История моего Рода и наших Родителей

     Про начало нашего Рода Чечельницких - Терентьевых напишу позже, а пока:

        ИСТОРИЯ НАШЕГО РОДА И РОДИТЕЛЕЙ, переживших ВЕЛИКУЮ ОТЕЧЕСТВЕННУЮ ВОЙНУ, записанная со слов моей мамы, Чечельницкой, (Терентьевой) Евгении Васильевны, на фото - награды и кортик отца-танкиста, которые удалось провести без справок через Российскую таможню (мужики - молодцы, вошли в положение, что беженцы) и доставить брату в Иркутск. Если бы ехали с украинского Херсона, там бы таможня хер пропустила бы:

   ВЕЧНЫЙ  ОГОНЬ.

Стихи - Евгений Агранович
Музыка - Рафаил Хозак

От героев былых времён
Не осталось порой имён.
Те, кто приняли смертный бой,
Стали просто землёй, травой...
Только грозная доблесть их
Поселилась в сердцах живых.
Этот вечный огонь, нам завещанный одним,
Мы в груди храним.

Погляди на моих бойцов -
Целый свет помнит их в лицо!
Вот застыл батальон в строю —
Снова старых друзей узнаю.
Хоть им нет двадцати пяти,
Трудный путь им пришлось пройти.
Это те, кто в штыки поднимался, как один,
Те, кто брал Берлин!

Нет в России семьи такой,
Где б не памятен был свой герой.
И глаза молодых солдат
С фотографий увядших глядят...
Этот взгляд — словно высший суд
Для ребят, что сейчас растут,
И мальчишкам нельзя ни солгать, ни обмануть,
Ни с пути свернуть.

      Воспоминания нашей мамы (бабушки)
Моим детям и внукам Василию, Владимиру, Алексею, Александру,
Ольге, Васильку, правнукам Женечке, Дениске, Никите и правнучке Марии ПОСВЯЩАЮ...

     Когда прожита большая жизнь и осталось совсем немного времени до ее конца, то хочется, чтобы вы знали свой род, как это делали все грамотные люди, оставляя после себя не только богатство, а и память о предыдущих поколениях; богатства мы вам не оставили, а вот свой долг перед вами выполнили - сделали вас грамотными людьми, полезными обществу, государству; значит не зря жили на этой земле. Главное, для чего рождается человек - продолжить свой род.

                НАША С БРАТОМ ВОЛОДЕЙ - МАМА

     Родилась я на древней Новгородской земле в деревне Лука Федоркова, деревню
эту со станцией Бурга Мало-Вишерского района разделяют всего 3 км. Все жители этой деревни были хорошими хозяевами, занимались извозом леса из дальних деревень на шпалы для железной дороги между Петербургом и Москвой и хлебопашеством; жили между собой очень дружно, каждый уважал другого.
Отец мой Василий Дмитриевич Терентьев в 14 лет лишился отца и жил со своей
матерью Марией Афинагеевной Тумановой, он был грамотным, как и моя бабушка, но
хоть любил читать, весь был в работе, он был хороший столяр и плотник, заядлый
гармонист, в доме была гармошка;

     Мать Анастасия Васильевна из рода Кисаровых, отец ее выкрал, так как был сирота, и родители ее не хотели за него отдавать, за что в приданное ей дана была зингеровская швейная машина, чтобы обшивала всю семью.

                ДОМ НАШИХ ПРЕДКОВ

     Дом, в котором я родилась 13 ноября 1925 года, был одним из лучших домов в
деревне, в два этажа, покрыт тесом, выкрашен в оранжевую краску с белыми
наличниками, верандой на втором этаже, сенями, подизбицой, небольшой кладовой,
амбарами в два этажа, вверху для сена, соломы, внизу для скота: коров, овец, свиней. Как сейчас помню, когда поднимаешься по лестнице на второй этаж и идешь, чтобы дать сена овцам и козам, на дверях оранжевой краской написано 1925 год. В доме были очень хорошие полы, покрытые домоткаными половиками, мыть было одно довольствие, они были покрашены красивой оранжевой краской, в комнате в переднем углу было много икон и цветов, мебель была дубовая; родители спали на втором этаже, а мы с бабушкой на первом, была лежанка, печка, поэтому было очень тепло и уютно.

                ПЕРЕЕЗД В ЛЕНИНГРАД

     Но долго отцу в этом доме пожить так и не пришлось, началась коллективизация, и отец с матерью уехали в Ленинград, оставив нас троих детей на попечение бабушки; его приютил дядя, старший брат бабушки Туманов Николай, он жил со своей женой и чтобы к ним не вселили чужих людей, отдал комнату отцу и другому племяннику, а в 1931 году за стахановскую работу, а может заботами двоюродного брата дяди Коли Оликина. бывшего матроса революции, работавшего главным начальником райпищеторга Октябрьского района, отцу дали двухкомнатную квартиру в доме No 64 на Мойке, угол переулка Демидова дом 1, кв. 98 была входом с переулка на задний двор на втором этаже во флигеле для прислуги.

     Это был знаменитый дом заводчиков Демидовых. Во дворе с переулка был сад, в котором мы играли, если обойдешь задним двором. Дом этот и сейчас стоит, на нем табличка: «В нем жил первый балалаечник России Андреев». В пятиэтажном доме находилась школа, в которой я училась вместе с детдомовскими детьми, а в двухэтажном с садом – детский дом, правительство заботилось о детях, хорошо их одевало, кормило, обучало, не то, что на склоне моей жизни дети ходят по кладбищу, просят милостыню, в городе моют машины, собирают бутылки и это
зовется «демократией».

