Предупреждённое желание человечества

      В позапрошлом году весной я пошёл прогуляться на остров Краснофлотский и решил понаблюдать природу. Только напрасно я залез на дерево — гнездо оказалось прошлогодним.

      Тут я подумал: «Я всё детство лазил по деревьям. И всегда, когда я это делал, я методично обламывал все сухие ветки и сучья, чтобы случайно за них не ухватиться, случайно на них не наступить и не провалиться. И в этот раз я делал то же самое совершенно автоматически».

      И тут меня ужаснула следующая мысль: «А тот сук, за который я сейчас держусь — это ведь единственный из необломанных мною сухих сучьев по ходу следования, и на него сейчас распределена большая часть моего веса!»

      И только я это подумал — хрясь! - сук обламывается, и я лечу головой вниз. Помнится, ничего умного мне тогда в голову не пришло. Я думал: «Вот, я хотел испытать состояние невесомости — пожалуйста: я сейчас нахожусь в состоянии невесомости...»

      Долго или коротко я так думал и вот, наконец, я вонзаюсь головой в землю как снаряд. Я потом оценил длину дуги, по которой летела моя голова по параболе. Оказалось что-то около четырёх метров. Но, слава Богу,  всё обошлось без последствий.

      Но последствия всё-таки были. Когда я пришёл домой и рассказал эту историю моей младшей дочери, она мне сказала: «Папа, я тебя больше одного никуда не отпущу»

   
«...будь непорочен пред Господом Богом твоим; ибо народы сии, которых ты изгоняешь, слушают гадателей и прорицателей, а тебе не то дал Господь Бог твой.
    Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебе Господь Бог твой, — Его слушайте, —  так как ты просил у Господа Бога твоего при Хориве в день собрания, говоря: да не услышу впредь гласа Господа Бога моего и огня сего великого да не увижу более, дабы мне не умереть.
    И сказал мне Господь: хорошо то, что они говорили [тебе];  Я воздвигну им Пророка из среды братьев их, такого как ты, и вложу слова Мои в уста Его, и Он будет говорить им все, что Я повелю Ему; а кто не послушает слов Моих, которые [Пророк тот] будет говорить Моим именем, с того Я взыщу...»

(Второзаконие 18:13-19)


   Не судите, да не  судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какой мерой мерите, такой и вам будут мерить.
   И что ты смотришь на щепку в глазу брата твоего, а бревна в твоем глазу не чувствуешь? Или как скажешь брату твоему: „Дай, я выну щепку из глаза твоего“, а вот, в твоем глазу бревно? Лицемер! Вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть щепку из глаза брата твоего.
 
(Матфея 7:1-5)


1.    Папа спрашивает дочку: «Скажи, Бог Отец заранее решил послать Христа на землю или люди сами Его об этом попросили?» И чтобы она хорошо подумала, дал ей прочитать третью главу из первой книги Торы, т.е. из книги Бытие, а также восемнадцатую главу из последней книги Торы, т.е. из книги Второзаконие.

      Кстати, Тора переводится как Учение, Доктрина... Есть мнение, что и слово Теория происходит от слова Тора.

      Она прочитала третью главу из книги Бытие, т.е. из первой книги Торы, прочитала восемнадцатую главу из книги Второзаконие, т.е. из последней книги Торы, и говорит: «Получается, и то, и другое».

      Отец отвечает: «Да, в первой книге Торы Бог, обращаясь к сатане, который был в образе змея, говорит как бы косвенно Еве, что Семя её,- а мы знаем, что Семя жены — это Христос,-  будет поражать сатану в голову, а сатана-ядовитый змий, будет жалить Его в пяту. Ну, от пяты до сердца расстояние большое. И если это тот самый,- хорошо нам известный,- древний ядовитый змей, то речь идёт о медленной смерти: Христос придёт принести Себя в жертву умилостивления за грехи наши и испытает тяжёлую жгучую боль. Определённую боль испытаем и мы, но утолением нашей боли будет воскресение Христово.

      И в последней книге Торы Бог, обращаясь к Моисею, говорит: «Это хорошо. Это хорошо, что народ говорит: не можем слышать гласа Божия, чтобы нам не умереть».

      А что, собственно, угрожало народу? Эти события: громы, молнии, языки пламени, которые обжигали вершину горы,- все эти события происходили на самой горе, а народ израильский к подошве горы не подпускался. Но народ ясно понимал, что все эти  события: громы, молнии и языки пламени,- вызваны гневом Божиим.
 
     А вот гнев Божий имеет прямое отношение к ним - по причине их неотвратимой греховности.


