От Первый Виток до Берёза Белая

Космический физик и поэт Людмила Овсянникова, от «Первый Виток» до песни, ставшей народной, «Берёза Белая подруга». #людмила_овсянникова

В начале 1960-х годов Главный Конструктор ОКБ-1 решил создать отряд космонавтов-бортинженеров. Среди группы крепких мужчин, инженеров, Королёв подписал заявления и трём умным женщинам, в том числе инженеру-физику Людмиле Борисовне Овсянниковой.

Людмила Борисовна вспоминала: "Сергей Павлович, подписывая моё заявление, расспрашивал, почему я хочу в космос. Сказала, что мечтаю походить по Луне. Он засмеялся и говорит:
 "Это русский характер".
 Я, помню, смутилась. "А что вы ещё делать можете?" - спросил Королёв. "Стихи пишу". - "Давайте показывайте!". Посмотрел и посоветовал: "Срочно надо издавать!".

 

"Мы, инженеры, космонавты, не узнаём себя в стихах Людмилы Овсянниковой, а живём в них.
Она "видит" всё так, как действительно видим мы из Космоса: смесь огней городов и звёзд у горизонта Земли".
Космонавт Георгий Гречко

Представляю вам юбилейные интернет-издания к 90-летию космического физика ОКБ-1 и профессионального поэта Людмилы Борисовны Овсянниковой, сборник сочинений «Сонеты и Песни», под редакцией Ирины Овсянникой, сборник документов стихов и нот «Берёза белая подруга» и два информационных музыкальных фильма о творческом наследии Людмилы Овсянниковой «Космическое попурри» и «Берёза белая – от шлягера к народной песне».
 
 
Соотносительно «Подлипок», а именно под этим понятием «романтический» период нашей Космонавтики 60-х годов был известен, в «узких кругах» пул космических предприятий вышедший из НИИ-88, имя космического физика Людмилы Овсянниковой известно как сооснователя, члена редакции  автора устного журнала «Виток» ( и следовательно Движения устных журналов космических предприятий Подлипок), 60-летний юбилей которого приближается в марте 2024 года и славы известного поэта-песенника, вышедшей за пределы города на Всесоюзный уровень, да и на страны «соцлагеря» от Вьетнама и Кубы, Польши и Болгарии благодаря суперхиту «Берёза белая подруга»…
Будучи ребёнком я знал коллегу моей мамы, по ОКБ-1 Людмилу Овсянникову, бывал, как ребёнок при семье у неё дома на Вокзальной улице, да и Людмила с семьёй бывала у нас в гостях на Рижском Взморье, так как любовь к Балтике, у Людмилы Борисовны и моей семьи были генетическими.
 
В прошлом году, разбирая собрание виниловых пластинок увидел знаменитый у многих горожан космический сувенир, выпуск музыкального журнала «Кругозор» от апреля 1966 года, посвящённого пятилетию первого полёта человека в Космос. На обложке знаменательная часть фотографии рука Леонова в скафандре, во время выхода в открытый космос, за пределы корабля, а в журнале один из первых фото Сергея Павловича Королёва в открытой печати и среди материалов  стихотворение инженера Л. Овсянниковой «На Луне, среди серых скал…» а на мягких дисках, в рубрике «Кругозор» - космодрому. Песни-сувениры: «За земной крутизной» (Я.Френкель и Л.Овсянникова)… Поёт В. Трошин. Так это же «Овсянкина», вспомнил я дружеский псевдоним Людмилы Борисовны.
 
В это время я делал несколько материалов о «романтиках освоения космоса», коллегах мамы по Марс-проекту Аэлита и МАВР - Мише Булычёве и известному художнику-оформителю нашего города Ирме Павловой и решил сделать эссе о Людмиле Овсяниковой. Поэтому обратился к коллегам мамы по ОКБ-1 из «шестидесятых» и оказалось наши соседи помнят «Виток», помнят «Берёзу», но не более того. Пошёл в городскую Библиотеку – а там единственная статья работника ДК имени Калинина – А. Соркина «Берёза белая, подруга весенних зорь…», хорошее интервью 1978 года и всё… и пара упоминаний в книге краеведа, бывшего директора городского Музея, Раисы Дмитриевны Позамантир о устном журнале «Виток» и статья 2017 года Людмилы Калининой о коллективе «Витка», со стихами Людмилы … Пошёл в глубины интернета, некоторое количество песен, в основном «Берёза» ( в которой, часто,  авторство стихов приписывается С. Есенину) и текстовка унылая в книге памяти работников отрасли, где говорится что «тихо похоронена на Даниловском кладбище в 1997 году ( без точных дат рождения и смерти)…
 