     Там я училась до 4-го класса, а затем в 1941 голу закончила 253 школу на канале Грибоедова и поступила в архивный техникум.

                РОДИТЕЛИ МАМЫ

     Родители очень много трудились, отец работал плотником в райпищеторге по
отделке магазинов, мать на фабрике игрушек, ходила красить игрушки, но очень много вязала, вышивала – это украшало наш быт, руками отца в доме тоже было сделано все. Родители никогда не порывали связь с селом, отец летом ездил косить траву, чтобы запасти бабушке сена для коз и овец на зиму. Привозили из деревни много продуктов – этим обязаны бабушке, великой труженице и добрейшему человеку. Деревня была лесная, бабушкин дом находился в конце ее, 4-ый от речки слева, первый Белкин, второй Ивана, третий Измаиловых, четвертый наш. А перейдешь речку, поднимешься на горку – и лес, а по ту сторону речки стояли бани, и каждую субботу их бабушка и другие топили, не ленились.

     Под мост в речку мы бегали с бани летом купаться. В лесах водилось очень
много ягод, грибов, бабушка солила грибов целыми бочками – и груздей, и рыжиков. В лес любила ходить одна или с тетей Наташей (Черная речка была в 5 км, очень быстрое течение, ее надо было переходить в брод по камням), вставать надо было очень рано, вот деревня и закалила меня. На огороде надо было сначала прополоть овощи, полить, только потом бабушка разрешала идти купаться на Миткины горы с деревенскими мальчишками и девчонками; на этих горах собирали землянику, а потом с бежишь с них и бултых в воду, там было глубоко, хотя сама речка была мелкая.

                ЖИЗНЬ В ДЕРЕВНЕ

     В деревне я очень была дружна с деревенскими ребятами, вечерами и летом
собирались у бабушки на крыльце, учились кататься на велосипеде, так как он был
только у моего отца, и еще Саши Григорьева, моей первой детской любви, не
выдержавшей испытания войны. Зимой во время каникул у бабушки на втором этаже
собирались, устраивали елку, пели частушки.

     В деревне был очень хороший обычай, ходить в религиозные праздники на
гулянье в соседние села: то в Лановщино, то в Палищи, то к родственникам, водили
хороводы, качались на самодельных качелях, плясали под гармошку.
В городе для детей был организован быт, летом детей вывозили в пионерские
лагеря, зимой во дворцах и клубах работали кружки самодеятельности, и все это было бесплатно, кино для детей тоже стоило копейки, а сейчас все это за деньги, только доступно богатым детям.

                ВОЙНА ...

     Мирную жизнь нарушила война, 22 июня 1941 года немцы напали, мы были в
деревне, немцы стали бомбить мост через реку Волхов и через Мсту; мы вернулись в
город, по дороге поезд тоже бомбили, мы шли по болоту, сестра двоюродная Маргарита заболела, 12 сентября ее похоронили на Серафимовском кладбище, там же хоронили и много летчиков, погибших защищая город.

                НАШ ДЕД по линии мамы... БЛОКАДА...

     Отец в этот же день ушел на фронт в Ополчение, в ноябре месяце его тяжело ранило под Пулковскими высотами, лежал в госпитале за Финляндским вокзалом; мать взяли на оборонные работы, за Кировским заводом делать надолбы, чтобы не прошли танки в город. Мой техникум разбомбили и перевели нас на улицу Пестеля в Мелиоративный техникум, в котором большинство училось мальчишек из сел, они стали умирать первыми от недоедания.

    Всех заставляли дежурить на крышах, тушить зажигалки, которые бросали с самолетов фашисты. Город обстреливали с дальнобойных орудий с двух сторон, во время обстрела ходить было опасно. Однажды я попала под такой
обстрел в Гостином дворе, где стояла в очереди, была мясорубка, много народа погибло, я прибежала домой, мое бежевое пальто было все в крови, и я плакала и кричала: «УБИЙЦЫ, УБИЙЦЫ, УБИЙЦЫ...», до сих пор не могу спокойно слышать немецкую речь, сейчас в Херсоне много туристов - немцев, я не могу слышать как они разговаривают.

     Вот стихотворение Юрия Воронина

     "МЁРТВЫЕ"

Мне кажется, когда гремит салют,
Погибшие блокадники встают
Они к Неве по улицам идут
Как все живые, только не поют.
Не потому, что с нами не хотят,
А потому ЧТО мертвые молчат,

Мы их не слышим, мы не
видим их.
Но мертвые всегда среди
живых идут
И смотрят будто ждут ответ...

                ТЁТЯ КАТЯ - ВЫЖИТЬ... ГОЛОД...

     Выжить в это тяжелое время помогала тетя Катя Кудрявцева, работавшая
медсестрой в госпитале, так как мать сильно заболела, простудилась, в госпиталь к отцу я ходила одна через Кировский мост, затем среднюю Невку, под мост, раненных было Очень много и все тяжелые. Начался голод, рабочим давали по 250 грамм хлеба, детям и остальным по 125 грамм, со спичечный коробок, и то в него подмешивали дубовую кору; в нашей квартире вылетели стекла от обстрела, их забили фанерой, а мы с мамой и братом перешли жить этажом выше к старушке, ее семья эвакуировалась, а она уже не могла ходить, но любила курить, а папиросы я приносила от отца, им давали по пачке в день, он не курил, за неделю мне соберет 7 пачек, я иду на барахолку и меняю на овес, который продавали люди, у которых были лошади-ломовики.

