Глава 6. Путешествие в детство

ПУТЕВЫЕ (ИЛИ ПУТЁВЫЕ) ЗАМЕТКИ

Папа мой частенько рассказывал такой анекдот.
Спросили у мужика:
- Какие праздники ты знаешь?
- Паска, Новый год и аванец.

У нас летом было тоже три праздника. И они затмевали все остальные.

Первый - Троица. Хотя название троица почему-то не употреблялось. Говорили - СемИк. Готовились к нему заранее. Пекли шаньги, пироги, обязательно с речной рыбой. До часа Икс их не следовало есть, но нам детям позволялось угоститься наливными шаньгами. Помню этот бесподобный вкус ещё теплой шаньги с запеченными румяными крупинками сверху. А если обмакнуть в сметану? Мммм... Никогда больше такого не пробовала.

Обязательно варили квас, в некоторых семьях бражку. Этот белый квас и у нас назывался брагой, но он был не хмельной, поили даже детей.

Собирали огромные корзины. Обязательно брали с собой скатерть или клеёнку. А потом всей семьёй шли на "могильник", так бабушки называли кладбище. Сейчас говорят, что так делать нельзя ... Но это традиции. Наши традиции. Расстелить на могилке скатерть, разложить еду. Съесть с ушедшими хотя бы вареное яйцо, отведать пирога. И, конечно, мысленно обратиться к тому, кто ушел.

Отдельно хочу рассказать про Верещагинские пироги с рыбой. Рыба обязательно речная. Убраны внутренности, жабры и плавники. Рыба кладется целиком, сверху накрывается тестом. Срезают по кругу крышку пирога, режут ее на куски. Рыбу едят из пирога руками. Осторожно выбирают кости. Когда рыба вся съедена, разрезают донышко из теста и съедают его.

Это и праздник и не праздник. Море народу, детям - сладости. Взрослые, конечно, прикладывались к бутылочке.
Многие деревенские ребята  со своими бабушками сидели с сумками и узелками. Как нищие. Им все проходящие подавали еду, сладости, деньги. Было какое-то странное острое ощущение стыда за них и немного зависти.


Рецензии