Так что малого эссе не получалось, а получилось полуторогодовая розыскная работа, от Российской ГосБиблиотеки до нелегального шпионажа по закрытым архивам. И немного везения в «добыче» информации, поск семейного архива Овсянниковых и следовательно поиск наследников. И  общение с творческими коллективами Королёва и Москвы и попытки найти поддержку в Администрации города.
Немного о биографии физика и поэта.
Людмила Шаховцева родилась 28 ноября 1933 года в Ленинграде, в семье сменного мастера Кировского завода Бориса Петровича Шаховцева и учительницы начальных классов и музыканта Екатерины Павловны. В 1941 году началась Блокада Ленинграда и до эвакуации в феврале 1942 года Люда познала самую трудную зиму 1941-42 года в Блокадном Ленинграде. Отец ушёл на Фронт, до войны стал сотрудником НКВД и служил офицером в органах СМЕРШа (закончил службу в звании полковника), а Людмила с мамой в 1942 году эвакуировалась в Иваново. Выезд был трудным они чуть не погибли.
 
В 1944 году отец нашёл семью, привёз в Ленинград и благодаря однокласснице Ирине Либерман, в книге «Дорогой длинною…» можно подробно прочитать про послевоенную жизнь на Васильевском острове и их совместное обучение, одноклассниц и преподавателей. В 1946 году семья уезжает по месту службы отца в Будапешт, а потом переезжает в Псков, где Людмила с серебрянной медалью заканчивает лучшую школу города №8.
 
У Ирины Либерман рассказывается о вояже в гости к Люде и её семье из Ленинграда в Псков. Да и о свободных разговорах в семье спецслужбиста. Именно из этой книги и я и псковичи узнали о рождении у Людмилы сестры в послевоенном Ленинграде. О чём не было никакой информации, и теперь Семья подтвердила, что эта ветка Шаховцевых живёт в Костроме.
В Псковской школе, ныне Правовом лицее №8 прекрасно помнят Людмилу, сохранили материалы и о тех годах и позднейших встречах в 1990-е годы. Директор музея, преподаватель Марина Остапенко собирает материалы о Люде Шаховцевой, одноклассниках и преподавателях. Вырезки из псковских и ленинградских газет хранятся в музее, как и песни и стихи автора.
 
Мама Люси подметила что дочь «говорит в рифму». В школе учитель литературы Николай Калиберский заметил талант Люси к поэзии и стал её готовить к поступлению на филфак Ленинградского университета. Но Люся чувствовала «любовь к физике» и подала документы на «закрытый» физико-механический факультет Ленинградского Политеха, где готовили специалистов для оборонных отраслей Народного хозяйства СССР.
 
Во время учёбы в Политехе Людмила сочеталась браком в Валентином Овсянниковым и приняла его фамилию. Так мы знаем Людмилу Овсянникову.
Людмила закончила институт с «красным дипломом» и в 1958 году, по распределению приехала на работу в подмосковный Калининград, Подлипки в ОКБ-1, где и проработала почти четверть века.
Судя по всему Людмила была «активная девушка», поэтому выше описана история с Заявлением в Отряд Космонавтов, внимание и благословение Сергея Павловича Королёва на литературную деятельность дружба с космонавтами Первого отряда, своими коллегами. Дружба с Георгием Гречко прошла через всю жизнь.
 
Подлипкинское движение Устных Журналов – целая веха в жизни города, которую соразмерить можно разве что с более поздним МЖК или со славным  спортивным хоккейным «Вымпелом».. Устные журналы стали центром молодёжной интеллектуальной жизни и через творческое соревнование журналов космических институтов-соседей за интернесных гостей и творческие мероприятия, Подлипки, как многие «закрытые» наукограды были не только на вершине научно-технической волны но и в эпицентре советской культурной жизни.
 