      Однажды меня забрали в милицию, спросили откуда папиросы, но выяснив, отпустили, предупредив, чтобы не покупала мясного съестного, так как были случаи, что котлеты делали из человеческого мяса.

     В тот год была очень суровая зима, дрова добывали из разрушенных домов, в
бомбоубежища уже не ходили, так как если попадет бомба – откапывать было некому,
пережидали дома, другой раз даже не успев дать по радио «отбой тревоги», снова слово «тревога», самолеты бомбили непрерывно, обстрелы не прекращались, даже на
Лиговской улице в разрушенном доме сжигали людей, потому что хоронить было некому.

                СМЕРТЬ МАМЫ, (нашей бабушки)

     18 января 1942 года умерла и моя мама, несколько дней пролежала в нашей не-
отапливаемой квартире, пока с тетей Катей не сходили в госпиталь к отцу, раненному тяжело в живот, и к его двоюродному брату дядя Коле, который служил на корабле, он дал распоряжение сделать гроб маме. Приехали двое стариков, положили мы ее, я села с тетей Катиной сестрой Верой возле гроба и повезли маму на кладбище, которое рядом с центральным входом Волковского кладбища, но надо перейти старообряжский мостик, не заходя в кладбище, на той стороне детская больница красного цвета, остановка так и называется, автобусы 36, 74, 44, пройти за нее по переулку, там в разрушенном здании складывали мертвых, а похоронные команды их хоронили, теперь только по годам можно узнать, в какой могиле похоронена мать.

      Дядя Коля прислал нам несколько кг пшена, а тетя Катя помогла брата определить в детский дом, который находился в нашем же доме, брат от истощения стал плохо ходить. Я стала смотреть тети Катиного сына Бориса и ее мать, которая тоже была тяжело больна.

     В марте месяце отец снова уходит на фронт, меня же тётя Катя устроила
судомойкой в этот же детский дом, который стали эвакуировать по дороге жизни через Ладогу. Перед отъездом посылка от бабушки, с военными, в ней была клюква, грибы, сухари, мы очень обрадовались, что она и моя сестра Маша живы.
Екатерина Александровна Кудрявцева - это светлый луч в темном царстве в
военные тяжелые годы, друг нашей семьи, похоронена на Охотинском кладбище (трамвай No246) ...

                ПО ДОРОГЕ ЖИЗНИ

     Вывезли ленинградских детей в Ярославскую область, завод Краски Профинтерн.
Так как у бабушки в доме находился какой-то штаб, то по ее просьбе начальник главный привез документы, чтобы мы ехали с братом к ней, и он же устроил меня учиться в город Боровичи в педучилище; учиться было нелегко, учащиеся заготавливали дрова для педучилища и торф, работая на торфоразработках или заготовках, дисциплина была строжайшая, кроме уроков занимались военной подготовкой, учились стрелять, делали перевязки, кто был старше - ушел на фронт и многие не вернулись с войны.

     После занятий работали в госпитале, было очень много тяжело раненых, нары были в два ряда, наверху выздоравливающие, а внизу тяжело раненные, которых приходилось кормить, помогать санитаркам.

                ЗНАКОМСТВО с будущим МУЖЕМ

     В госпитале в 1943 году я и познакомилась с Васей Чечельницким и Симой
Такиным, которые горели в танке и были очень обожженными... Когда они, вылечившись в разное время, я обещала им писать, так как они считали, что их родители остались в оккупации, (тогда девушки поддерживали бойцов в их суровой военной жизни)...

     19 января, ровно через год, погиб отец, Екатерина Александровна написала письмо, чтобы я возвращалась в Ленинград, а то нашу квартиру управдом пытается продать, и я с этим письмом пошла в милицию и начальник мне оформил командировку и пропуск, так хотя блокада и была прорвана, въезд в город был только по пропускам.

    Только благодаря военному начальнику я осталась в городе, а то управдом не
хотел меня прописывать, зная, что родители погибли.

    В это время в городе открылось Некрасовское педучилище на Звенигородской
улице, в которой я перевелась и которое в 1945 году закончила.

                ПОДРУГА ПОМОГЛА ВЫЖИТЬ

     Вторым светлым лучом моей тяжелой жизни в это время была моя подруга Соня
Тердженяке по мужу Бергиян и ее мама Софья Александровна, которые жили в нашем же доме, а ее мама работала врачом, они приютили меня у себя, Соня стала учиться в университете на филфаке, поэтому часто меня с собой брала слушать выступления
писателей Тихонова, Прокопьева, М. Алигер, водила в театр, познакомила меня с
курсантами из Дзержинки (мореходного училища) – это училище очень славилось, туда вход был только по пропускам на концерты, танцы; Соня там играла в театральном кружке. Благодаря Артуру Спиваку, с которым я познакомилась там, ходила на концерты Мравинского, в Кировский театр, в оперетту, благодаря обоим душа моя обогащалась знаниями, развивалась, помогала преодолевать трудности повседневной жизни.

     Преподаватели в педучилище были превосходными, они научили нас любить
Пушкина, я знала все его сказки наизусть и многие главы из «Евгения Онегина»; но от недоедания стала плохо видеть и только две Нины (Дальнова и Брежнева) поддерживали меня.

                ДЕНЬ ПОБЕДЫ !!!

     День Победы не забыть никогда, все ликовали, плакали, напротив была
бронетанковая школа, так курсанты прибежали к нам, а потом им бедным недолго
пришлось веселиться, их отправили на восток воевать с японцами, оттуда тоже многие не Вернулись.

