Свеча на дереве пьеса

Пьеса по мотивам сказаний о Рабби Исраэле Бааль-Шем-Тове
в восьми сценах.

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА

УЧЕНИК — ученик Рабби Исраэля Бааль-Шем-Това. Он же может играть своего Учителя в воспоминаниях.
ХОЗЯЙКА — владелица таверны или кафе.
ДОВ — грабитель, он же может играть одного из учеников Рабби Исраэля Бааль-Шем-Това в воспоминаниях, а также других персонажей.

ПЕРВАЯ СЦЕНА

Декорации изображают ночной лес. На сцену выходит УЧЕНИК. Он несет сумку или мешок, оглядывается. В некотором отдалении от УЧЕНИКА на чем-то, изображающем ствол дерева, горит свеча.

УЧЕНИК. Поздравляю — окончательно заблудился. Самый верный способ заблудиться — это попытаться срезать путь. А когда поймешь, что идешь не туда, надо понадеяться на свое везение. А потом продолжать упорно идти вперед, говоря себе, что если все время идти прямо, то точно куда-нибудь выйдешь. И все, готово: ты один в темном, дремучем лесу. По-моему, я слышу чей-то вой. Будем надеяться, что это собаки. Нет: будем надеяться, что это привязанные собаки.

Замолкает, осторожно делает несколько шагов, снова оглядывается. Замечает свечу.

Огонек! Как говорится, дуракам везет!

Быстро идет к свече, но вдруг пораженно останавливается.

Не может быть. Нет, не может быть.

Оглядывается, обходит «дерево», и вдруг застывает.

А вон еще один огонек.

Идет медленно, осторожно, все время оглядывается.

Свеча! Еще одна свеча! А там еще один огонек! И еще один! Как такое может быть?! Вернее, как такое может быть со мной?!

ВТОРАЯ СЦЕНА

Декорации изображают таверну, кафе или любое другое место, где люди едят за деньги. За одним из столов сидит ДОВ. ХОЗЯЙКА занимается своими делами. Раздается стук в дверь, ХОЗЯЙКА уходит и возвращается с УЧЕНИКОМ. 

ХОЗЯЙКА. Скажите, что вам принести, и присаживайтесь. Ничего мясного не осталось, уже очень поздно, но есть свежий хлеб, булочки и немного супа. Хотите попить горяченького? Или выпить чего покрепче?
УЧЕНИК. Спасибо, я бы попил чего-нибудь горячего, чаю, например, и съел пару булочек и суп.
ХОЗЯЙКА. Сейчас принесу.

ХОЗЯЙКА идет выполнять заказ. Опасливо поглядев на ДОВА, УЧЕНИК садится за пустой стол подальше от него. ДОВ пристально его разглядывает. ХОЗЯЙКА приносит заказанное, УЧЕНИК начинает есть. ДОВ встает и подсаживается к УЧЕНИКУ.

ДОВ. Добрый вечер.
УЧЕНИК. Добрый вечер.
ДОВ. Скорее уже ночь.
УЧЕНИК. Да, час поздний.
ДОВ. Тут в такой час редко кто бывает. Здесь, правда, и днем не очень людно.
УЧЕНИК. Вы здесь часто бываете?
ДОВ. Очень часто. Собираемся тут с друзьями. Но вас я никогда здесь не видел.
УЧЕНИК. Да, я здесь впервые. Заблудился.
ДОВ. Сошли с дороги?
УЧЕНИК. Да, захотел срезать.

ДОВ смеется.

ДОВ. Времена сейчас опасные. Кто же нынче ходит один по ночам да еще без дороги? Как-то это странно все. Опасаюсь я за себя, за хозяйку. Вот у вас что в сумке? Можно посмотреть?
УЧЕНИК. Ну… Ничего там такого нет. Смотрите.

ДОВ отбирает сумку, выкладывает содержимое на стол.

ДОВ. Денег нет. Как же вы собираетесь расплачиваться за еду с нашей хозяйкой?
УЧЕНИК. Деньги у меня. При мне.
ДОВ. Вы человек незнакомый, могу ли я верить вам на слово? Так уж разрешите взглянуть.

ДОВ небрежно достает нож. УЧЕНИК вынимает кошелек, кладет на стол. Пристально смотрит в лицо ДОВУ. ДОВ достает деньги, считает.

ДОВ. За еду расплатиться вроде хватит. Но кто знает, что вы можете выкинуть, правда? Незнакомый человек, не боится один ходить ночью по лесу. Такая смелость прямо настораживает. Так что деньги пока побудут у меня, ладно?

Собирается спрятать деньги.

УЧЕНИК. Вас ведь Дов зовут, так?
ДОВ. Да.
УЧЕНИК. У вас в молодости были друзья: Шмуэль. Хаим, Пинхас, такой с густой шевелюрой, Рафаэль со светлыми волосами и Меир, высоченный такой, худой.
ДОВ. Да. Пинхас был с густой шевелюрой, сейчас лысый, отошел от дел. Рафаэль погиб. А Меир уехал давно, далеко отсюда. Ты кто такой?
УЧЕНИК. Вряд ли вы меня помните, а я вас хорошо запомнил. Еще бы! Помните, десятилетний мальчик играет, а вы все танцуете? Вам было лет по семнадцать-двадцать. Там еще были девушки. Когда мы с Учителем пришли, веселье было в самом разгаре. И вы кричали, дескать, жаль, что музыки нет. Учитель и предложил, чтобы я сыграл. Вам всем понравилось, как я играю, особенно девушкам, и вы начали танцевать. А Учитель потом мне сказал: «Я сейчас пойду знакомиться с этими парнями, а ты хорошенько запоминай их внешность и имена». И он начал спрашивать, как кого зовут. Вы отвечали, а я запоминал. Учитель потом, прежде, чем мы ушли, несколько раз просил меня повторить в разном порядке. Видите, запомнил на годы.
ДОВ. Учитель?.. (Внимательно вглядывается в лицо УЧЕНИКА.) Я тебя помню!

ДОВ аккуратно складывает деньги в кошелек, потом вместе с другими вещами аккуратно кладет его в сумку. Пододвигает сумку к УЧЕНИКУ.

Извини уж. Если бы знал, кто ты, чей ученик…
УЧЕНИК. А меня ведь сюда Учитель привел.

ДОВ настороженно набычивается.

