Гл. 28. Носите бремена друг друга
Шёл Великий пост, когда они вдвоём приехали в наш храм. На исповеди Валентина просит совета как ей жить дальше и жалуется на Марка, что тот не хочет поститься, принуждает её не воздерживаться в супружеских отношениях. Не хочешь есть мясо, мол, — это твое дело, а что касается нас обоих, то, уж будь любезна, считайся с мужем.
Я помолился, и Господь дал мне понять: не каждый человек из новоначальных может вытерпеть тяготы поста, которые церковный народ старается нести во всей своей полноте. Не каждому дано сразу же обрести необходимую силу веры.
Вот и Марк духовно был не подготовлен и слаб не только для малых подвигов, но и вообще для духовной жизни. И напор Валентины, железной рукой пытавшейся его втащить в эту жизнь, давал противоположные последствия: Марк замыкался в себе и всё реже, со всё меньшим желанием стал приезжать в храм.
Вначале я старался беседовать с ними обоими. Но видя основную причину осложнения семейного лада в непреклонности Валентины, пытался в основном воздействовать на неё. Однако она приводила множество доводов, которые на первый взгляд были верными, а по сути дела — ошибочными.
В тот великопостный день на мои увещевания Валентина опять стала возражать.
— Принимай Марка таким, какой он есть, — уговариваю я её. — Пойми, он не может пока выдержать то, что по силам выдержать тебе. Через год-два он будет способен поститься наравне с тобой. А если ты станешь принуждать к этому его сейчас, то ничего хорошего не получится: подтолкнешь Марка к ещё большему греху. Молись!
— Нет, — возмущается Валентина. — Ты священник, как можешь такое говорить! — (Мы с ней общаемся на «ты») — Пост есть пост!
— Валя, ты меня не хочешь понять. Марк может просто бросить тебя, а у вас дети.
— Нет, он должен!..
Она упорно не соглашается. Крупные серые глаза наполнились недобрым огнём, теряя свою красоту и привлекательность.
И тогда я про себя молюсь: «Господи, что делать? Как вразумить её? Господи, да будет во мне воля твоя, да не осужденно отверзи уста мои…».
Марк стоит поодаль.
На подсвечнике у аналоя медленно гнётся вниз тонкая длинная свеча; отчего пламя её разгорается ещё сильней; воск струится на подсвечник, пока кто-то из прихожан не вытаскивает свечу из гнёзда…
Я прохожу в алтарь и беру маслице, смешанное с миром. Думаю: «Кого помазать этим маслицем: Марка или Валентину?». И неожиданно для себя решаю:
— Валя, коль не понимаешь, то давай тебя маслом помажу.
В ответ она тараторит «правильные слова», как доклад по бумаге.
— Хорошо, — говорю ей. — Допустим, я не прав. Но что с того? Святыня тебе вреда не нанесет.
— Батюшка, ты действительно не прав.
— Зачем ты меня тогда спрашиваешь?
Господи, рассуди Ты нас, как её вразумить, как спастись ей?
Беру маслице и «во имя Отца, и Сына, и Святого Духа» решительно помазываю Валентине уста. И ухожу в алтарь.
Диаконские врата подались немного назад и приоткрылись. Слышу какие-то звуки. Поворачиваюсь, а Валентина стоит с застывшим, страшным лицом.
— В чём дело? — спрашиваю.
Она руками показывает на рот и ничего не может сказать.
— Не веришь мне, — говорю ей, — так вот поверь хотя бы в то, что произошло. Теперь поняла, что не права? Поняла, что семью надо сохранять? Если ты наложишь строгий пост на мужа, то он не выдержит, уйдёт из дому, и дети останутся без отца.
Это онемение продлилось около полутора часов. Валентина не на шутку испугалась. Через наказание Господь её вразумил. И лишь тогда она внутренне согласилась, что была не права. И только с обретением смирения у неё стало проходить онемение губ.
И всё-таки эта история имеет грустный конец. По всей видимости, осознание Валентиной своей неправоты оказалось временным, а раскаяние неглубоким. Но, быть может, уже слишком далеко зашли противоречия у них с Марком. Как бы там ни было, через некоторое время он ушёл из семьи…
Каждый человек свой крест должен нести по слову Господа. И не надо предъявлять непомерные требования к близким и к их якобы малым крестам. Апостол мудро сказал галатам: «Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов».
Свидетельство о публикации №224013001646