    Окончив педучилище в 1945 году, я стала работать в школе девочек на улице
Дзержинского и поступила в педагогический институт на вечернее отделение.
Вызвала из деревни сестру Машу, которая начала учиться в автомобильном
техникуме, и брата, который в Малой Вишере окончил ЖНТУ и стал работать слесарем в депо на Финляндском вокзале.

    Жизнь была трудная, мы с сестрой даже продавали одну карточку, чтобы сходить
на танцы или что-то купить. Во время войны мне еще помогал деньгами двоюродный мой брат Саша Михайлов, который радовался, что я учусь. Хотя у него было четыре сестры: Лидия, Вера, Аня, Екатерина - все работали, потом он погиб, похоронен под (Тихвином) в братской могиле, так писали его друзья, но его мать после войны ездила и не нашла могилы, ему было всего 23 года, у него была гангрена ноги, светлая ему память от меня.

                ЗАМУЖ ЗА ВОЕННОГО

     12 января 1946 года я вышла замуж за Чечельницкого Василия, с которым очень
долгое время переписывалась с 1943 года и после ранения под Ригой он приезжал в
Ленинград, обещал, что уволится из Армии и тоже приедет в Ленинград.
Свадьба была веселой благодаря стараниям Екатерины Александровны и Анны
Васильевны Сониной мамы, пришли дзержинцы, мои подруги с института.
Екатерина Александровна, продав мамину одежду, купила мне розовое платье с
кружевами, туфли бежевые, переделала мамино пальто, сшила черное бархатное платье, у бабушки сохранились золотые мамина цепочка с медальоном и брошка, которые мы заложили в ломбард, потом так и не сумев выкупить , так как родители мужа не вернули ему вовремя аттестат денежный, приготовив ему невесту дома.

                СЕМЬЯ МУЖА

     Несколько страниц о семье мужа. Он родился в 1922 году в селе Петропавловка
Николаевской области, а потом жил в селе Владимировка, где его отец работал агрономом района, а мать была домохозяйкой. Василий Степанович был очень добрый, спокойный человек, под его руководством находились 44 колхоза и 3 МТС, он все ночи просиживал над планами севооборота, был награжден орденом «Знак почета» за работу, умер в 1953 году, а мать прожила почти 90 лет, похоронена во Владимировке, долг внуков съездить на их могилы, пока еще жива тетя Клава.

     КОМСОМОЛЬЦЫ - ДОБРОВОЛЬЦЫ (песня моей молодости).

сл. - Е.Долматовский
муз. - М.Фрадкин

Хорошо над Москвою-рекой
Услыхать соловья на рассвете.
Только нам по душе непокой,
Мы сурового времени дети.

Припев:

Комсомольцы-добровольцы!
Мы сильны нашей верною дружбой,
Сквозь огонь мы пройдем, если нужно
Открывать молодые пути.
Комсомольцы-добровольцы!
Надо верить, любить беззаветно,
Видеть солнце порой предрассветной -
Только так можно счастье найти.

Поднимайся в небесную высь,
Опускайся в глубины земные.
Очень вовремя мы родились,
Где б мы ни были - с нами Россия!

Припев.

Лучше нету дороги такой,
Все, что есть, испытаем на свете,
Чтобы дома, над нашей рекой
Услыхать соловья на рассвете.

Припев.

                КОЧЕВАЯ ЖИЗНЬ ПО ГАРНИЗОНАМ: Каунас, Клайпеда

      Из Советской Армии мужа не уволили, начался кочевой образ жизни жены
офицера, которого все время надо было ждать и его интересы ставить на первый план. Моя сестра и брат жили в другой квартире, на ул. (Антоненко); так как наша
квартира пострадала во время обстрела, то сестре дали комнату и брату в доме, где люди умерли во время блокады.

     А меня муж увез сначала в город Каунас на реке Неман; удивительно, но немцы
совсем не разрушили литовский город, жили в частном доме, хозяйка не знала русского языка, а дочь ее знала, так как у нее был рожден ребенок от русского солдата. Но в этот год 1946 на (Немане) произошло страшное наводнение, погибло 3000 человек, особенно в домах у воды, ночью так люди и погибли, страшное зрелище.

     Из жизни в Каунасе помню два события: порвались туфли, а родители мужа все
еще не выслали ему денежный аттестат, и я продала отцовское обручальное кольцо и
купила себе туфли и платье. Хорошо, что давали паек, а то не знаю, как бы мы жили.

     Затем вся часть мужа была переведена в город Клайпеду. Город полупустой,
немцы его оставили, дома были брошены со всем имуществом. Сначала нам дали
особняк, но я боялась в нем быть одна, потому что жутко без людей, муж все время на службе, было много бендеровцев, убивали; ждали, что мужа уволят, и мы вернемся в Ленинград к брату и сестре, но как снег на голову, с Армии не уволили, а перевели на турецкую границу, там турки закопошились, ехали командой 11 человек. Ехали через Москву, Харьков, Ростов, Сочи, Тбилиси в Ереван, а там отправили в Ленинакан (сейчас Гюмри), который в 1988 году значительно от землетрясения был разрушен.

                ВСПОМИНАЯ ЖИЗНЬ

     Впечатлений и переживаний так много, что ни в сказке сказать, ни пером описать.