ДОВ. Это как же? Он же, вроде, давно помер, благословенна его память.
УЧЕНИК. Я, дурак, в самую чащу забрел.  Ну, думаю, все: или глаза себе ветками выколю, или свалюсь куда-нибудь и буду лежать изувеченный, пока не умру, или съест кто-нибудь. Вдруг вижу — огонек. Подошел, а это восковая свеча, прилепленная к стволу. Учитель так часто делал, когда лечил кого-нибудь: уходил в лес, прилеплял свечу к стволу и ходил вокруг до утра, читая особые молитвы. Чуть не позвал его. Но испугался. Зато увидел другой огонек. Пошел к нему и, можете себе представить, увидел еще одну свечу. И еще огонек, и еще. Свечи, прилепленные к стволам. Последний огонек оказался фонарем вот этого чудесного места. Так сюда и вышел.
ДОВ. Хочешь сказать?..
УЧЕНИК. Я не знаю. Если честно, даже думать об этом страшно.

ДОВ молча пристально смотрит на УЧЕНИКА.

ХОЗЯЙКА (подходя к ним). А вы тоже умеете лечить, как ваш Учитель.
УЧЕНИК. К сожалению, я, пожалуй, самый бестолковый и слабый из Его учеников. И лечить, особенно серьезные болезни, у меня пока не получается.
ХОЗЯЙКА. Жаль.
УЧЕНИК. Вы больны?
ХОЗЯЙКА. Больна. И врачи ничем не могут помочь. Мне недолго уж осталось, так что хватаюсь за любую надежду. Раньше казалось, хоть завтра подохну, так тошно жить, а как сказали, что уже скоро на тот свет, так сразу жить захотелось. Что ж…
УЧЕНИК. Послушайте… Вы, может быть, знаете, Учитель иногда простыми сказками творил настоящие чудеса, и нас учил, что сказки — это не просто болтовня со скуки. Может, если я вам про него расскажу, вам это поможет?
ХОЗЯЙКА. Хуже точно не будет. Тем более, я люблю истории про Него, а ночь длинная. Может, Он для того вас сюда и привел? Хотя, конечно, с моей стороны нахальство так считать. Кто я такая, чтобы Он ради меня старался, Рай покидал?!
УЧЕНИК (как бы про себя). Вот и я себе так сказал, когда эти свечи на деревьях увидел…
ДОВ. Так Он вам что, часто сказки рассказывал?
УЧЕНИК. Не только нам. Бывало, куда ни придем, глядь — вокруг Учителя стоит толпа, а он им историю за историей рассказывает. Ух и бесило это некоторых важных людей! Только однажды он одного такого сказками в своего ближайшего поклонника превратил. Примерно за час.
ДОВ (задумчиво). Хорошо что он власти не хотел, иначе... Он Него действительно исходило что-то такое. Хотя, к сожалению, мне, дураку, ни разу не удалось с ним толком поговорить. Мы ведь с ребятами когда позже узнали, кто с нами, молокососами дурными, время проводил, чуть с ума не сошли. Твой Учитель в те времена еще не был таким известным, как потом, но среди наших Его уже многие знали. А мы ведь с ним еще раз потом встретились, гораздо позже.
УЧЕНИК. Вот как?
ДОВ. Да уж так. Только я его сначала не узнал, даже не заметил.
УЧЕНИК. Расскажите.
ДОВ. Ладно. Пришел я как-то в одно местечко вроде этого должок получить. Внутри сидели пара человек, я на них и внимания не обратил. Хозяйка начала юлить, ну я и решил поучить ее слегка и устроить небольшой беспорядок, чтобы она лучше понимала, с кем связалась.

ДОВ встает, замахивается на ХОЗЯЙКУ.

УЧЕНИК (изображает УЧИТЕЛЯ). Оставь ее в покое, она и так едва концы с концами сводит! Задумайся хоть на миг, что ты делаешь!
ДОВ. Что?! Что ты там вякнул?! Я же тебя сейчас…

ДОВ делает шаг к нему с поднятой для удара рукой, но рука вдруг падает вниз и повисает.

Это чего такое, а?! Рука онемела, висит, как каменная!!! Я пальцы сжать не могу, чувствовать ее перестаю!
ХОЗЯЙКА. Вы чего? Вам плохо?

ДОВ что-то неразборчиво мычит в ответ, его шатает, он едва не падает, ХОЗЯЙКА и УЧЕНИК едва успевают его подхватить и посадить на стул.

ДОВ. Меня потом смотрели несколько врачей и так, и этак, ничего не поняли. Сказали, рука не восстановится, речь тоже, да и ноги будут все больше отказывать. Через неделю сидел я возле своего дома на солнышке, думал о своей горькой участи. И тут подходит Он.
УЧЕНИК-УЧИТЕЛЬ. Что, понимаешь теперь, как это быть беспомощным?
ДОВ. А я и правда еще никогда в жизни себя беспомощным не чувствовал.
УЧЕНИК-УЧИТЕЛЬ. Многие из тех, из кого ты долги выбивал, также себя чувствовали, как парализованные и безъязыкие: ни сопротивляться не могли, ни рассказать никому. Так что будь милосердным.
ДОВ. И ушел. А у меня почти тут же рука ожила, речь вернулась, ноги перестали быть ватными. А потом я узнал, кто со мной говорил. Добрые люди просветили. Так я потом целый год радовался.
УЧЕНИК. Что Он вас пощадил?
ДОВ. Видно, понял, что я не совсем пропащий. У нас ходили слухи про одного, которого Он… Ну, в общем — даже тела не нашли. Правда, тот был убийца, полный отморозок.
УЧЕНИК. Учитель лишал жизни только в самом крайнем случае. Только если иначе было совсем нельзя.

