Тасаввуф Метафизика. Гата 1. 1 Вера. Инайят Хан

1.1. Вера


ВЕРА – это естественная тенденция принимать знания без сомнений. Каждая душа рождается с этой склонностью принимать каждое знание, которое ей дано, в любом виде и форме. Поэтому ни одна душа в мире не рождается неверующей. Есть высказывание Пророка: «Каждая душа рождается верующей, а другие делают душу неверующей». Это неверие возникает из-за конфликта знаний и убеждений.

Вера имеет две тенденции. Одна из них — это тенденция воды течь, а другая — тенденция замерзания воды. Некоторым людям, у которых есть убеждение, нравится сохранять это верование неизменным, как скалу, и отождествлять свое эго с этим убеждением. Люди этого темперамента устойчивы в своей вере, но часто им не хватает прогресса. Если у них есть правильная вера, нет опасности, что они откажутся от нее. Но если это не так, они приходят в недоумение. Те, чья вера подобна текущей воде, возможно, переходят от одной веры к другой, и они могут казаться непостоянными в своей вере, однако их жизнь прогрессивна. Прогрессивная душа никогда не сможет придерживаться одной веры и должна меняться и продолжать меняться, пока не достигнет окончательной истины. Для простого человека устойчивость веры выгоднее перемены, ибо перемена может сбить его с пути. Но для умного человека естественно и необходимо идти от убеждения к убеждению, пока он не придет к своему окончательному мнению.

Вера бывает четырех видов. Первый вид — это убеждение, принимаемое потому, что в него верят все. Второе — это убеждение, принятое потому, что в него верит тот, кому верующий доверяет. Третье убеждение — это верование, поддерживаемое разумом. Четвертое убеждение — это убежденность, в которой человек уверен так же, как если бы он был очевидцем.

Четырёх видов веры придерживаются души разных степеней жизненного развития и разных темпераментов. Есть знание, которое можно воспринимать органами чувств. Есть знание, которое можно воспринять только умом, и знание, которое можно осознать душой. И именно по этой причине, когда человек желает прикоснуться к вещи, которую можно только воспринять, и когда человек желает почувствовать вещь, которую можно осознать только духовно, он, естественно, становится неверующим.

На самом деле вера одного человека не может быть верой другого человека. Любое убеждение индивидуально для того, кто его придерживается. Даже если бы два человека придерживались одной и той же веры, разница во взглядах все равно существовала бы, даже если бы она была столь же мала, как разница между двумя розами. Поэтому, вне всякого сомнения, несправедливо со стороны одного человека пытаться навязать свою веру другому. В то же время человек, который отказывается попытаться понять веру другого из фанатизма или гордости, закрывает дверь своего сердца, которая в противном случае позволила бы этому знанию войти.

В человеке могут развиться две тенденции: либо постоянно пытаться верить всему, что ему предстает, либо стараться не верить всему, что ему преподносят. И в каждой из этих тенденций есть свои преимущества и недостатки. Преимущество склонности верить состоит в том, что она использует любую возможность приобретения знаний, а недостаток в том, что человек рискует часто и легко впадать в ошибку. Но преимущество склонности к неверию заключается лишь в защите от ошибок, а ее недостаток — в исключении всякой возможности дальнейшего приобретения знаний.

У природы очень много оболочек. Её деятельность покрывает и раскрывает её. Естественно, что при каждом сокрытии и раскрытии вера человека должна меняться. Поэтому, когда суфия спрашивают: «Вы верите в то или это?» он говорит: «Мое верование — для меня, ваше — для вас, нет ни религии, которой я отдаю свое неизменное доверие, ни такой веры, которую я отвергаю, не исследовав ее». Если вас спросят: «Какому верованию учат суфии?» вы можете сказать: «Нет определенной веры, но он помогает ученику искать и находить внутри себя свою собственную веру».

Перевод: Ладомир Родумилов


Рецензии