     Была бы моложе, написала бы книгу, а так зрение совсем падает, боюсь ослепнуть. Поселили нас на границе в Красной крепости, потому что есть еще Черная крепость, в 6 км от города, построена крепость еще царями, Все помещения в крепости врыты в землю, крепость обнесена валом, даже воду привозили в бочке, но спустишься с вала – течет речка, в которой очень холодная вода, потому что кругом горы, покрытые снегом.

     Для жизни нам освободили дзот, сняли пушку и пулемет, поставили кровать, пока мы ездили в отпуск, другой офицер Коля Ерёменко привез жену (Марусю) и нам
освободили солдатскую парикмахерскую, в домике, на половину врытом в землю.
В Ленинакане родился Вася, мы очень боялись за ребенка, спали при электрическом
свете, боялись, что крысы залезут к нему в кроватку. Когда ему было всего несколько месяцев, мужа послали в Ленинград учиться в политическое училище Энгельса, а я с ребенком жила с сестрой.

                МУЖА ПОСЛАЛИ в ГДР

     Жили дружно, быт налаживался, но по окончанию училища Васю послали служить в ГДР без семьи. Муж и его родители настояли, чтобы я с ребенком переехала жить во Владимировку.

     Сестра моя Маша плакала, что остается в Ленинграде одна, так как еще училась в Автомобильном техникуме, а брат в железнодорожном училище.
Поехали совещаться к бабушке в деревню, она говорит, что надо ехать, а то ты
останешься с ребенком одна, они уже и невесту ему там нашли. Собрала мне приданноев кованный железный сундук, мать моя была очень хорошая рукодельница, а бабушка  ткала на станке льняные ткани, когда приехали в деревню, то все родственники и свекровь удивлялись приданному.

     Когда я приехала, то у них и жилья-то, настоящего не было, большая комната и кухня, в другой половине дома жила сестра свёкра с мужем, но делать было нечего, надо было мириться с тем, что уготовила судьба, была бы я без ребенка, то осталась бы в Ленинграде. Очень жалела, что послушала мужа, что ему будет в ГДР служить спокойно, зная, что я под присмотром его родителей. Устроилась работать в школу, преподавала русский язык, но чтобы продолжить образование дальше не могло быть и речи.

     Свекор целыми днями на работе, вечером и по ночам составляем планы
севооборотов, ведь под его руководством было 3 МТС и 44 колхоза, вставал в четыре утра и ложился затемно; возил меня с малышом на бричке, показывал степь, очень был добрый человек и очень любил внука, выписал мне «Роман-газету», чтобы не скучала, когда в клубе показывали кино, то всегда сам со свекровью ходил смотреть фильмы и на другой день отпускал меня.

     Свекровь вела хозяйство, женушка была властная, красивая, любила, чтобы было все так, как она скажет. Стали проверять учителей, сделали рентген, а у меня оказалось легкое не в порядке, надо отдать должное это они меня вылечили, у них была корова, свиньи, молоко, покупали мне барсучий жир, чтобы пила.
У мужа было два брата, один учился в Николаеве на токаря, а старший служил в
морском флоте в Одессе и тоже женился.

     Так как в городе было жить голодно, то и он привез свою жену Лизу с девочкой Лизочкой к ним. Между мной и Лизой начались ссоры, она была очень молода, легкомысленна, ребенка бросала, а мне надо было к урокам готовиться.
Ученики в школе были переростки, три года не учились, так как были в оккупации,
я боялась, что не справлюсь с ними.

     Когда рассказала, что я была в блокаде Ленинграда, то очень стали меня уважать, и с дисциплиной не было недоразумений, много им помогала в учебе, было двое близнецов Дыниленко, а сапоги одни на двоих, который хорошо учился, прибежит в школу, а второй сидит дома, принесла сапоги военные мужа и ботинки, военное обмундирование, так который хорошо учился впоследствии стал офицером, а второй работал с Николаем братом мужа, так всегда посылал мне поклон,
девочки тоже приходили понянчить Василька.

                ДЯДЯ ИВАН СТЕПАНОВИЧ

     Потом вернулся из Германии брат свекра, его уволили, за то, что он избил офицера, когда вернулся домой и застал жену с другим офицером. Он был капитан, привез целый вагон барахла из ГДР, он был там комендантом какого-то города. Звали его Иван Степанович, его назначили председателем райсполкома, через три (хаты) купил себе дом, но все время находился у свекрови.

     Мама, видно, постеснялась написать правду - у меня другие данные, (со слов отца): "Были в нашей родне и трагикомические эпизоды. Брата моего деда,  капитана Чечельницкого Ивана Степановича оставили после войны в Германии комендантом какого-то города, а жена оставалась в Мурманске. И когда он без предупреждения приехал в отпуск, то застал её в постели с другим офицером. Возникла драка, и он застрелил этого офицера из табельного оружия.

     Так его за один день демобилизовали из армии, но под суд не отдали, учли фронтовое прошлое, а также, что не он «первый начал» и был в состоянии аффекта. А вообще, у Ивана Степановича я потом не раз бывал в гостях в Николаеве, и скажу вам, красивый мужчина был, пользовался успехом у женщин, а в форме был вообще не отразим! Я наверно, в него пошёл?!!!" ПРОДОЛЖАЮ РАССКАЗ МАМЫ:

    Лиза не выдержала и уехала в Одессу, а мне некуда было ехать - далеко. Заболел свекор, ему сделали операцию желудка, уже не мог работать агрономом, работал в семенной лаборатории.

                РОЖДЕНИЕ БРАТА ВЛАДИМИРА

     Время не стоит на месте, приезжал в отпуск муж, и у меня родился Володя (в 1950 г.).
   
