Марфа Петровна

Прислуживала она в храме уже семь лет. К своим обязанностям у свечного ящика относилась с особым усердием и пристрастием. Старалась вникнуть в  просьбы и чаяния всех, кто к ней обращался. Люди платили ей ответной благодарностью. Проникаясь к церковным святыням, не прощала снисходительного и небрежного к ним отношения. Но особенно с благоговением относилась Марфа Петровна к святой воде, считая её живой.

 Однажды ей довелось присутствовать при освящении воды на роднике. Собравшиеся  толпились у источника, старались набрать воды побольше и поскорее. Пластмассовые ёмкости полнились без всякой меры: кто два, кто три бачка, а кто и  десяток. Толпа мужчин курила и злословила. Картина так возмутила  Петровну, что присутствовать и смотреть на это безобразие больше  не могла. Креститься научились, а по настоящему верить в Бога не сподобились, рассуждала она.

Нынче, как обычно в праздник Крещения Господня, ей предстояло находиться у бака со святой водой: заполнять принесённые ёмкости, помогать немощным, успокаивать спешащих. Сама Марфа Петровна домой брала  воды  маленькую стеклянную баночку и расходовала её как великую драгоценность. Хранила баночку в особом месте, завернув в белую ткань.

И вот храм покинул последний прихожанин. Священник тоже поспешил домой. Надо и мне собираться, подгоняла себя Петровна, задувая свечи и лампады. Но вдруг входная дверь отворилась и в полумрак храма прямо-таки ввалился весь в снегу раскрасневшийся молодой парень. В руках держал две пустые пятилитровые канистры. «Здесь водой обеспечивают на весь год?» - широко улыбаясь, пошутил он. «Сначала, молодой человек, шапку сними. Ведь в Божий дом вошёл! Как тебя зовут?» - обратилась к вошедшему Марфа Петровна. «Степан», - ответил парень, несколько оробев. «С Крещением Господним, Степан! – с некоторым укором проговорила служительница, -   праздник такой есть на Руси. А вода святая, конечно, на весь год. Но не в таком количестве, как ты её собрался запасти, она же свя-та-я! И всё вокруг делает освящённым! А ты, видно, собираешься ею умываться, пятки смазывать, самогон разбавлять». Парень смутился: «Да я, в общем,  не при чём. Я ведь в храм не хожу и больно - то церковные  праздники не соблюдаю. Соседки престарелые попросили привезти им воды из церкви, а сколько не сказали. Вот я и решил: чем больше, тем лучше». Посмотрев пристально на парня, Марфа Петровна обратилась уже ласково: «Мил человек, сдаётся мне, твои старенькие соседки не удосужились объяснить, что за праздник сегодня и что такое есть святая вода. А может быть, они и сами – то ничего об этом не знают. Ну а коль пришёл, давай канистры, налью воды. Святой! И иди с Богом!»


Рецензии