Некоторое время сидят молча

И вы изменились?
ДОВ. Еще как!
УЧЕНИК. Но, если бы не узнали, чей я ученик, вы бы деньги мне не отдали?
ДОВ (смеется). Не отдал бы. Трудно полностью измениться. Но, поверь, постарался бы обойтись без излишнего насилия, а может и на дорогу дал бы немного. Слушай, можно тебя кое о чем спросить?
УЧЕНИК. Конечно.
ДОВ. Ты что, уже тогда, в десять лет, у Него учился? Изучал Тайную Мудрость?
УЧЕНИК. Нет, конечно нет. Просто у меня в то время были серьезные проблемы со здоровьем, с поведением. Очень серьезные. Вот родители и решили показать меня Учителю. А он сказал, что хочет взять меня с собой. Погулять. Родителям очень не хотелось меня с Ним отпускать, с незнакомым человеком. Но они все же решились.
ДОВ. А когда ты пошел к Нему в ученики?
УЧЕНИК. Через десять лет.
ДОВ. Если не секрет, почему? Зачем? Не почему к Нему, а почему ты вообще захотел стать Бааль-Шемом? В благодарность? Но если бы все так благодарили, знаешь, сколько их было бы? Да и не слишком ли так себе жизнь… менять.
УЧЕНИК. (улыбается). После той прогулки у меня и выбора особого не было.
ДОВ. После той прогулки?
УЧЕНИК. Мы с Ним не спеша шли по городу, вышли на окраину и вдруг оказались в лесу.
ДОВ. Что значит «вдруг»?
УЧЕНИК. Вдруг. В несколько мгновений. Учитель «свернул дорогу». Это одно из его известных умений.
ХОЗЯЙКА. Может, вам просто показалось, что это случилось так быстро? Вы ведь были еще маленьким. Задумались, не заметили.
УЧЕНИК (смеется). Я так же себе это потом объяснял. Но в десять лет ребенок уже совсем не такой маленький, просто многие не помнят себя в этом возрасте. А я вот хорошо помню. Я был вполне разумным мальчиком.
ХОЗЯЙКА. С серьезными проблемами здоровья и поведения?
УЧЕНИК. Одно другому совершенно не мешает. Впрочем, я не хочу вас ни в чем убеждать, можете не верить. Расскажу, как я это запомнил. Так вот: мы вдруг оказались в лесу. Причем не на его окраине, а в глубине. И тогда Учитель начал рассказывать мне сказки о Бааль-Шемах. О том, как они ходят по лесам и городам, лечат, спасают, изгоняют нечисть, не боятся ни зверя, ни человека, ни духов и призраков. И постепенно я начал видеть, как весь лес стал светиться Светом Жизни. Я видел души растений, животных, насекомых и птиц, видел духов и демонов, и тех, которых здесь заточили Учитель и его ученики или другие Бааль-Шемы, и тех из них, кто жил там свободно. Я видел призраки умерших людей. И все они слушали сказки Учителя, я это видел и понимал. Не знаю, как Учитель дал мне это видение скрытого, наверное, через сказки. И еще, Он явно забрал мой страх, потому что я видел много, чего испугался бы и сейчас, будь я в обычном состоянии, но тогда я совсем не боялся. Мы шли по самой темной чаще, но там не было темно, вокруг сиял свет и кишела жизнь, дружелюбные, враждебные и просто любопытные живые существа, их души. Учитель будто знакомил меня с ними со всеми, как потом знакомил меня с вами, но еще и представлял меня им, чтобы и они меня запомнили.
ДОВ. А потом вы пошли в ту забегаловку?
УЧЕНИК. Я снова не заметил, как мы из дремучего леса оказались на окраине города. И Учитель сказал, что меня надо покормить. Он всегда был очень заботливым. Не успокоился, пока не впихнул в меня столько еды, сколько, по его мнению, было достаточно для десятилетнего ребенка. А уж потом предложил вам, чтобы я сыграл. Не удивительно, что после увиденного в лесу я играл так, что всем понравилось!
ДОВ.  И все это так на тебя повлияло, что ты через десять лет попросился к Нему в ученики?
УЧЕНИК. Я вообще стал другим. Со мной стали происходить всякие мелкие чудеса, начали сниться волшебные сны. Тот день никогда не забывался. Я помнил его во всех подробностях. И только и мечтал пережить такое снова.
ХОЗЯЙКА. Спасибо, что рассказали об этом. Со мной такого никогда не происходило даже в мечтах. Я вообще не умею мечтать, если честно.
ДОВ. Но ведь жизнь у Баалей-Шем не вся такая радостная, правда? Диббуки, мезики, ребята вроде меня, просто всякие злобные и подлые людишки…
УЧЕНИК. Верно, верно. Одно идет в придачу к другому, к этому надо быть готовым. И учение дается нелегко.
ДОВ. Расскажи, как Он вас учил.
УЧЕНИК. Хорошо. Только это история не обо мне, о другом ученике.

ТРЕТЬЯ СЦЕНА

Декорации изображают лес. УЧЕНИК играет Учителя, ДОВ — его ученика. Они делают вид, что едут, не важно, на чем.

ДОВ-УЧЕНИК. Какая тишина.
УЧЕНИК-УЧИТЕЛЬ (смеется). Ничего себе тишина! Такой шум, все вокруг говорит не умолкая: камни, растения, насекомые, птицы, животные!
ДОВ-УЧЕНИК. Но я-то ничего не слышу! А ведь много раз вас просил: научите речи всего! Вы еще говорили, что это очень просто!
УЧЕНИК-УЧИТЕЛЬ. Это действительно очень просто. Вот, смотри, что надо делать.

 Достает из сумки старую книгу, показывает то на одну часть страницы, то на другую.

Ну что, понял?

ДОВ-УЧЕНИК. Понял.
УЧЕНИК-УЧИТЕЛЬ. Так давай! Ты же так этого хотел!

ДОВ-УЧЕНИК что-то тихо шепчет, проводит руками себе по ушам. Выглядит потрясенным.

ДОВ-УЧЕНИК. Муравьи говорят, что…  А это дерево, оно… У скворца птенцы только что вылупились, он радуется. Не только все дерево, каждый лист говорит свое! Каждый вокруг говорит будто сам с собой… Нет! Со всем вокруг и рассказывает себе сказки о себе и других вокруг!

УЧЕНИК-УЧИТЕЛЬ снова смеется, проводит рукой перед лицом ДОВА-УЧЕНИКА.

УЧЕНИК-УЧИТЕЛЬ. Ну, хватит. Тебе в твоем служении это не пригодится.
ДОВ-УЧЕНИК. Жаль. Это было так… А теперь я словно оглох!
УЧЕНИК-УЧИТЕЛЬ. Однако это не значит, что все вокруг перестало говорить. То есть…
ДОВ-УЧЕНИК. …у всего есть душа! И все хотят, чтобы их услышали! И есть Тот, кто слышит всех и всегда!
УЧЕНИК-УЧИТЕЛЬ. Вот и постарайся запомнить свои ощущения и то, что сейчас сказал. Это тебе как раз очень пригодится.
ДОВ-УЧЕНИК (помолчав). А другие чувства?
УЧЕНИК-УЧИТЕЛЬ. Что ты имеешь в виду?
ДОВ-УЧЕНИК. Ну, вот наши Мудрецы писали про пророческое обоняние. УЧЕНИК-УЧИТЕЛЬ (смеется). Нет уж, обойдешься.
ДОВ-УЧЕНИК. А еще вот вы, Учитель, умеете видеть то, что происходит далеко-далеко.
УЧЕНИК-УЧИТЕЛЬ. Умею. И это иногда очень тяжело.
ДОВ-УЧЕНИК. Тяжело? Почему?

УЧЕНИК-УЧИТЕЛЬ не отвечает. ДОВ-УЧЕНИК некоторое время смотрит на него и явно хочет снова заговорить, но не решается. Он смотрит вперед и вдруг вскрикивает:

Там впереди на земле лежит человек!

