Режиссёр Евгений Григорьев. Моё сердце сейчас там

       Читатели газеты "Тавдинская НЕДЕЛЯ" постоянно интересуются, чем сейчас занимаются ставшие известными наши земляки, каких успехов добились и как прославляют свою малую родину. Буквально неделю назад на страницах «ТН» Евгений Григорьев поздравил тавдинцев с 85-летним юбилеем города, а сегодня наш корреспондент попросил его рассказать о себе. И первый вопрос такой: «Евгений, я знаю, что Вы родились в Кошуках, но, наверно, можно сказать, что город вашего детства, вашей юности – Тавда? Как бы вы описали районный центр той поры?»


-Это был довольно зеленый город, мне он казался очень большим. Юность моя пришлась на 90-е, тогда он был поделен между какими-то полукриминальными группировками –  «Фанернка», «Еловка», «Центровые», «Механка»,- наверное, как и в других городах. Довольно хорошо это помню, потому что какое-то время работал в ларьке по ночам, и ночная жизнь Тавды проходила у меня перед глазами около кинотеатра «Россия». И всё-таки, несмотря на довольно бурное и опасное время, у меня сохранились очень теплые воспоминания. Мне нравился май, июнь – в Тавде всё цвело. Ну и потом я учился в техникуме механической обработки древесины в очень классной группе, где учились самые умные девочки города и окрестностей. Девочек было 28, а нас, парней, четверо, и, поверьте, это было удивительно и как-то очень хорошо. Умные и талантливые люди меня окружали. Я до сих пор приезжаю в Тавду к родным не по крови людям – они мне такими стали. 


«Ищу замыслы…»

-Поздравляем Вас, Евгений, с выходом в широкий прокат первого игрового фильма драмы справедливости «Подельники», для которого, как известно, Вы сами написали сценарий. Быть сценаристом документального кино и художественного фильма, мне кажется, разные ипостаси – как удалось не сфальшивить, ведь в диалогах сделать это особенно легко?


-Действительно, инструментарий разный, но правила шоу – одни, особой разницы в рассказе игровой истории и неигровой нет. Драматургия тотальна. Любое кино – художественное по определению, потому что содержит систему образов. Игровое или документальное – разницы нет. А если не содержит, то  мы смотрим– безОбразное или безобрАзное изображение. Несмотря на то, что художественная правда немного иная, чем правда жизни, она тоже существует. Когда пишешь сценарий – живешь внутри истории, которая, в данном случае, писалась довольно долго, было время над ней подумать, и тут не с правдой была проблема, а с драматургией, с фактурой, интонацией…


-Какова сегодня судьба поставленного вами спектакля «Павлик – мой Бог»? С 2010 года прошло больше десяти лет, поменялся ли ваш взгляд на эту историю?


- Он случился как факт моей творческой биографии, биографии всех, кто его делал, кто его посмотрел. «Павлик – мой Бог» был независимым проектом, кочующим спектаклем, мы его играли в Таллине, Новокузнецке, Перми, Екатеринбурге, Кирове, Харькове, Москве… В отличие он кинематографа, который раз и навсегда, театр – вещь эфемерная: сегодня есть, завтра – нет.  Этот спектакль нигде не идет в настоящее время, как и другой мой спектакль «Сталкер», снят с репертуара, и артисты уже выросли. Но мы с Ниной Беленицкой писали пьесу так, чтобы она жила долго. Думаю, она и по сей день нисколько не утратила свою актуальность. Ее можно взять и снова превратить в спектакль.


-Сегодня Вы входите в руководство Свердловской киностудии: чем Вы как креативный продюсер занимаетесь; что планируете там на ближайшую перспективу и не в ущерб ли эта работа КК «Первое Кино»?