     Было так трудно, что сяду под речку и плачу, причитаю: «Мамочка моя милая, если бы ты встала из могилы и посмотрела, как твоей доченьке трудно».
Радовали сыновья, Володя родился крепышом, а Василек любил убегать через
дорогу к Рагулину Вите, старше его на два года, ушли к Витькиному отцу в МТС за
полтора км. Его там не застали, а сторож выгнал их в другие ворота.

     Они в темноте заблудились, забрались в канаву и плачут. Василий Степанович
пришел с работы и объявил по радио, ведь село было 8 км. Я плакала, но их нашла
женщина и привела домой, так Василечек говорит: «Мама, ты не ходи по этому переулку заблудишься». Такое сильное было переживание.

                Город ИЗЯСЛАВ

      Отслужив три года в ГДР, Вася перевез нас в город Изяслав, там жили сначала на частной квартире, потом дали квартиру на другом берегу реки Горынь.
Здесь Володя ушел к тете Тане, хозяйке, которую очень любил, а се не было дома,
он уснул у нее в саду, мы тоже волновались. Василек рос среди солдат, и они его рано Научили плавать, тоже всегда волновалась.

     Рос он смышленым и любознательным мальчиком. В первый класс пошел, купили
ему новую форму, так не нравилась фуражка, потому что звали его генералом, он ее
выкупал в канаве, чтобы не носить, тогда редко, у кого еще была форма школьная, ему же с Ленинграда привезли.

     Прожили мы там лет пять, впечатления были самыми светлыми, в квартиру мебель купили. Стали ходить в кино. Однажды ушли, а в городе погас свет, приходим и видим из окна такую картину: сидят наши дети на полу, вокруг их газеты и они их палят, в квартире полно дыма, больше мы никогда не оставляли спичек, прятали их.

     Я закончила курсы машинописи и печатала для мужа лекции, появились новые
друзья: семьи Кривенко, Женя и Иван, у них было тоже двое детей, и Маловы, Вера и не помню, как звали мужа, у них была девочка Надя, которая училась с Василёчком в первом классе.

                МОСКВА

     Но нас ждал переезд в Москву, дивизию расформировали, офицеров многих
уволили, и они поехали строить Каховскую ГЭС па Днепре, получили квартиру Малов и Михайлов, мы к ним ездили в гости, рыбы в водохранилище было не счесть.
Мужа же направили учиться в Москву, в академию. Даже не смог за нами
приехать, велел распродать все вещи, взять только чемодан, так как снял квартиру для нас на окраине Москвы в Измайлово, Очень было жалко продавать картины, которые он привез из Германии. Друзья помогли нам, и я с детьми уже в Москве.
   
     Мальчишки радовались жизни в таком красивом городе, муж учился в Политической академии на танковом отделении. Москва, как много это значит для сердца русского, она помогла мужу получить высшее образование, обогатить нас и наших детей духовно. За четыре года было посещено много театров, концертов, лекций.

     Сменили 4 квартиры, если на первой жили в Измайлово, то второй раз на Большой Грузинской, около (Тишинского) рынка, третий раз за Соколом, улицу уже не помню, а 4-ый дали общежитие на Большой Пироговской возле Лужников.

     Я за это время тоже закончила курсы кройки и шитья, вязания. Москва много дала хорошего детям, Василечек учился в горнолыжной школе на Ленинских горах. Сначала я его водила, а затем он освоился и по Москве мог самостоятельно ездить сам, он еще долго помнил эту школу. Летом детей вывозили в
спортивный лагерь и у него не хватало времени на баловство, каждый вторник требовали показать дневник, тогда приступали к занятиям это очень дисциплинировало детей.

     С учебой у Василька никогда затруднений не было, надо его было только
контролировать.

     В Москве и Володя пошел в 1958 г. в первый класс. Учительница была очень
пожилая, в классс 46 учеников, Володя приносил тройки, спрашиваю, почему и по
чтению три, ты же хорошо читаешь, ответ – потому, что я картавлю, долгое время не выговаривал букву «р» даже на зубы ставили ему пластинки. Приходилось с ним
заниматься.

     Однажды зимой в 1957 г. сыновья с мужем поехали на лыжах за город кататься.
Катались с железной дороги, и Володя в проволоке колючей сломал ногу в голени, он то – выздоровел через месяц, а отец два месяца пролежал в госпитале с сердцем, так как нес его на руках. Даже не сдавал экзамены в зимнюю сессию и не поехал на практику на вождение танка, но потом в летнюю сессию сдал все экзамены и закончил академию.

     Генерал перед выпуском сказал, что вам пришлось пережить трудности, потому что 500Р Рублей платили за частную квартиру - это все забудется, а что Москва дала вам хорошего - запомнится на всю жизнь.

     За время жизни в Москве произошло два трагических события: умер у Васи отец от рака желудка в 56 лет и моя бабушка в 80 лет. Светлая им намять, бабушка даже не болела, сутки полежала и скончалась. Брат продал ее большой дом, впоследствии и он и сестра очень сожалели, когда стали сами болеть.

     Окончание академии праздновали торжественно. Были офицеры с женами
приглашены на торжественное заседание, так что в памяти остались и Греческий зал, точнее Георгиевский зал, где надписи всех георгиевских офицеров, точнее награжденных еще при царе и Грановитая палата, где жили когда-то цари
Москву в 1959 г. покидали радостью, так как жилось там все-таки трудно. Но душа
обогатилась от всего виденного в ней, ведь муж не только учился в академии, но каждую субботу были концерты, лекции с интересными людьми - это осталось на всю жизнь, и у нас, и у сыновей.