ДОВ-УЧЕНИК вскакивает и готовится куда-то бежать, но УЧЕНИК-УЧИТЕЛЬ его останавливает.

УЧЕНИК-УЧИТЕЛЬ. Стой. Не надо. Давай остановимся и подождем пару минут.
ДОВ-УЧЕНИК. Может, ему плохо. Или случилось что.
УЧЕНИК-УЧИТЕЛЬ. Я сказал — подождем.
ДОВ-УЧЕНИК (вглядываясь вдаль, после недолгой паузы). К нему кто-то подъехал. Люди какие-то. Как это я их не заметил? Повернули что ли откуда-то? Не важно, главное они его подняли. Поят чем-то. О! Он, вроде, в себя пришел. Так. Они, кажется, решили дальше не ехать, остановятся тут. Глядите, на обочине готовят пикник, выкладывают закуски. Сколько у них бутылок! Сели есть. И он с ними. Пьет как здоровый. Да и они, я смотрю, не дураки выпить. Может, и нам пора перекусить? Стемнело-то как. Неожиданно. Только что было совсем светло. Сейчас, правда, быстро темнеет. Эй, да они совсем перепились! Ну, хоть костерок успели зажечь. О-о-о, все, последний заснул. А зачем мы любуемся на все это?! Своей что ли жизни нет? Может… Погодите, кто-то встал. Это тот, которого они подобрали! Шарит в вещах. Неужели ограбит их спящих?! Вот сволочь! Учитель, надо…
УЧЕНИК-УЧИТЕЛЬ. Ничего не надо, просто смотри.
ДОВ-УЧЕНИК. Да как «просто смотри»?! Вы видели, как у него в руке что-то блеснуло? Это нож! Он к ним идет, зарежет их сейчас спящих! Я еще успею, если закричать!
УЧЕНИК-УЧИТЕЛЬ. Ты не сможешь им помочь, ничего не сможешь сделать.
ДОВ-УЧЕНИК. Да почему?!
УЧЕНИК-УЧИТЕЛЬ. Гляди, он сомневается.
ДОВ-УЧЕНИК. Сомневается?!
УЧЕНИК-УЧИТЕЛЬ. Не может себя заставить убить. Пытается, но не может.
ДОВ-УЧЕНИК. Вы меня не пускаете потому, что боитесь за меня? Я вам за это очень благодарен, но…
УЧЕНИК-УЧИТЕЛЬ. Нет, не поэтому.
ДОВ-УЧЕНИК. Это судьба тех людей погибнуть и поэтому мы не должны вмешиваться?
УЧЕНИК-УЧИТЕЛЬ. Ерунда.
ДОВ-УЧЕНИК. Так почему же?!..
УЧЕНИК-УЧИТЕЛЬ. Он спрятал нож и уходит. Даже не взял ничего. Слава Богу!
ДОВ-УЧЕНИК. Да уж, слава Богу! А если бы все кончилось не так хорошо? Или… вы знали?!
УЧЕНИК-УЧИТЕЛЬ. Ну что, понравилось тебе видеть далеко-далеко?
ДОВ-УЧЕНИК. Что?!
УЧЕНИК-УЧИТЕЛЬ. Все это произошло за много километров отсюда. Ты никак не смог бы помочь, даже если бы очень захотел. Я дал тебе ненадолго далекое зрение, чтобы ты понял, что ты к нему пока не готов. Это очень тяжелая ноша. Правда?

ЧЕТВЕРТАЯ СЦЕНА

Декорации изображают таверну или кафе, на сцене ДОВ, ХОЗЯЙКА и УЧЕНИК.

ХОЗЯЙКА. Вы думаете, Он повлиял на решение того человека?
УЧЕНИК. Судя по его поведению и словам — нет. Хотя, кто знает…
ХОЗЯЙКА. Что ж, даже Он не всем был в силах помочь.

УЧЕНИК вдруг начинает тяжело дышать, хватается за стол.

Что такое?! Вам плохо?!

УЧЕНИК (делает движения руками будто плывет, судорожно дышит и кричит). Держи голову над водой! Держись на воде, это просто! Греби! Греби! Не сдавайся! Вот так! Вот так!
ДОВ. О, Господи! Он еще и припадочный! Хозяйка, неси воды, я его подержу, чтобы себе не навредил и не разнес тут все!

ХОЗЯЙКА бросается за водой, ДОВ пытается держать УЧЕНИКА сзади, но тот вырывается.

УЧЕНИК. Не мешай, дурак! Человек тонет!
ДОВ. А? (Останавливает  принесшую воду ХОЗЯЙКУ.) Погоди. Может, у него это самое далекое видение пробудилось.
ХОЗЯЙКА. Так ведь…

УЧЕНИК перестает махать руками, отдувается.

ДОВ. Эй! Ты как?
УЧЕНИК. Нормально. Выплыл. Слава Богу.
ДОВ. А-а-а. Ну, поздравляю тебя со спасением.
УЧЕНИК. Да не меня. Пьяный в реку упал, а плавать не умеет. Вот я ему и помог. Учитель тоже так один раз человека спас.Ну и напугались же мы тогда! Сидим, едим, а он вдруг как начнет руками махать и кричать!
ДОВ. Смешно, конечно, но незачем было нам тут такое представление устраивать. А заодно и своего Учителя выставлять в смешном свете.
УЧЕНИК. Не хотите — не верьте, но так все и было, и тогда, и сейчас. Тот человек потом зашел в место, где мы сидели, чтобы обогреться. Весь мокрый, глаза выпучены. Говорит, в голове голос услышал и увидел мужика, который его пытался научить, как плыть. Тут он Учителя и увидел… Вот это было смешно. Учитель сам так смеялся…
ХОЗЯЙКА. Так Он все-таки умел помогать на расстоянии?
УЧЕНИК. Выходит, умел.
ХОЗЯЙКА. Видимо, не всегда была возможность помочь.
УЧЕНИК. Не всегда. Иногда он не мог помочь даже когда не было никакого расстояния.
ДОВ. Вот так лечебные истории! Какой смысл рассказывать о том, чего твой Учитель не смог сделать?
УЧЕНИК. Даже в Священных Книгах рассказывается не только об успехах.
ДОВ. Так то для воспитания. А мы ведь нашу хозяйку лечим, а не воспитываем.
УЧЕНИК. А, может, иногда излечение приходит вслед за пониманием.
ДОВ. Так ты что, экзамен ей делать будешь?
УЧЕНИК. Тут важно понимание не разумом, а душой.
ДОВ. Это как?
УЧЕНИК. А вот послушайте. Одного из самых лучших учеников из нашей компании звали Давид. Как-то раз пришел он ночью к Учителю в дом и говорит: «Я очень хочу есть, может, поужинаем?». Представляете себе такую наглость?! Мы в присутствии Учителя дышать боялись, а тут этот приходит ночью и просит еды. Учитель возразил было, что дети уже спят, но Давиду хоть бы хны. Заставил Учителя под разными предлогами разбудить не только его дочь, Адель, но и обоих внуков. Глухая ночь! Собрал всех у стола в главной комнате, начали есть, разговаривать. Не знаю, что подумал Учитель, но Давиду подыгрывал, слова поперек больше не сказал. Вдруг слышат грохот из комнаты, где спали дети. Кинулись туда, а там потолок рухнул прямо на детские кровати. Если бы дети спали там, наверняка погибли бы.
ХОЗЯЙКА. И что сказал Учитель?
УЧЕНИК. Он только сказал Давиду: «Ух ты! Ты видишь уже больше, чем я!».
ДОВ. Хочешь сказать, этот Давид сам не знал, что и зачем делает?
УЧЕНИК. Если бы знал, не стал бы рисковать, что что-то сорвется, просто рассказал бы о своем предчувствии. Учитель всегда верил предчувствиям своих учеников.
ДОВ. А сам Учитель, выходит, до последнего момента ничего не почувствовал?
УЧЕНИК. Не знаю.
ДОВ. Думаю, не приди Давид, Он бы сам внуков спас.
УЧЕНИК. Может быть. С ним никогда нельзя было ничего знать наверняка.
ДОВ. Это точно была уловка, он просто проверял этого вашего Давида. Думаю, все твои истории о Его якобы «неумениях» будут именно такими.
УЧЕНИК. К сожалению, не все. Однажды…

