Собачий вальс

                Собачий вальс

       Первое знакомство с азами музыкального образования происходит у всех по-разному. Пожалуй, для многих детей оно начинается с того, что родители отводят их в музыкальную школу. Кого-то обучают в домашних условиях при наличии музыкальных инструментов, а кто-то начинает вдруг музицировать уже в зрелом возрасте. Мне запомнился интересный случай приобщения к музыке, а именно обучение игре на пианино по курсу музыкальной школы «уже не мальчика, но мужа», не имевшего прежде музыкальных наклонностей и пристрастий к этому.
       Итак, нашему герою уже за 30 лет. У него двое детей – девочки-двойняшки, которых он, при достижении ими соответствующего возраста, определяет в детскую музыкальную школу. Идёт длительный процесс обучения, который в итоге девочки успешно преодолели. Так сложилось, что именно отец все годы водил их в музыкальную школу, общался с преподавателями, подробно разбирался и помогал готовить домашние задания и даже музицировал с ними. Благо наличие в семье пианино позволяло это делать. Постепенно он так втянулся в этот процесс, что к моменту завершения учебы дочерей играл даже лучше, чем они. Наш новоявленный музыкант всё больше свободного времени стал посвящать игре на пианино и погружению в музыкальную классику. Обе девочки отказались продолжить дальнейшее музыкальное образование и со временем охладели к музыке. А их добросовестный и ответственный папаша так и продолжал постигать мир через музыкальные образы.
        В моём детстве, к большому сожалению, не присутствовал такой музыкальный инструмент как пианино. В детском саду все утренники проводились под аккомпанемент баяна. В школе такая же история. Уроки пения были под звуки аккордеона. По этому предмету у меня всегда были пятерки. Школа № 4 города Перово (тогда был город), где я учился, находилась в стареньком, двухэтажном здании и учитель пения преподавал ещё рисование, черчение и труд.  Кроме того, он был и школьным фотографом. В этой школе провёл с первого класса по шестой. Потом нас перевели в пятиэтажное здание новой школы. Только там впервые увидел пианино в актовом зале и музыкальные уроки уже проходили в сопровождении этого инструмента. При этом ни разу даже не прикоснулся к клавишам. Впервые это произошло гораздо позже при довольно комичных обстоятельствах.
        Начало 80-х годов прошлого века. Однажды ко мне в подразделение на предприятии, где тогда трудился, заглянул старый приятель Николай и попросил помочь в одном деликатном деле. Надо было «закинуть», как он выразился, пианино к нему домой, а потом, как положено, обмыть это знаменательное событие. Конечно же, я согласился. Как не помочь хорошему товарищу? Мы – крепкие молодые люди слегка за 30 лет, активные участники всех спортивных мероприятий, посещаем бассейн, ходим на туристические слеты. Что нам стоит «закинуть» пианино… на пятый этаж в доме без лифта?!
     План был простой. Выдвигаемся после работы к месту назначения, из квартиры на первом этаже вытаскиваем пианино, грузим его в машину, везём к дому Николая на соседнюю улицу, выгружаем и «закидываем» на 5-ый этаж. «Делов-то!» Начало операции по перемещению было обнадёживающим. Нам удалось вдвоем вытащить пианино на улицу и по направляющим доскам закатить в грузовую машину. Нам, правда, немного подсобили добровольные помощники – знакомые Николая, курившие на лавочке у подъезда. Подъехав к точке выгрузки, скатили пианино по направляющим, не без труда затащили его в подъезд, а дальше…  полный абзац. Весь процесс этого мероприятия курировал тесть Николая, заказавший грузовую машину и приготовивший специальные широкие грузовые ремни. Он неустанно давал нам указания по перемещению неподъёмного груза. Что мы только не делали! Подсовывали ремни под пианино, впрягаясь в них с разных сторон, пытались повернуть его, но наши усилия были тщетными. Желанный музыкальный инструмент не хотел подниматься даже на одну ступеньку. А впереди пять этажей. Миссия невыполнима!
          Спорили до хрипоты, как «закинуть» проклятое пианино. Время от времени с площадки пятого этажа раздавался призывный голос мамы Николая: «Ребята, вы скоро? Стол уже накрыт! Мясо стынет! Водка запотела!» Уже стали выглядывать из квартир любопытные соседи. Наконец, наш куратор, немного поразмыслив и махнув рукой, изрёк: «Ладно, схожу за грузчиками в мебельный магазин, он здесь рядом». Через некоторое время он вернулся с двумя веселыми и бодренькими мужичками, притащившими свои грузовые ремни. Быстро договорились о поэтажной оплате подъема и они, дружно прокричав: «Засекайте время, по 30 секунд на этаж!», рванули наверх. Все с изумлением смотрели на этот бенефис. Мы с Николаем сразу увидели свою основную ошибку по подъёму и перемещению тяжёлых габаритных грузов. Надо было не прижиматься к пианино, а при натянутых ремнях отжимать его от себя. Этот показательный урок запомнился на всю жизнь и теперь при подобных обстоятельствах всегда пользуюсь этим способом.
          Через несколько минут пианино уже стояло в квартире на заранее подготовленном месте. Восторгу присутствующих не было предела. Все благодарили грузчиков. Один из них тут же рассказал короткую историю о том, как накануне они впятером затаскивали рояль «Беккер». Вот это была работа! На следующий день трое из пяти на смогли выйти на работу. А наше пианино для них это – лёгкая прогулка.
Наконец, сели за стол, чтобы отметить значимое приобретение. Всё семейство Николая в сборе – мама, жена, сын и дочка, которой и предназначалось пианино. После третьего или четвертого тоста, захмелевший Николай предложил опробовать инструмент. Его десятилетняя дочка Рита тогда училась в музыкальной школе. Она сразу напряглась и на предложение что-нибудь сыграть для собравшихся ответила категорическим отказом. Отец продолжал настаивать, но только довёл девчонку до слёз. Успокоить и уговорить ее сыграть смог только я. Решающим аргументом стало предложение сыграть вместе с ней. Не знаю, что она подумала в тот момент, но мы оказались вместе за пианино. Юная пианистка окончательно успокоилась и спросила: «Дядя Володя, а что будем играть?» Недолго думая, бодро брякнул: «Собачий вальс»! При этом добавил, что никогда не играл в четыре руки и попросил ее показать на какие клавиши надо нажимать. Знала бы бедная девочка, что я до этого вообще не прикасался к клавишам. Тем не менее, эта ситуация развеселила Риту, и она со смехом показала, что я должен был делать. Вскоре по всей квартире во всю музыкальную мощь разнеслись звуки неумирающего «Собачьего вальса». Довольный Николай выглядел абсолютно удовлетворенным приобретением и талантом дочери. А я сиял от гордости, что мое исполнительское мастерство тоже было замечено и отмечено присутствующими.
           Вот такой музыкальный дебют состоялся и остался в коллекции жизненных историй.


Влад Боков                28.01.2024.


Рецензии