                ЭСТОНИЯ

     Назначение муж получил на остров Саарема в Эстонии. Остров в Балтийском
море, сразу дали финский домик, но сначала не могли спать от шума моря и ветра
деревьев. Природа там удивительная, много рыбы, ягод, грибов. Местные жители
говорят и на эстонском и на шведском языках, русский многие не знают. Рядом с
поселком озеро, однажды с сыновьями пошли за грибами и заблудились, пришли в
какую-то деревню, и никто не знает по-русски как пройти в гарнизон, они жили очень обособленно и только в г. Кингисеппе можно было слышать русскую речь.

     Володя учиться стал здесь же, были смешанными 2 и 4 класс, так как мало
учеников, а старших детей возили за 12 километров в гарнизон Когул, где жили
летчики.

     Обосновались окончательно, купили мебель, но через год в 1960 г. танковую часть перевели под Таллин в город Кейла, а здесь поставили ракеты, и снова был переезд через переправу, другого пути не было.

     Жить мы сначала стали в поселке Клоога, где размещен был штаб дивизии, а
танковый полк был размещен в 12 км в Кейла, отцу приходилось трудно. Поселок Клоога очень живописен, среди сосновых лесов и озер, но место страшное, во время войны в нем был концлагерь в него ссылали евреев со всей Европы, для них были построены бараки, и они пилили вокруг лес и отсылали в Германию, а когда они отступали, велели каждому в руки брать вязанку дров и расстреливали в спину, затем подожгли, облив трупы бензином, а кого не успели сжечь, то загнали в озеро и расстреляли, полицейскими были эстонцы, они потом к русскими относились очень недоброжелательно.

     Через год в 1961 г. переехали в Кейла, жили в красивом финском домике,
мальчишки учились в русско-эстонской школе. Василечек даже быстро выучил
эстонский язык и ездил на занятия спортивные с эстонскими детьми. Я стала преподавать в школе домоводство, жизнь наладилась. Купили новую красивую мебель, и мечтали, что в Таллине получим квартиру и поменяемся на Ленинград, муж обещал, что поедем жить туда.


                ДАЛЬНИЙ ВОСТОК

     Но судьба опять все нарушила. Осложнились отношения с Китаем и мужа в 1963 г. перевели в Уссурийскую тайгу в село Занадворовка Хасанского района в танковую часть.

     Особенно трудно было старшему сыну по трудовому воспитанию, в Эстонии
учили на слесаря, в Занадворовке на тракториста. Про Занадворовку ходил анекдот «В ней стояла гора Каюк, река текла Амба, а долина «Прощай молодость».

    Природа же там удивительная: деревья стояли в три яруса, на сопках много
цветков, в лесах грибов и рыбы. Охота на козлов, фазанов, никогда не сидели без дичи. В реке в августе ловили семгу, с каждой рыбины 70 гр. икры, много форели.
Сыновья занимались хорошо. Но через год мужа перевели в полк, где плавающие
танки на озеро Ханко, Вася заканчивал 11 класс, а муж в Троицком, хорошо, что недалеко, и он приезжал на газике повидаться с нами. Володя учился играть на баяне, Василечек занимался боксом и даже ездил во Владивосток на соревнования. Окончил он школу с серебряной медалью и поступил в Оренбург в летное училище.

     Мы с Володей переехали в Троицкое, тоже очень красивое село и озеро, в озере необычная рыба и цветы лотос. Я пошла работать в школу, и как в Занадворовке проработала только год.

                ЗАБВО

     Васю снова в 1966 г. перевели на новую должность в Забайкалье в город Борзя. Хотя это и ближе к Западу, но условия жизни в Забайкалье были суровые, хотя квартира была хорошая, но работа у Васи тяжелая, все время связана с командировками по границе, в разъездах, зимой сильные морозы, пыльные бури, китайцы не давали спокойно жить, сидели на чемоданах, боясь нападения.

     Я стала работать временно в Районо методистом, так как в школе не было места. А потом даже повысили в должности, стала работать заведующей методическим кабинетом района. В районе 78 школ, надо было часто ездить в командировки, был очень дружный коллектив. Когда я ездила по району, то проверяла начальные классы и рассказывала, как работать по новым программам, прошла обучение в г. Чите курсы повышения квалификации, прибавили зарплату.

                ДЕМБЕЛЬ, КУДА ПОЕХАТЬ?

     Володя окончил школу, тоже с серебряной медалью, и поступил в 1968 году в
университет в Иркутске, Василек приезжал из училища в отпуск.

    В 1969 году у отца отказало сердце, два месяца пролежал в госпитале. Уволился из армии по болезни и по выслуге лет. Мы собирались ехать на мою родину - под Ленинград. Но Врач ему сказал: "Хочешь жить долго - езжай на юг!!!" -, и мы приехали в Херсон.

     Два года жили на частной квартире. Володя не захотел покидать Иркутск. Я тоже не подумала, что не знаю украинского языка, год отработала в 8-ой школе, а потом перешла работать в детский сад воспитателем. В это время в детских садах стали обучать грамоте, и я считалась очень знающим воспитателем, дети у меня к Новому году читали, потому что родителей подключала с ними заниматься, для воспитателей давала открытые уроки по обучению грамоте. Но из-за всех переездов так и не смогла реализовать свои способности, о чем иногда жалела, что не окончила институт, и все время жила ради мужа и семьи.