ПЯТАЯ СЦЕНА

Декорации практически не меняются, возможно лишь освещение. УЧЕНИК играет Учителя, ДОВ — ученика.

УЧЕНИК-УЧИТЕЛЬ. Давно не виделись. Так ты содержишь гостиницу?
ДОВ-УЧЕНИК. Да, Учитель. Помогая людям семью не прокормишь, вы и сами знаете. Рад, что вы заехали, давно вас не видал. Что вам подать? Или хотите сразу отдохнуть?
УЧЕНИК-УЧИТЕЛЬ. Что случилось?
ДОВ-УЧЕНИК. Я не хотел от вас ничего скрывать…
УЧЕНИК-УЧИТЕЛЬ. Ты бы и не смог. Так что случилось? На тебе лица нет.
ДОВ-УЧЕНИК. Раз уж вас привел сюда Господь, я хочу попросить вас о помощи.
УЧЕНИК-УЧИТЕЛЬ. Так чего тянешь! Проси!
ДОВ-УЧЕНИК. Недавно меня позвали в один дом. Там завелись демоны.
УЧЕНИК-УЧИТЕЛЬ. Изгнал?
ДОВ-УЧЕНИК. Изгнал. Учение у вас не прошло даром. Вот только…
УЧЕНИК-УЧИТЕЛЬ. Они тебе отомстили?
ДОВ-УЧЕНИК. Да. Да как отомстили! Наслали болезнь на моих детей. Лучше бы меня убили. Я хотел вас попросить, раз уж Бог привел вас сюда: помогите! Сам я с ними справиться не могу, и детей вылечить не могу, а дочке и сыну все хуже!
УЧЕНИК-УЧИТЕЛЬ (в ярости). Что ж, хватит слов! Веди-ка меня в комнату детей. Подождем незваных гостей вместе.

Переходят в другое место, к чему-то изображающему детскую кровать. УЧЕНИК-УЧИТЕЛЬ склоняется на детьми.

Не бойтесь, спите. Спите, все будет хорошо.

УЧЕНИК-УЧИТЕЛЬ начинает что-то шептать, напевать. Потом отходит.

Заснули. Не проснутся, даже если мы полдома разнесем. Теперь подождем.

Проходит некоторое время. ХОЗЯЙКА берет две большие тряпки с завязанными сверху узлами, похожими на головы, и изображает две летающие фигуры. Она что-то шепчет, страшно хихикает. Начинает приближаться к детской кровати. ДОВ-УЧЕНИК в ужасе скорчивается на полу.

Я велю вам  остановиться!

ХОЗЯЙКА-ДЕМОНЫ. Велишь? Тут один уже велел то то, то это. Теперь вон, трясется от страха. И не за своих детей вовсе, за себя. А ты? Не боишься, что ошибешься или что не хватит сил? Ведь у тебя такое уже бывало. Помнишь?

ХОЗЯЙКА с тряпками-демонами продолжает идти к кровати детей.

УЧЕНИК-УЧИТЕЛЬ. Помню. И эти воспоминания придают мне сил, не отнимают их. Так что сейчас сил у меня вполне достаточно, чтобы связать вас так, что вы не сможете двинуться без моего позволения.

ХОЗЯЙКА роняет тряпки на землю.

ХОЗЯЙКА-ДЕМОНЫ. Отпусти! Отпусти!
УЧЕНИК-УЧИТЕЛЬ. Вылечите детей, тогда отпущу.
ХОЗЯЙКА-ДЕМОНЫ. Мы не можем! Не можем! Что сделано, то сделано. А сегодня мы пришли, чтобы их убить.
УЧЕНИК-УЧИТЕЛЬ. Что сделано, то сделано?! Что ж, я сам буду их лечить. А вы… Я изгоняю вас и навеки определяю вам для пребывания далекий заброшенный колодец.

ХОЗЯЙКА хватает тряпки и далеко их отбрасывает. УЧЕНИК-УЧИТЕЛЬ подходит к ДОВУ-УЧЕНИКУ.

Прости.

ШЕСТАЯ СЦЕНА

Свет меняется на обычный. Те же декорации.

ХОЗЯЙКА. Дети выздоровели?
УЧЕНИК. Нет. Так и остались больными на всю жизнь.
ХОЗЯЙКА. А ученик?
УЧЕНИК. Он больше никогда не занимался Тайной Премудростью. Не смог побороть страх.
ДОВ. Ну да, это же, на самом деле, должно быть очень страшно: всякие демоны, злые духи, призраки.
УЧЕНИК. Это действительно очень страшно. Помню, как в первый раз взрослым увидел демона. Я просто зажмурился и сел на пол, попросив Учителя сказать мне, когда тот уйдет.
ДОВ. Но потом ты ведь этот страх преодолел?
УЧЕНИК. Преодолел. Хотя и стал не самым сильным Изгонителем.
ДОВ. Так, чувствую, придется мне взять лечение в свои руки, а то ты своими историями нашу хозяйку окончательно добьешь, а не вылечишь.
УЧЕНИК. О чем вы будете рассказывать?
ДОВ. О великой победе. Это всем известная история ты ее тоже наверняка знаешь, только все никак не вспомнишь.