 

Людмила в ходит в дочернее от Московского литературного объединения «Магистраль» руководимого Григорием Левиным в объединение литераторов «Металлист» при ДК имени Ленина ( ныне КДЦ «Костино»). Через линию поэта Левина идёт связь с ведущими поэтами и литераторами страны, Булатом Окуджавой, Владимиром Войновичем, Фазилем Искандером, Назымом Хикметом, Михаилом Светловым…

С начала 1960-х годов Людмила Овсянникова печатается в московской периодике, в 1964 году получает Премию газеты «Комсомольская правда» и её начинают замечать композиторы. Поэтический стиль Людмилы Овсянниковой я охарактеризую как «философская лирика» с широкой тематикой, не только личных переживаний, но и гражданской поэзией. Композиторы заметили музыкальность её стиля, который не характерен не для каждого поэта и поэтому её строки органично ложатся на музыкальный ряд. Именно поэтому написано свыше 200 песен, в том числе пол-сотни совместных произведений зарегистрированы в Российском Авторском обществе и почти столько же изданы на музыкальных носителях, в основном «виниле» в 1970-80-е годы.
 
Прорывом в жизни поэта Людмилы Овсянниковой стала грань 1970-го года, когда композитор Владимир Шаинский написал песню «Берёза белая подруга» на стихи Людмилы Борисовны «Берёза», песню передали молодому солисту Гостелерадио Льву Лещенко. Это была первая «его» песня в репертуаре, он с ней поехал в первый тур по городам России и песня «зацепила» слушателей. Попала на Радио. И стала шлягером. Вслед за Львом Лещенко «Берёзу…» исполнила Нина Пономарёва, Юлий Слободкин и Алла Пугачёва, Лаки Кесоглу, Валерий Меладзе… и исполняют до сих пор. И профессиональные артисты и самодеятельные, и соло и хором. Существуют десятки аранжировок. Ансамбль «Мелодия» исполнил чисто оркестровый вариант песни. В 2020 году на юбилей песни значимый вариант песни записал Геннадий Каменный и ансамбль «Арсенал». Текст песни переводился на многие языки и добрался до Японии и Вьетнама, Болгарии и Польши. Вариант караоке востребован народом, а это знак того, что песня ушла в народ и уже как народная вошла в застольные песни. И «светлой слезой» поддерживает людей.
 
 

На юбилейной презентации сборников произведений Людмилы Овсянниковой прозвучали прекрасные варианты песни артистов Королёвского Драматического театра и Олега Нефёдова.
 

После оглушительного успеха «Берёзы» Людмила Борисовна начала проводить творческие вечера и в Подлипках и в Москве на них выступали ведущие российские певцы и коллективы.
Людмилу Борисовну, как яркую личность привлекали к «общественной работе в Комиссии по патриотическому воспитанию при Калиниградском Совете, а позже в аналогичной комиссии, вместе с актёром Георгием Жжёновым и композитором, профессором Валерием Пьянковым.
В одной их шефских поездок по Лене, Людмила Борисовна познакомилась с композитором Валерием Пьянковым и результатом их творчества стало 8 песен, 2 их которых можно послушать в записи Московского концертного хора  «Радуга», в записи 2019 года из концертного зала Академии имени Гнесиных.
 
Людмила Борисовна сотрудничала с ведущими композиторами страны, Владимиром Шаинским, Яном Френкелем, Давидом Тухмановым, Людмилой Лядовой, Сергеем Никитиным, Валерием Пьянковым, Владимиром Мигулей, Игорем Якушенко, Борисом Майоровым, Борисом Власовым… Песни исполняются известными исполнителями, Аллой Пугачёвой, Львом Лещенко, Владимиром Трошиным, Иосифом Кобзоном, Валентиной Толкуновой, Юлием Слободкиным, Ириной Подошьян, Юрием Гуляевым, хором ДКБФ...
В репертуаре композитора, профессора Гельсят Шайдуловой сериал детских песен…
 
На презентации юбилейного издания сборника сочинений Людмилы Борисовны прозвучали авторские исполение 3-х песен авторами  Геннадием Сизенцевым и 3-х песен композитором Валерием Пьянковым. Артисты Королёвского Драматического театра представили свою интерпритацию «Берёзы белой подруги» как распевной русской народно песни, напели душевную философскую песню Людмилы Лядовой «Дорога» и использовали мелодию песни Бориса Власова «Солнечные цветы»  в исполнении ансамбля «Мелодия» Георгия Гараняна как компаньона к стихам Людмилы Овсянниковой в музыкально-поэтической композиции режиссёра КДТ  Людмилы Аркадовой.
 