2.    Этого и добивался Бог — осознания. Осознания народом его неспособности спастись самостоятельно. Тем самым народ как бы косвенно попросил Бога послать им Пророка — кроткого Человека, Который не стал бы метать громы и молнии и сводить огонь с неба, но напомнил бы о всех этих событиях.

     И Христос, придя, о них напоминал. Когда Его спросили как бы косвенно насчёт людей, которых Понтий Пилат,- прокуратор Иудейский,- убил во время их жертвоприношения, так что смешал их кровь с кровью их жертв, были ли они грешнее остальных, Он, Христос, ответил: нет. Тогда же Он сказал, что и побитые башней Силоамской не были виновней остального народа. Но, добавил: «Если не покаетесь — все так погибнете».

     До Христа после Моисея было ещё два карающих пророка. Это Илия и Елисей. Елисей, в котором Дух Святой на самом деле вдвойне явил Свою силу, не сводил огонь с неба, чтобы покарать неверующих, но Илия сводил и вообще убивал.

      Господь объяснял Илии на той же горе, куда Он заставил его придти пешком из Израиля, что Он Сам, Господь, Бог Явленный, вовсе не в ветре великом, раздирающем горы и сокрушающем скалы, и не в землетрясении, опрокидывающем и уничтожающем горы, и не в огне. Но — в тихом веянии ветра. И это даже уже после того, как Илия выводил молитвой потерявшего дыхание мальчика,- сына вдовы,- из летаргического сна.

      Елисею этого объяснять не надо было: он и проказой поражённого исцелял, и давал прозрение, воскрешал, хоть и не сразу; двадцатью ячменными хлебцами и несколькими сырыми зёрнами в шелухе,- начатком хлебным,-  накормил досыта сто человек, и хлеба ещё оставалось.

      Но: по слову его и проказа была, и слепота временная, и бывал затоптан человек, с которого Господь взыскал непослушание пророку. И сорок два ребёнка были растерзаны медведицами, когда он проклял их за то, что они над ним насмехались.

     Между тем, в этом твёрдом сосуде была нежная любовь: он нисходил к нуждам бедных и помогал им чудесным образом расплатиться с долгами. Если кто по оплошности или случайно превращал еду измученных голодом людей в отраву, то он мгновенно устранял причину укора, так как тут же этот смертоносный суп,- этот смертельный раствор,- обезвреживал.

      Если кто по оплошности или случайно уронил топор, взятый на подержание, в воду, то и тут тем более Елисей был далёк от ворчания, потому что ворчание — это,- как ни крути,- тоже косвенно как бы молитва, но не Богу, а — сатане.
      Нам, может быть, не под силу такое чудо — достать топор из реки подобно пророку умиротворяющему,- но вот обыкновенное терпение порой бывает чудом прозрения духовной любви.

      А почему бы пророку не снизойти к простым людям, если он творит суд Божий, который заключается в том, что сатана, князь мира сего, осуждён?

      Поэтому нужно как можно больше людей отвадить от него, пока не поздно, чтобы они так же не погибли, как те оставленные без надзора малые дети или молодые отроки, как, собственно и написано обтекаемо на иврите:;;;;;;;;; ;;;;;;;;; - наарИм катнИм,- что можно перевести и как малые отроки, молодёжь, даже слуги — т.е. какие-то малые или юные, которым что-то поручают.

     Итак, малая молодёжь или юношество, глумилось над пророком, исцелившим иерихонский пруд и оздоровившим  местность, лишив тем самым молодых людей и всякого рода детей, таскавших воду издалека, такого заработка.

      За это глумление они и были прокляты.

      Точно также хулящему Духа Святого не простится никогда, ведь Он — единственный источник исполнения Закона, ни одну малую йоту и ни одну черту из которого Христос не отменил.

      А почему не отменил? - Потому что есть действия, которые можно совершать и не совершать, а есть причина по которой это нужно или не нужно делать. Так вот причины этой Христос, наш Учитель, не отменял. И причина эта — СВЯТОСТЬ.

      Поэтому тот, кто, фигурально выражаясь, не мажет косяки дверей своего дома кровью Агнца, пытается отменить причину. А причина заключается в том, что не по прихоти вашей, а уж тем более — не для похоти вашей,- Христос вас из Египта выводит.

     Тут даже христиане, далёкие от той огнедышащей горы, воспринимают именно этот страх. Тут даже неверующие понимают: уж здесь взыщется, так взыщется; уж здесь припечатается, так погубит — никто не останется в стороне!

     Христос, будучи на земле, не карал никого. Не поражал проказою и слепотой никого - даже временно. Похоронные процессии, которые Он встречал на пути, тут же останавливал, так как мгновенно устранял их причину — воскрешал покойника, которого хоронили.

      По слову его не был затоптан или побит камнями ни один человек. А уж накормлены малым,- весьма малым!- количеством хлеба бывали тысячи; и хлеба ещё несколько коробов осталось.