Декорации практически не меняются, только освещение. Актеры расставляют несколько зажженных свечей. Теперь ДОВ изображает Учителя.

ДОВ. Как-то ехали твой Учитель с учениками и зашли к одному… Ну, пусть будет «к одной», в данном случае это не важно. Даже лучше. Короче, спросили они у одной женщины, можно ли у нее переночевать.
ХОЗЯЙКА. Нет.
ДОВ-УЧИТЕЛЬ. Нет? Почему же? Люди мы тихие, хорошо заплатим.
ХОЗЯЙКА. Пожалуйста, прошу вас, уходите.
ДОВ-УЧИТЕЛЬ. Столько свечей горит.
ХОЗЯЙКА. Да. Я буду молиться. Всю ночь. Поэтому и не могу вас принять.
ДОВ-УЧИТЕЛЬ. Молиться? Вот уж с этим мы могли бы вам помочь, это мы умеем лучше всего!
ХОЗЯЙКА. Помочь мне вы, к сожалению, не сможете. Никто не сможет.
ДОВ-УЧИТЕЛЬ. Ну, кое-кто, все-таки сможет. Если бы вы так не считали, зачем стали бы молиться?
ХОЗЯЙКА. Разве что Он. Надеюсь. Хотя до сих пор не слишком-то Он мне помогал.
ДОВ-УЧИТЕЛЬ. Вдруг Он помог сейчас, прислав нас?
ХОЗЯЙКА. Вы ведь не отстанете?
ДОВ-УЧИТЕЛЬ (смеется). Нет.
ХОЗЯЙКА. Утром я хочу провести брит-милу сыну.
ДОВ-УЧИТЕЛЬ. От души поздравляем вас!
ХОЗЯЙКА. Это мой пятый сын.
ДОВ-УЧИТЕЛЬ. Дети — большое благословение!
ХОЗЯЙКА. Четверо умерли в ночь перед брит-милой.
ДОВ-УЧИТЕЛЬ. Ох! Простите… Какое несчастье! Почему?
ХОЗЯЙКА. Видно, за мои грехи.
ДОВ-УЧИТЕЛЬ. Все может быть, но Господь прощает даже сильный грех.
ХОЗЯЙКА. Вот утром и посмотрим.
ДОВ-УЧИТЕЛЬ. Ваш сын выживет.
ХОЗЯЙКА. Вот утром и посмотрим!
ДОВ-УЧИТЕЛЬ. У вас есть большой мешок?
ХОЗЯЙКА. Мешок?
ДОВ-УЧИТЕЛЬ. Да, самый большой мешок, веревка и две крепкие палки.
ХОЗЯЙКА. Зачем?
ДОВ-УЧИТЕЛЬ. Ты хочешь, чтобы твой сын выжил?
ХОЗЯЙКА. И готова ради этого на любую глупость!
ДОВ-УЧИТЕЛЬ. Тогда слушай: мы с тобой будем всю ночь стоять возле колыбели, держа мешок раскрытым. Спать ни за что нельзя.
ХОЗЯЙКА. Это вместо молитвы?
ДОВ-УЧИТЕЛЬ. В дополнение. Мои ученики будут молиться. Запомни хорошенько: если что-нибудь упадет в мешок, мы должны сразу же его закрыть и завязать веревкой.
ХОЗЯЙКА. Что-то упадет в мешок… Ну-ну.

Приносит большой мешок. ДОВ и ХОЗЯЙКА становятся возле колыбели, держа мешок с двух сторон. Через некоторое время УЧЕНИК одну за другой задувает свечи.

ДОВ-УЧИТЕЛЬ. В мешок упала большая крыса!

ДОВ и ХОЗЯЙКА быстро закрывают мешок и завязывают его веревкой.

Бей по мешку палкой! Бей изо всех сил!

ДОВ и ХОЗЯЙКА хватают по палке и сильно бьют по мешку.

Хватит! Теперь развяжи мешок и выкини его за дверь.

ХОЗЯЙКА развязывает и далеко отбрасывает мешок.

ХОЗЯЙКА. Уже утро… Мой сын! Он жив! Жив и здоров! Вы окажете нам честь, будете его посаженным отцом?
ДОВ-УЧИТЕЛЬ. Конечно. С радостью.

ХОЗЯЙКА накрывает на стол. Играет музыка.

Ого, сколько гостей! И великолепный стол! А кто вон тот человек? (Показывает на УЧЕНИКА, который стоит у стола, делая вид, что ест и пьет.)  С ним, кажется, что-то случилось, он еле ходит, все лицо в синяках.
ХОЗЯЙКА. А, этот… Мерзкий человечишко. Но ссорится с ним не следует, он очень влиятелен и богат.
ДОВ-УЧИТЕЛЬ. Вот как… Пойду, познакомлюсь.
ХОЗЯЙКА. Не советую.
ДОВ-УЧИТЕЛЬ. Ничего, не беспокойся.

ДОВ-УЧИТЕЛЬ подходит к УЧЕНИКУ, который играет Колдуна

УЧЕНИК-КОЛДУН. Так значит, это ты… Радуешься? Тебе просто повезло, ты захватил меня врасплох. Вот я поправлюсь, тогда и увидим, кто сильнее в колдовстве.
ДОВ-УЧИТЕЛЬ. Как скажешь. Только я не могу тут сидеть и ждать, пока ты выздоровеешь. Если хочешь, назначим день и место. Возьми всех своих учеников, а я приведу всех моих, тогда и посмотрим, кто сильнее. Только я не колдун, а Бааль-Шем, Владеющий Именем.
УЧЕНИК-КОЛДУН. Мне все равно, как ты себя называешь, для меня это сути не меняет. Что ж, тогда до встречи?
ДОВ-УЧИТЕЛЬ. До встречи.
ХОЗЯЙКА. А когда пришел срок, встретились они в условленном месте.
ДОВ-УЧИТЕЛЬ (чертит на земле два круга, один внутри другого). Ученики! Слушайте внимательно! Я встану в середине внутреннего круга, а вы внутри второго. Все время смотрите мне в лицо! Если оно изменится, то направьте все свои помыслы к покаянию и не отвлекайтесь ни на миг.

УЧЕНИК-КОЛДУН тоже рисует круги, становится внутрь, начинает читать «заклинания».