-Я уже год заместитель Генерального директора по развитию и креативный продюсер Свердловской киностудии. В чем заключается моя работа?-- ищу замыслы и довожу их до состояния, когда они могут начать реализовываться, ищу на них деньги. За год мы подготовили три замысла, наши заявки победили в конкурсе Министерства культуры РФ и проекты финансово обеспечены больше чем на половину. Два проекта сейчас в производстве. Первый проект называется «Код города», о Екатеринбурге, режиссер Ксения Охапкина. «Код города» - это такая лаборатория (образовательная программа и производство кино одновременно), в которой жители города снимают свои истории в Екатеринбурге. Мы сделали такой проект в Ростове-на-Дону, он был очень успешный, до этого в Первоуральске. Думаю, что картина о Екатеринбурге к августу следующего года будет готова. 
Вторая работа – дебют молодого режиссера Стаса Сорокина, который сейчас в сложном съёмочном периоде, он снимает неигровой фильм «Нелюбимка» про своих друзей, уральскую музыкальную группу «NILETTO».
Третья  – криминальная драматическая комедия, называется «Сломя голову». Это будет моя вторая в качестве режиссера игровая картина; вчера (29 июля-прим ред.) я утвердил кастинг на главные роли. Начнем снимать в Екатеринбурге в сентябре и к ноябрю должны закончить.  Живу на два города сейчас, чаще всего в самолетах. Мы открыли дополнительный офис Свердловской киностудии в Москве, чтобы не тратить деньги, например, на перелеты артистов, которые проходят пробы. К последней картине кинопробы были у 160 человек – и это только первые, главные роли и роли второго плана.
-С ума сойдешь посмотреть на все эти таланты…
- Ну да, долго – несколько месяцев, но это большое удовольствие на самом деле, моя любимая работа. Также  мы ждем результатов конкурса, в котором участвовало восемь наших (Свердловской киностудии) фильмов – три игровых и пять документальных.


Что ещё входит в мой контур? Как креативный продюсер, я придумывал фестиваль – I-й Международный фестиваль дебютов евразийского континента «Одна шестая» стартует  12 августа в Екатеринбурге. Мы собираемся открыть курсы для артистов. А пока в рамках фестиваля делаем лабораторию для них - 80 артистов со всей страны приедут в Екатеринбург. С помощью разных тренингов будем учить театральных артистов существовать в кинокадре.
Восстанавливаем кино-инфраструктуру, которая была утрачена на Свердловской киностудии за восемнадцать лет её, скажем так, анабиоза: там не было ни одной кинокамеры, когда мы туда приехали. Мы взяли в лизинг две очень дорогих, но профессиональных камеры    ARRI Alexa Mini LF и Canon C-300 Mk-III; открыли киношколу и к концу 2022 года выпустим около двухсот специалистов второго состава, это те, кто не в кадре, кто руками делают кинематограф. Строим сайт большой, который уже открылся и должен стать главным информационным ресурсом для кинематографии в УрФО. 
Я один из авторов долгосрочного развития Свердловской киностудии, которая стала опорной киностудией Российской Федерации, пятой, самой восточной. Свердловская Киностудия – это не просто место, где делают кино, это - культурная институция. И это самое главное в концепции её развития, потому что она несет несколько типов ответственности перед обществом, имея при этом, конечно, определенные права, одна из них, например, территориальная: в фокусе нашего внимания мифы и легенды нашего края…



ВЫ СПРОСИЛИ ПРО «ПЕРВОЕ КИНО»

-Вы спросили про «Первое кино», там тоже большая история. В «Первом Кино» скоро выйдет документальный сериал «Дедлайн» о моделях, тех, кому 60-70-80 лет, которые снимаются в рекламе, кино, клипах. Съемочный период фактически закончен, сейчас мы в периоде монтажей и сдачи. Доделаем эту работу к октябрю, я там сорежиссер нескольких серий, а потом я из всего этого сделаю полнометражную картину «Дедлайн» для кинотеатров.
Осенью выходит киноальманах «Руками», в производстве ещё два фильма. И вот в августе я начинаю снимать фильм о группе «Звери», называется он «После успеха». Мы с Ромой там соавторы. Должна получиться некая дилогия с фильмом «Про рок», но, если фильм «Про рок» -- до успеха, эта картина о том, как жить в мире в абсолютном одиночестве после успеха и не быть скованным перед лицом космического одиночества, как себя сохранять и где найти родники вдохновения.



«Каждая работа дорога»


-Хватает ли времени на другие проекты: театр, кино, телевидение, клипы, рекламные ролики?