      И Своим ученикам Он сказал: «Не знаете, какого вы духа»,- когда они хотели свести огонь на одно селение (Луки 9:55b).

     И хотя Христос запретил своим ученикам сводить огонь с неба по примеру Илии, чтобы покарать селение, не принявшее их Учителя на ночлег, Сам же Он восклицал как о конечной цели Своего пребывания на проклятой за грех человека земле: «Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся!» (Луки 12:49)»


3.    Теперь настал черёд дочери спрашивать отца. Она спросила: «Была ли это хула на Духа Святого, когда малые отроки, эти «наарИм катнИм», насмехались над пророком, на котором Дух Святой явил силу в два раза большую, чем в Илии?»

      «Я понимаю твоё затруднение,- говорит отец.- Такое толкование приписывают Иоанну Златоусту, но я у него такого что-то совсем не встречал. Так что зря прикрываются авторитетом этого святителя.

       Есть ограничители, которые не дают произойти оплошности или случайности. На горе Хорив это были наваленные там и сям груды камней, обозначающие черту, которую Бог повелел освятить и не пересекать».

      «Но ведь можно быть рядом с этой чертой и случайно её пересечь».       «Нет,- ответил отец,- они в действительности не знали Духа Святого и были далеко от этой черты, НО: это громадное предупреждение против праздных слов.

      Вот фарисеи, которые говорили, что в Христе бес, довольно близко подошли к запретной черте, так как знали Духа Святого. Да, знали. По крайней мере — должны были знать, как учителя израилевы.

      Поэтому Христос их заранее и предупредил насчёт хулы на Духа Святого. Вы, фарисеи, так близко подошли к познанию благодати, но надеетесь исполнить Закон так, будто Благодать тут ну совсем ни при чём.

     Что ж, Закон надо исполнить. Но без Духа Святого вы с Законом не сладите. И хотя Он, Он Сам, Дух Святой требует его исполнения, естественно, по духу, а не по букве, Закон по духу ещё жёстче, чем даже вы, фарисеи, себе это представляете.

     И как к горе Закона нельзя было подступиться, чтобы не умереть, потому что Бог не ради легкомыслия вашего даёт вам жизнь и закон, её охраняющий; так и вы погибнете, если по привычке говорить праздно и надменно похулите Духа Святого своим словоблудием».


4.   И, к сожалению, неосторожность уже свойственна нам, так как мы не проверяем, что говорим.

Можно много рассуждать о пользе и вреде телесных наказаний.

   Но гораздо хуже телесных наказаний — частные определения, особенно самые подлые из них — обзывательства.

   И те, и другие заклеймил Христос. Первые — как рассматривание соринок в глазу без желания помочь или понимания того, насколько это сложно.
 
   Мы представляем это дело так, будто это легко. Выходит, у нас у самих в глазах — бревно, раз мы очевиднейших вещей — не замечаем. «У тебя в глазе соринка и ты сам,- вроде как,- можешь её вытащить», - вот, что мы говорим ближнему своему...

   Ну, да! Он полезет туда немытыми руками без знаний элементарной гигиены и заработает себе конъюнктивит. Вы даже не представляете, до какого безумия может дойти человек, затравленный частными определениями!

      Что там псы, что там свиньи! Если бы это не слова Христа, я бы подумал, что Он смягчает выражение.

   Мы же даём человеку своими частными определениями страшный выбор: либо поверь нам как следует, и будь плохим; либо не верь нам,- яви в этом свою силу: ни за какие коврижки не верь!- и будь хорошим! - Хороша «альтернатива»! И свой авторитет свергнуть, и ничего не достичь — ничегошеньки! - только хуже сделать...

   Вторые,- обзывательства,- Христос заклеймил — как явное противоречие со здравым смыслом: если человек повреждённого ума, то как вы ему это объясните? - Выходит, вы просто издеваетесь над ним, глумитесь над ним и подлежите Синедриону, т.е. Высшему духовному суду!

   Но отчего возникает большая часть издержек? - Не оттуда ли, когда исподволь разрушается родительский авторитет или авторитет любой власти?

   И всё в угоду подлой мысли, что Богу нужна не столько наша святость, сколько наша свобода.


   5.   Ну, как же! - Дети в собрание идти не хотят, а вы их заставляете! И нам говорят: «А вы знаете, как вы выглядите в глазах Бога?»

   И что дальше? - Вы разрушите родительский авторитет, и там, где дети просто слушались родителей из-за родительского авторитета, теперь начались издержки!
 
   Не вы ли причина, разрушители авторитетов,- поборники свободной воли,- тех самых издержек?