ХОЗЯЙКА. Осторожно! Господи, откуда все эти жуткие змеи и звери! Они бросаются на Учителя и учеников волна за волной!
ДОВ-УЧИТЕЛЬ. Не бойтесь! Они не смогут вам навредить! Смотрите, они исчезают как только достигают внешнего круга! Держитесь! Только не бойтесь! Все эти чудища — ерунда! Он ничего не сможет нам сделать! И эти кабаны… всего лишь кабаны… они…
ХОЗЯЙКА (указывая на ДОВА-УЧИТЕЛЯ). Его лицо, оно изменилось! Он ослабевает! Держитесь, помогите ему, или вам всем конец!
ДОВ-УЧИТЕЛЬ (хрипло, шатаясь). Они исчезают! Исчезают, достигая внутреннего круга!
УЧЕНИК-КОЛДУН. Ты сильнее меня. Что ж, можешь меня убить!
ДОВ-УЧИТЕЛЬ. Если бы я хотел тебя убить, ты бы стал падалью еще в ту ночь. Но я хотел показать, что те, у кого есть Вера, не боятся колдунов. Я и теперь тебя не убью. Зачем?  Я просто лишу тебя колдовской силы, чтобы ты не мог больше причинить вред ни единому человеку.
УЧЕНИК-КОЛДУН (хватается за глаза). Глаза! Мои глаза! Два ворона слетели с неба и выклевали их!

СЕДЬМАЯ СЦЕНА

Те же декорации.

УЧЕНИК. Славная история.
ДОВ. И хотя в ней сильно помогают ученики, все-таки все решила сила Учителя, я уверен.
УЧЕНИК. И Вера.
ДОВ. Ну да, и вера тоже. Кстати, а что имелось в виду в той истории про демонов и детей? Когда это Учитель ошибался или ему не хватало сил? Ну уж точно не в битве с колдуном! Думаю, Он и тогда учеников воспитывал, проверял их веру в себя и в Него. И Бога, конечно.
УЧЕНИК. Я точно не знаю. Может… Не знаю…
ДОВ. Да уж ладно, рассказывай!
УЧЕНИК. Когда Учитель был еще юношей, он учился Тайной Мудрости по заповедной книге. Книгу ему передал сын некоего Рабби Адама после смерти отца. Но он не просто ее передал, а упросил Учителя, чтобы они изучали ее вместе, поскольку не мог изучать ее без Исраэля, был этого недостоин. Так они и учились вместе, стали друзьями, хотя сын Рабби Адама был гораздо старше и являлся известным раввином. Однажды сын Рабби Адама предложил вызвать с помощью написанного в книге Ангела Повелителя Торы, чтобы объяснил им все непонятное и они продвинулись в учебе. Учитель не хотел, но тот упрашивал, и Он согласился. Однако они ошиблись и вызвали не Повелителя Торы, а Повелителя Огня, который чуть не спалил весь город.
ДОВ. Учитель ошибся или этот сын Рабби Адама?
УЧЕНИК. Сколько раз Учитель ни рассказывал эту историю, Он всегда говорил «мы ошиблись».
ДОВ. Понятно.
УЧЕНИК. А потом оказалось, что из-за этой ошибки им обоим суждено умереть.
ХОЗЯЙКА. Такими силами играть не следует. Никому.
УЧЕНИК. После этой истории Учитель никогда ничего подобного и не делал.
ДОВ. Дай угадаю: сын Рабби Адама умер? И Учитель винил в этом себя?
УЧЕНИК. Да, верно. Он всю жизнь себя в этом винил.
ДОВ. Ну, думаю, это была его первая и последняя ошибка. И он был еще очень молодым.
УЧЕНИК. Не последняя. Я знаю о, по крайней мере, еще одной.
ДОВ. Уже в зрелом возрасте?
УЧЕНИК. Да. Учитель был прекрасным человеком, добрым, внимательным. Он редко сердился. Но уж когда сердился…
ДОВ. Что же могло вывести из себя такого праведного человека?
УЧЕНИК. Чужая преждевременная смерть. Однажды Он после долгого отсутствия приехал с учениками домой и узнал, что женщина, которая приносила им еду, утонула в реке. И тогда Он приказал той реке пересохнуть.
ДОВ. Он наказывал неодушевленные вещи как живых?
УЧЕНИК. Для Него не было «неодушевленных вещей»!
ДОВ. А, ну да…
УЧЕНИК. Той же ночью к нему пришел Пророк Элиягу и сказал, что решение было несправедливым, ведь у реки есть свое предназначение и судьба некоторых людей утонуть в ней. Однако воля Учителя очень сильна, поэтому теперь река будет возвращаться в свое русло лишь на несколько часов в день. Но Учитель будет наказан за самоуправство: если кто-то из его потомков будет тонуть в этой реке, ни одно существо не сможет его спасти, только душа самого Учителя, если ненадолго вернется в мир. А если он забудет об этом мире, его потомок утонет.
ХОЗЯЙКА. Насколько я знаю, пока никто из Его потомков не утонул.
УЧЕНИК. Сын чуть не утонул. Через несколько лет после смерти Учителя он перебирался ночью через реку и чуть не утонул. Он барахтался в воде, не зная, где берег, пока вдруг не увидел огонек. Поплыв на свет, он выбрался из воды и увидел на берегу горящую свечу. А вокруг никого не было. Но он сразу понял, кто его спас.
ДОВ. Прямо как тебя.
УЧЕНИК. Прямо как меня.
ДОВ. Опасную профессию ты себе выбрал.
УЧЕНИК. Да уж. Как известно, Баалей-Шем долго не живут.
ДОВ. Да? Их часто убивают демоны?
УЧЕНИК. Нет. Демоны их убивают редко. Их убивает другое.
ДОВ. Что-то ты как-то скис. Не хочешь говорить?
УЧЕНИК. Я ничего не скрываю, просто тяжело об этом говорить .Учитель тоже умер раньше срока. Всего-то шестьдесят два года. И всех нас это ждет.
ДОВ. И все-таки — почему? Тратите много сил?
УЧЕНИК. Я расскажу. Это было уже при мне. Как-то раз мы приехали в одно место, и Учитель захотел во что бы то ни стало остановиться в одном доме.
ХОЗЯЙКА (играет ХОЗЯЙКУ ДОМА, говорит раздраженно и зло). Я же сказала, вы не можете у нас ночевать! У меня очень болен ребенок! Очень сильно болен! Врачи опасаются за его жизнь, его даже переносить никуда нельзя!
УЧЕНИК (играет УЧИТЕЛЯ). Я могу помочь…
ХОЗЯЙКА ДОМА. Что же ты, совсем не человек?! Не слышишь меня?! Да будь ты проклят со своей помощью!
УЧЕНИК-УЧИТЕЛЬ. Слушай меня, ты! Если оставишь меня ночевать, твой ребенок останется жив, я клянусь!
ДОВ (играет одного из УЧЕНИКОВ). Учитель…
УЧЕНИК-УЧИТЕЛЬ. Молчи! Ты слышишь?! Я обещаю…
ХОЗЯЙКА ДОМА. Ладно… Я принесу все необходимое, еду, постели…
УЧЕНИК-УЧИТЕЛЬ. Ученикам, мне не надо. Меня сразу веди в комнату к сыну. А потом все выйдите из комнаты и ни за что не входите без моего позволения. (Останавливает готовящегося уйти ДОВА-УЧЕНИКА.) Ты! Когда я позову, принесешь мне вино для кидуша и сразу выйдешь. Понял?
ДОВ-УЧЕНИК. Да, Учитель.

