в школе был влюблён в девочку, которая тогда занималась в нём. И мама посоветовала мне тоже прийти в "Эхо". Роль Деда Мороза впервые была предложена, когда мне было лет пятнадцать. Смешно вспоминать, как я тогда переживал, старался ничего не забыть и казался сам себе неловким в костюме и гриме Дедушки Мороза.

Ю.П.: А я играю в театре "Эхо" примерно 27 лет - почти с самого его основания. Дедом Морозом стал впервые после армии. Разбуди меня теперь в любое время дня и ночи, и я прочитаю универсальные стихи:

"К вам на праздничную ёлку мы пришли издалека.
Шли вдвоём довольно долго через льды, через снега.
Скоро праздник настаёт, и мы с вами вместе
Этот славный Новый год встретим честь по чести.

- Рядом с Дедом Морозом всегда внучка Снегурочка. Наверное, актрисы на эту роль часто меняются?

В.Ч.: Конечно! Ведь они выходят замуж, воспитывают детей. Практически, каждый год со мной новая Снегурочка. Нас приглашают не только на городские ёлки в разные районы, но и на взрослые корпоративы. Порой несколько компаний, отмечающих праздник в одном ресторане, просят нас поздравить их. И тогда мы какое-то время работаем одни, обыгрывая ситуацию фразами: "Наверное, Дед Мороз (или Снегурочка)в лесу задержались, дорогу снегом замело..." Снегурочка выручает меня и тогда, когда выступлений очень много и надо просто отдохнуть в небольших перерывах между ними. Она говорит, что Дед Мороз очень устал, он ведь "старенький"... Взрослые на праздниках веселятся, как дети, хороводы водят, даже если ёлочка нарядная где-нибудь в уголке.

Ю.П.: А я несколько лет выступаю с одной Снегурочкой - Настей, актрисой нашего театра и моей любимой женой. У нас двое детей - Лена и Саша. И поэтому каждый Новый год мы с Настей даём представления в детском саду, который они посещают. Нас приглашают и в школы, и на самые разные предприятия города.

- А ваши дети гордятся тем, что у них родители - артисты? Интересно, узнают ли они вас под гримом и в костюмах?

В.Ч.: Своего ребёнка невозможно обмануть, он узнаёт меня всегда. Иногда я перед представлением говорю сыну:"Дима, только не называй меня папой!" А если это всё же случается, то, чтобы дети не перестали верить в сказку, мы им говорим: "У Дедушки Мороза очень много дел и нам приходится ему помогать!"

Ю.П.: Конечно, когда выступлений и праздников очень много, дети без нас скучают, и мы не можем уделять им много внимания. А иногда я "использую своё служебное положение". Как-то раз моя дочка забыла стишок на празднике и чуть не заплакала, а я дал ей в утешение не одну, а две конфетки! Особенно приятно, когда в любом виде транспорта с нас, Дедов Морозов, не берут денег, все люди вокруг улыбаются, и создаётся праздничная атмосфера!

- У вас очень красивые костюмы. Кто их создаёт?

В.Ч.: Их придумывают и шьют в наших мастерских. Есть у нас полушубки стёганые для улицы и нарядные халаты для выступлений в помещении, они украшены мехом и вышивкой. И цвета у них разные - серебристые и бордовые, ярко-синие и красные - как и положено щедрым Дедам Морозам.

Ю.П.: Издержки нашей профессии - это "многослойность" в одежде. Наш наряд состоит из футболки, сверху надевается шуба, поверх неё - парадный полушубок - для представительности. Три выступления в день - это три мокрые футболки, хоть выжимай! В гриме, усах и бороде не поешь, хотя хозяева в домах и предлагают, мы только от минералки не отказываемся. Помню, закончив выступление и попрощавшись, я оттянул закреплённую на резинке бороду, чтобы водички попить, и вдруг поймал на себе удивлённый взгляд откуда ни возьмись появившегося ребёнка.

- А кто готовит сценарии, ведь публика у вас такая разновозрастная!

В.Ч.: Конечно, сейчас можно воспользоваться Интернетом. Мы читаем сценарии на сайтах и, как опытные Деды Морозы, чувствуем, что наши тексты более продвинутые и интересные. Они постоянно обновляются. Что-то придумываем мы - импровизируя по ситуации, многое предлагает нам руководитель и режиссёр Ольга Анатольевна.

- И напоследок - любимое дедморозовское блюдо, жизненное кредо и хобби.

В.Ч.: Люблю рыбу, но ем её вне дома, так как у жены на неё аллергия. Хобби моё и Юрия связано с профессией - это музыка, пение. Я считаю, что детям и взрослым нужны весёлые, яркие и динамичные Деды Морозы.Отличное настроение людей - нам награда!

Ю.П.: Из еды предпочитаю котлеты. Раньше мы на нашем стадионе часто играли в футбол - это одно из любимых занятий. А лозунг мой такой: "Доброе слово и Деду Морозу приятно!"

(Бийск. Журнал "Партнёр" - 2009-й год.)

На фото - ГДК Бийска - 2024.


Рецензии