 
На юбилейных концертах в Королёве и Пскове, учащиеся королёвского ДЮТа и псковского Правового лицея №8 душевно читали космическую лирику и сонеты Людмилы Овсянниковой, видеозаписи выступлений доступны в сети интернета.
 

Немного о семье Людмилы Овсянниковой. В 1960 году родился сын Сергей, который подарил Людмиле Борисовне 2-х внуков и внучку, а количество правнуков уже скоро подойдёт к десятку… Внуки живут в Москве и Калининграде. Выража личную благодарность Ирине Овсянниковой за расшифровку части архива поэта Людмилы Овсянниковой. Эту часть вы можете читать в онлайне. Возможно дело дойдёт и до бумажного носителя, а сейчас можете распечатать понравившееся вам и будьте саморедакторами. Впереди, надеюсь, на обнародовании текста книги о Сергее Павловиче Королёве, театральной пьесе в стихах «Прости Аристофан» и картины Людмилы Овсянниковой.
 
 

Впереди юбилеи устных журналов в Подлипках, юбилеи литературного объединения Георгия Левина «Металлист» в Костино, поэтому причин вспомнить творчество и жизнь связанную с Наукоградом Королёв и судьбой талантливого физика ( пока не разгадано авторство кандидатской диссертации Людмилы Борисовны Овсянниковой от 1981 года хранящейся в Государственной Библиотеке) и поэта-песенника Людмилы Овсянниковой.
 
Таков путь от «Первого Витка» до народной песни «Берёза белая подруга» и нашей памяти о личности Людмилы Борисовны Овсянниковой  в Культурной жизни Наукограда.
Личная благодарность Людмиле Аркадовой, Марине Остапенко, Ольге Мельниковой, Центральной городской Библиотеке и энергии Людмилы Калининой поднявшей коллектив «Витка», Борису и Ирине Овсянниковым, Валерию Пьянкову и всем кто принимал участие, как личная инициатива, в подготовке и проведении презентации Юбилейного собрания сочинений Людмилы Овсянниковой.

Алексей Баузе
Исследователь жизни Романтиков Освоения Космоса в Подлипках
 
 

Немного стихов Людмилы Овсянниковой из юбилейного сборника «Сонеты и Песни».


БЕРЁЗА  -  песня




Берёза,  белая  подруга
Весенних  зорь,  прозрачных  рек,
Скажи,  скажи,  какая  вьюга
Скажи,  скажи,  какая  вьюга
Тебе  оставила  свой  снег?


Ветвями  тянешься  за  мною,
На  плечи  руки  мне  кладешь,
И  шелестящею  листвою
И  шелестящею  листвою
Без  слов,  без  музыки  поешь. 


О  чём  поёшь,  моя  берёза,
Качаясь  тихо,  как  во  сне?
И  почему,  не  знаю,  слёзы
И  почему,  не  знаю,  слёзы
Приходят  светлые  ко  мне?

ГОРИЗОНТЫ ОСТАЮТСЯ НА ЗЕМЛЕ.
                (Песня).



1.Это было, только в детстве позабылось –
Жизнь упрямо приземляет нас годами:
Я летал, и подо мной Земля искрилась
Синими, зелёными морями.

ПРИПЕВ: Радугой рассветы полыхали,
Звёзды молча таяли во мгле.
Я летал, дорог не разбирая,
Горизонты оставляя на Земле.

2.Понял я, что можно к крыльям возвратиться,
Закалив себя до стойкости металла.
Встрепенулась и забилась в сердце птица,
Словно никуда не улетала.