   И вот апостол Павел нисколько не осудил произвол родителей, но поддержал его! Чем? - Родительской целью исправить нас хотя бы для немногих дней!

   А тут родители заставляют детей ходить в собрание совсем не для немногих дней, но — для дней вечных!

   И чтобы быть до конца понятным, объясню, что такое свободный выбор.

   Да, опосредованно он возможен. Например, перед вами — два вида конфет: шоколадные и карамель,- выбирайте! Опосредованно это свободным выбором назвать можно. Почему? - Да потому что оба вида,- по большому счёту,- безвредны.

   Но если часть конфет отравлена, и вы узнали об этом, вы же первые крикнете,- хотя лучше сдерживаться...,- вы же первые скажете вашему ребёнку, свободную волю которого вы так легкомысленно защищали. Вы же первые скажете вашему ребёнку, протянувшего руку за отравленным видом,-да и чужому (почему нет?): «Ну-ка стой, не смей, не трогай — ни под каким видом!»

   Вот точно также надо реагировать и вообще на все греховные пожелания наших детей. А идти или не идти в собрание — тут третьего не дано. Мы же сюда идём за спасением: своим и ближних своих. И у них, по большому счёту, тоже никакого (СВОБОДНОГО) выбора нет: либо жизнь, либо отрава...


   6.   Но тут приводят слова Иисуса Навина: «… изберите, кому служить».

   Свободный ли здесь выбор? - Давайте разберёмся.

   Вот я сказал своему ребёнку: «Иди в магазин, иначе я дам тебе ремня». Это свободный выбор? - Конечно нет! Зачем лукавить?

   А вот я сказал своему ребёнку: «У тебя есть выбор: либо ты идёшь в магазин (ЕСЛИ ТЕБЕ УГОДНО),  либо я дам тебе ремня» Я, вообще, разные вещи сказал? - Ровным счётом — одно и то же. И то, и другое — не является свободным выбором.
 
   Я бы ещё сказал: «Даю тебе свободный выбор: либо иди в магазин, либо получай ремня» - И это была бы не просто ложь, а - наглая ложь!
 
   Так вот в словах Иисуса Навина никакой лжи вообще не было — он давал выбор, но не давал свободного выбора народу израильскому - 15-м стихом 24-й главы он говорит: «Если же не угодно вам служить Господу, то изберите себе ныне, кому служить: богам ли, которым служили отцы ваши, бывшие за рекой, или богам аморреев, в земле которых живете...»
 
   А в 20-м стихе той же главы он уточняет: «Если вы оставите Господа и будете служить чужим богам, то Он наведёт на вас зло и истребит вас, после того, как благотворил вам».

   Осталось уточнить самую малость — какое это имеет отношение к хуле на Духа Святого? - Самое прямое! Отвергать авторитеты — это ещё не хула, как сказал Христос: на Меня или Бога Отца хула— простится. Но мы уже вплотную подошли к той черте, за которой нет прощения: мы лишаем людей тех средств исправления, которые Бог дал в духовном законе — возлюби ближнего своего, как самого себя.

   Мы отстраняемся от людей частными определениями. Мы говорим и более ответственным людям,- более, чем мы, ответственным людям,- как тот лукавый и ленивый раб своему господину говорил: ты, такой-сякой, этакий-разэтакий — жнёшь, там, где не сеял; собираешь там, где не рассыпал; там где ты — там я отстраняюсь и закапываю свой талант, тебе он не послужит. Шутка ли, 26 килограммов золота, 150 миллионов рублей по нынешним ценам, лежат без употребления!

   А он лукавый раб, не желал мирно разговаривать с торгующими, но предпочитал ссориться с этими людьми: “Спекулянты этакие!»,- которые несли старшный риск. И они ему не доверяли, так как он вносил разлад в их дело. Тогда как одного мирного слова порой было бы вполне достаточно, чтобы дать им возможность, сосредоточенным людям, спокойно и мирно трудиться, создавать рабочие места!

      А вот Христос, чтобы мы имели те же чувствования, желал поцелуя не только фарисея, к которому Он пришёл в гости, но и от поцелуя Иуды не отстранялся, который пришёл затем, чтобы предать Его. Не много ли мы на себя берём, отстраняясь от ближних своих частными определениями, тогда как они — в цепях неправды и ТОЛЬКО-ТОЛЬКО НАЧАЛИ ИСПРАВЛЯТЬСЯ, хотя порой, одного только мирного слова было бы достаточно, чтобы оздоровить обстановку, исправить ситуацию, наладить дело и дать им возможность тихо и мирно трудиться, чтобы избавиться от то и дело возникающих в нашей жизни досадных заблуждений и разочарований?

   Да будет имя Божие благословенно вовеки — во имя Бога Отца и сына, и Духа Святого! Аминь


Рецензии