Об исторической неграмотности чеченцев

 
В советские времена и даже теперь общим местом стала якобы «тотальная неграмотность» чеченцев в XVIII —XIX веках. Между тем, исторические свидетельства демонстрируют, что в те эпохи не было в Чечне НИ ОДНОГО селения, где бы не было мечетей, и ни одной мечети, где бы не было школ для обучения детей (мальчиков) грамоте. И хочется спросить: могут ли те, кто обвиняет наших предков в «безграмотности», привести свидетельства столь широкого распространения школьного обучения в их собственных странах? Приведем несколько свидетельств школьного обучения в Чечне в старину:
**********

«При каждой мечети есть училище, в котором преподаются арабский и турецкий языки. Чеченцы довольно прилежат к этому учению и только самый бедный не отдает детей своих в школу» (Петр Григорьевич Бутков, русский историк, военный и государственный деятель, действительный тайный советник, сенатор, академик Петербургской Академии наук. «Материалы для новой истории Кавказа с 1722 по 1803 год», т. 2., СПб, 1869 г., стр. 10).
**********

«Мальчики обучаются грамоте по добровольному желанию, – или дома, под надзором муллы, или в особенных школах» (Иван Андреевич Клингер, русский офицер, музыкант и композитор. «Нечто о Чечне. Заметки о виденном, слышанном и узнанном во время плена у чеченцев с 24 июля 1847 по 1 января 1850».//Газета «Кавказ», Тифлис, № 97, 9 декабря 1856 г.).
**********

«Чеченцы народ более любезный, говорят они иносказательно, читают и пишут, обучаясь с ранней молодости в мухамеданских школах. Детей они никогда не наказывают, развивая в них характер, храбрость и находчивость личным примером и физическими упражнениями» (Александр Федорович Риттих, генерал-лейтенант, российский военный и научный деятель, ученый. «Племенной состав контингентов русской армии и мужского населения Европейской России», СПб., 1875 г., стр. 331).
**********

«Чеченцы, считая детей даром Божием, никогда не бьют и не бранят их особенно, с тою целью, чтобы не запугать и не сделать с малолетства робкими. Если дети иногда слишком надоедают матери и огорчают ее, то она плачет, но не тронет, не ударит их. По достижению известных лет и по добровольному желанию, мальчики обучаются грамоте или дома, пользуясь уроками от муллы, или в особых школах, существующих на общественный счет» (Николай Федорович Дубровин, российский историк, академик, генерал-лейтенант. «Кавказская война и царствование императора Николая I и Александра II (1825 – 1864 гг.)».//«Обзор войн России от Петра Великого до наших дней». Ч. IV, кн. 2. СПб, 1896 г.).
***********

«Чеченцы – трудолюбивый и способный народ, проявляющий склонность к образованию» (Зеркало Кавказа. М., цинкография Х.А. Шихмина, 1902 г., стр. 22).
**********

«Мы сталкиваемся на Кавказе (в Дагестане и Чечне) последних десятилетий до революции с фактом столь широкого распространения знаний арабского языка, какого, по замечанию академика Бартольда, не встречалось ни в какой другой стране из числа тех, где арабский не является родным языком населения» (Анатолий Нестерович Генко, профессор, доктор филологических наук, кавказовед. «Арабский язык и кавказоведение».//Труды второй сессии Ассоциации арабистов. М.–Л., 1941 г., стр. 84).
_______________________________
На фото ученики традиционной чеченской школы
______________________


Рецензии