ПРИПЕВ: Радугой рассветы полыхают,
Звёзды растворяются во мгле.
Я лечу, орбиту выбираю –
Горизонты остаются на Земле.

3.Остаются на Земле моря и птицы,
Даже небо остаётся над Землёю,
Но свои бескрайние границы
Звёздный мир открыл передо мною.

   ПРИПЕВ: Зори в горизонтах полыхают,
Звёзды улыбаются во мгле,
Здравствуй, детство, я опять летаю
Птицею, рождённой на Земле.


                АПОЛЛИНЕР  И  ЛОРКА.

Аполлинер и Лорка – ваша участь
Сжигает сердце. Вашей смертью мучась,
Я думаю о сроках бытия.
Всё непохоже. Может быть, и я
Должна увидеть вас и зев винтовки,
И взгляд стрелка и пристальный, и колкий,
И кованый сапог над головой…

Убийца Лорки, подожди, постой!
Пока ещё не поздно – образумься!
Твой узкий лоб сжимает амбразура,
Ты – человек, но пуля твоя – дура,
Ей вылететь, что плюнуть свысока!
Плевок кровавый поперёк виска –
У Гарсиа зрачки остекленели,
Чтоб вы потом его саэты пели?    (стихи воспели)

Послушайте, голодные солдаты,
В окопы заткнуты отравленною ватой
Химической атаки дымовой:
Пред вами встал поэт; над головой
Его витают рифмы, каллиграммы –
Гийом Аполлинер тот славный малый,
Которого прославите потом.
А он хватает воздух алым ртом,
Он слов гортанных выдохнуть не может,
Чеканных строк он более не сложит –
Его свинец до мозга жадно гложет
Запёкшейся кровавою строфой!

Убийца, подожди, прошу, постой!
Весь мир сошёл с ума, взрывоопасен!
И только взор поэта чист и ясен –
Он жизнь пошёл воспеть на целый свет.
Ему не нужно звёзд и эполет,
Тускнеет золото, смешны ступени власти:
Он потому над жизнью своевластен,
Что даже смерти для поэта нет!
               
Саэты – в Испании религиозные песни, обращённые ко Христу, Деве Марии, Святым с элементами фламенко; исполнялись на страстной неделе.


С. П. КОРОЛЁВУ.

Был он
        прокладкой каменной
Между строками.
Имя –
        прозрачной тайною
Между строками.
Чувствовал себя
        тот фон Браун,
Словно на льду Чудском –
                в поле бранном.
Скрещенные мечи –
                взлёт –
                авария…
Сердце, а ты молчи –
                нет, не стар я!
Глыбой живою мощь
Вросла в тело,
         день раздвигая в ночь,
Жить хотело.
Лишь бы
         ещё летать,
А там руками,
         словно с Земли,
                поднять
С Луны
         камень,
С Марса –
         поклон Земле!
Дальше –
         к звёздам…
Поздно –
         и он, как все,
Смертным создан.
Жажда жить
         вспышкой
                мозг
                осветила,
Словно он
         в Солнце врос
                светосилой.
Только достичь конца
                разве можно?
Бьются ещё сердца –
                в трассы вложены.
Где-то ещё несут
                в безвоздушии
Непримиримый суд
                наши души,
Вложенные в металл,
                в схемы впаянные.
Кто ещё не взлетал –
                ждёт отчаянно,
В каждом,
        как генный строй,
Повторимо
Клеточкою живой
Его имя.


ЗЕМНЫЕ  БОГИ.


Шар земной, послушный нам отныне,
Убыстряет суточный свой бег,
Дарит человеку ширь пустыни,
Складки гор и переплёты рек,
Мех тайги, на горизонте зори,
Океаны в пене облаков,
Звёздное космическое море
Манит вдаль совсем земных богов.
Мчит «Восток», заброшенный руками –
Самой мощной силищей на свете,
Люди, мы умеем только сами
Чудеса преподносить планете!
На орбиту, словно птицу, вынесли
Человека – Юрия Гагарина,
Посмотрите – след бескрайней мысли
В небесах апрельская проталина!
Бог земной воистину всесилен,
Даже если тело невесомо,
И смеётся он глазами синими,
В небе чувствуя себя, как дома!


Рецензии