-Очень редко соглашаюсь на рекламу – сейчас нет времени ни на рекламу, ни на клипы. Передачу «Наблюдатель» на телевидении я веду, потому что это сплошное удовольствие. Мы там сохраняем то самое, что в последнее время общество с бешеной скоростью утрачивает – культуру диалога и дискуссии – не пустых, а наполненных содержанием, которые зритель может применить в своей повседневной жизни. Передача действительно полезная, после неё у меня всегда отличное настроение. И в «Наблюдателе» у нас очень хороший коллектив, а люди, которые к нам приходят, становятся содержанием нашей жизни.


-Самая дорогая вашему сердцу работа – это…

-Каждая работа дорога. Я вам отвечу словами моей бабушки. Когда я спрашивал, кто из пяти внуков у нее самый любимый, она мне протягивала руку и говорила: «Потрогай каждый пальчик – какой из них самый главный?». В компании «Первое кино» есть такой слоган: «Каждое кино мы снимаем как первое, а монтируем как последнее».

-Самая весомая профессиональная награда – это…


-Честно, даже не задумывался. Наверное, самая первая, когда я получил «Кинотавр» за лучший документальный фильм в далеком 2002 году из рук Сергея Михайловича Сельянова, продюсера Алексея Октябриновича Балабанова, который сам кинематографист и с которым мы дружим до сих пор. Это была, наверное, самая значимая награда, потому что тем самым меня в возрасте 22 лет приняли в большую кинематографическую семью, одновременно привив от будущей звездности, именно тогда я понял, что любая награда – довольно условная вещь, потому что главное, что нужно художнику – зритель, слушатель, тот, кто общается с его искусством. Кино оживает только тогда, когда в него кто-то устремляет свой взгляд.


-Расскажите, пожалуйста, об общественной деятельности: что входит в ваши обязанности вице-президента Гильдии неигрового кино по развитию?


-Это общественная организация и она тоже, когда я был президентом, отнимала у меня очень много времени. Сейчас Гильдию возглавляет Алексей Ханютин и мне полегче. Главный проект этого года – Первая «Национальная премия за достижения в области неигрового кино имени Дзиги Вертова». Дзига Вертов, наш соотечественник и  один из основоположников неигрового кино в мире. Коллегиально мы занимаемся всеми идеологическими вопросами, содержанием премии: отбор, церемония и т.п. Церемония награждения пройдет в декабре 2022 года.


-Человек тщеславен по натуре своей – желание известности и славы никто не отменял, но есть ведь ещё что-то: именно Вас ЧТО заставляет быть частью и на износ работать в закрученном огромном маховике современной культуры?


- Надеюсь, конечно, что искусство – то, что удерживает человека, человечество на краю пропасти, и, безусловно, то, что остается после нас. Стараюсь последнее время снимать только тогда, когда не могу не снимать, но я мало что больше умею, я весь сделан из русской литературы, кинематографа, да вообще – культуры.



«Это очень похоже на дело жизни»


-Ваши планы на ближайшую перспективу (кроме задач, поставленных на Свердловской киностудии, об этом мы говорили выше) и программа-максимум, если можно.


-Помимо Свердловской киностудии, у меня особенных планов нет. Это очень похоже на дело жизни: когда министр культуры мне предложил этим заняться, мы долго думали – и Ольга Борисовна, и я – только через полгода решили, что надо попробовать запустить огромные маховики, попытаться сдвинуть все с мертвой точки… Результаты усилий, которые мы делаем сейчас, станут очевидными года через три – это такая длинная стайерская дистанция.
У меня есть какие-то творческие планы – ещё три фильма в монтаже лежат, уже снятые, недоснятая одна картина лежит – планов хватит... Но сначала выполню до конца года необходимую программу, а потом могу смело год сидеть в монтаже и чувствовать себя счастливым художником.
В моей голове конкуренции между КК «Первое кино» и Свердловской киностудией нет. Мы с моим партнером этот вопрос решили очень просто: всё, что до Урала – «Первое кино», всё, что Урал и дальше – Свердловская киностудия – и нет никакого внутреннего противоречия. Но так получается, что большую часть времени, вот уже год с лишним, моё сердце там…

-Там – это на Свердловской киностудии?
-Да.

 Август 2022 г.

Фото из архива Е.Григорьева


Рецензии