ДОВ-УЧЕНИК и ХОЗЯЙКА ДОМА отходят. УЧЕНИК-УЧИТЕЛЬ делает вид, что молится. Через некоторое время ДОВ-УЧЕНИК тихонько подкрадывается поближе.

УЧЕНИК-УЧИТЕЛЬ. Вернись в свое тело! Прошу тебя, вернись в свое тело! Ведь я поклялся! Пожалуйста! Если у меня остались хоть какие-то заслуги, если я все еще… Ты слышишь?

ХОЗЯЙКА ДОМА тоже тихонько подходит поближе.

ХОЗЯЙКА ДОМА. Почему он так говорит? Неужели мой сын… его душа…
ДОВ-УЧЕНИК. Ш-ш-ш. Все будет хорошо. Пошли.
УЧЕНИК-УЧИТЕЛЬ. Уйдите, не мешайте! Сейчас не время! Вы и так толпами приходите ко мне каждый раз, как я молюсь! Слишком много мертвых, блуждающих во тьме! Я не успеваю! И это тяжело — каждый раз соединять свою душу с чужой и захлебываться чужим горем, гневом, страхом, всякими желаниями… Снова и снова!!! А утром мы ехали мимо места, где убили много людей. Там было темным-темно. Темным-темно. И мой собственный слуга начал думать об убийстве. Моем, моем убийстве! После всего, что мы с ним… Я прошу тебя, вернись в свое тело!

УЧЕНИК-УЧИТЕЛЬ падает и лежит, раскинув руки и ноги. ДОВ-УЧЕНИК подбегает к нему.

ДОВ-УЧЕНИК. Учитель!
УЧЕНИК-УЧИТЕЛЬ (говорит с большим трудом). Неси вино для кидуша.
ДОВ-УЧЕНИК. Разрешите я…
УЧЕНИК-УЧИТЕЛЬ. Давай быстрее, нет времени. А потом убирайся.

ДОВ-УЧЕНИК приносит кубок с вином, ставит возле УЧЕНИКА-УЧИТЕЛЯ, затем неуверенно уходит. УЧЕНИК-УЧИТЕЛЬ медленно приподнимается, берет кубок, бормочет «борэ при агафен», выпивает вино, с трудом встает. Смотрит в сторону, улыбается.

Вернулся? Вот и молодец. А уж как мама обрадуется.

 С трудом ковыляет к остальным.

Через час хорошенько вымой его и дай ему кушать. Ему надо хорошо поесть.

ХОЗЯЙКА ДОМА плачет.

ХОЗЯЙКА ДОМА. Я такого вам наговорила…
УЧЕНИК-УЧИТЕЛЬ. Ничего. Это ничего. Я слыхал вещи и похуже.
ДОВ-УЧЕНИК. Учитель! Вы так там лежали, я подумал…
УЧЕНИК-УЧИТЕЛЬ (говорит как бы шепотом и только ему). Ах, зачем я поклялся! Не мог иначе, понимаешь? А потом… пришлось заплатить. Вот и лежал. Досталось мне на орехи. Зато выторговал, чтобы он прожил больше шестидесяти лет, точно как я, чтобы жена была, детки, счастье, в общем. Понимешь?
ДОВ-УЧЕНИК. Чем же вы заплатили, Учитель?! Ведь вы нам нужны, всем нужны!
УЧЕНИК-УЧИТЕЛЬ (смеется). Какой же ты нудный!

ВОСЬМАЯ СЦЕНА

Те же декорации.

ДОВ. И часто он так… платил?
УЧЕНИК. Не всегда так много, но вообще — частенько. Почти постоянно. Об этом я и говорил.
ДОВ. И все ученики знали, что и им когда-нибудь придется?
УЧЕНИК. Он сразу об этом говорил. Чтобы не было недопонимания. Чтобы ученик знал, на что он идет. И я слышал обо многих заплативших, некоторых видел. Вспомни, хотя бы, того хозяина гостиницы…
ДОВ. А вы?
УЧЕНИК. Я?
ДОВ. Ведь Баалей-Шем редко принимают плату, их, как правило, разве что угощают чем-нибудь. А потом силы заканчиваются, приходит болезнь, а некоторые еще и знают срок, когда уйдут… Разве не страшно? Не обидно? 
УЧЕНИК. Какой же ты нудный!
ХОЗЯЙКА (подходит к УЧЕНИКУ). Уже светает. Хотите еще чего-нибудь?
УЧЕНИК. Нет, спасибо. Мне, пожалуй, пора. Только вот вас осмотрю. Как вы себя чувствуете?
ХОЗЯЙКА. Вы же сказали, что не слишком хорошо умеете лечить. А чувствую я себя… вы знаете, гораздо лучше! И все признаки болезни вроде исчезли! Уже много лет так хорошо себя не чувствовала!
УЧЕНИК. Замечательно. Вы правы, лечить я не особо умею, но хорошо научился находить и определять болезни по пульсу, как Учитель делал. Вы позволите?
ХОЗЯЙКА. Ну, давайте.

Дает УЧЕНИКУ пощупать свой пульс.

УЧЕНИК. Знаете, как-то раз в одном городе местные врачи вызвали Учителя на соревнование.
ХОЗЯЙКА. И как же они соревновались? Кто больше людей вылечит?
УЧЕНИК. Нет. Учитель щупал у них пульс и говорил, кто из них чем болен. И ни разу не ошибся.
ХОЗЯЙКА. Что, все врачи были чем-то больны?
УЧЕНИК (смеется). Так часто бывает.
ХОЗЯЙКА. А они должны были определить, чем  болен Учитель?
УЧЕНИК. Именно.
ХОЗЯЙКА. Определили?
УЧЕНИК. Конечно. Только каждый дал свой диагноз.

Все смеются.

ХОЗЯЙКА. А на самом деле Он в то время был чем-то болен?
УЧЕНИК. Сказал, что да. Любовью к миру.
ХОЗЯЙКА. Прекрасная болезнь!
УЧЕНИК. Желаю вам болеть только ей. А теперь мне действительно пора.
ДОВ. Только не бродите больше один по ночам, а то снова заблудитесь.
УЧЕНИК. Днем заблудиться проще. Днем не видно огоньков.

КОНЕЦ


Рецензии