     Вот уже и Володя окончил университет в 1973 г., остался работать в Иркутске в Институте земной коры; впоследствии был на зимовке в Антарктиде, работал в
Монголии, на БАМе, в 1986 году защитил кандидатскую диссертацию.

    Василек уже полковник, семейная жизнь, только в семье у него не все хорошо,
потому что в свое время не получил родительского благословения, когда женился, отец был в это время очень болен, жили еще на частной квартире.

     Потом родились внуки Саша и Оля (l0.10.1970 и 02.11.1972). Саша после школы сделал за 4 года 8 попыток поступит в лётное училище, но т.к. уже в 10 классе выполнил норматив 1-го разряда по лыжным гонкам, из-за перетренировок возник небольшой функциональный шумок в сердце, и медицина его в Авиацию не пропускала. Но он успел поступить в ХАИ (Харьковский авиационный институт), год проучился, бросил, сделал ещё две попытки поступить в лётные училища: Армавирское и Качинское; призвали в ВДВ, на два года; оттуда, из армии снова поступал в лётные училища: Ставропольское... Оренбургское... Отслужил, восстановился в ХАИ на заочное отделение, работал... А на третьем курсе института погиб в результате несчастного случая, т.к., по словам его отца: "Отслужив в ВДВ, он перестал бояться высоты..."... Через год после этого трагического для всех нас события,  уже во втором браке родился Вася...

     В 1975 г. Володя женился на девушке Вале Татарниковой, которая закончила
географический факультет университета, чему я очень радовалась.
Алеша и Саша росли очень спокойными и послушными детьми, всегда нас
радовали. Дедушка очень гордился ими.

    Погиб Саша (большой), у дедушки отказали ноги, стал совсем больной. Саша
погиб в 1994 году, в расцвете сил... И я каждую неделю ходила на его могилу и плакала, пока одна женщина в церкви не сказала, что вредит это им на небе, поэтому дети не плачьте, когда я умру, а то на небе мне и дедушке будет тяжело, главное живите дружно, честно, не только для себя, а и для Родины, чтобы был мир на земле.

     Будете в Ленинграде, теперь уже Санкт-Петербург, посетите «Разорванное кольцо» и Пискарёвское кладбище.

     Всегда празднуйте День Победы, если бы мы не выжили, то и вас бы не было на
свете. Помогайте Ольге и Женечке, у меня все время сердце болит за них, не оставляйте их без поддержки, пока Ольга не встанет на ноги, а Женечка не вырастет.

     Если будете в Питере, навестите могилу моей бабушки на станции Бурга, Наташа знает. Я вас всех очень любила и люблю. Желаю не пасовать перед трудностями, всего всего всем доброго, и очень бы желала, чтобы вы сохранили нашу квартиру. Херсонщина благодатный край, сейчас многие покупают дома за границей. А у вас дом, где и степи, и леса, и море, обилие фруктов. Будьте счастливы.
                Ваша мама, бабушка, прабабушка.

P.S. Вася и Володя! Будут лучшие времена, съездите по Владимировку, тем более
Володя — это твоя родина. Дарья Никитишна и Василий Степанович заслуживают,
чтобы вы их навестили.

      ПОЗДРАВЛЕНИЕ В.В. для Е.В.

Боевая подруга моя, товарищ великий, любимая жена!
В день нашего с тобою юбилея
Мне хочется тебе слова чудесной благодарности сказать.
За все хорошее, что было в эти годы,
За сыновей чудесных, которых мне ты родила.

За частые со мной переезды,
За тяготы военной службы,
Которые со мною вместе ты
перенесла. За это все тебе - спасибо
милая моя.

В этот день тебе желаю я, здоровья, счастья, радости на долгие
года. Чтоб никогда ты не была одна.
Пусть каждый день как праздник будет у тебя…

            А ГОДЫ ЛЕТЯТ...

сл. - Е. Долматовский
муз. - М.Фрадкин

Вот так и живем,
Не ждем тишины,
Мы юности нашей,
Как прежде, верны.
А сердце, как прежде,
Горит от того,
Горит от того,
Что дружба превыше всего.

Припев:

А годы летят...
Наши годы, как птицы, летят,
И некогда нам
Оглянуться назад.

И радости встреч,
И горечь разлук -
Мы всё испытали,
Товарищ и друг.
А там, где когда-то
Влюбленными шли,
Влюбленными шли,
Деревья теперь подросли.

Припев.

Не созданы мы
Для легких путей.
И эта повадка
У наших детей.
Мы с ними уходим
Навстречу ветрам,
Навстречу ветрам,
Вовек не состариться нам.

Припев…

     О своей родословной по линии отца я ещё продолжу, как и своём Роде, пока же детали можно прочесть на "ПРОЗА АРМЕЙСКОЙ ЖИЗНИ" - опус для тех, кому не с кем спать... (шутка, в которой есть доля шутки: http://proza.ru/2013/06/18/287

    Проза армейской жизни
Полковник Чечель
    "Любите барабан, - говорит старый служака молодым, глядя как по плацу ходят матросы, - и не стыдитесь, когда его божественные звуки исторгают из вас слёзы". (эпизод из фильма "Мичман Панин")


Рецензии
История одного рода как экскурс в историю страны. То,что присходило в стране напрямую отражалась на людях и их жизни. Благодарна Вам, Василий за то, что Вы смогли вспомнить очень много и рассказать интересно. Это особенно важно, потому что инфрмация, можно сказать, из первых уст. Это не сочинительство и домыслы. Это правда. Очень уместны и в тему стихи.

Спасибо. Было познавательно.

Тамара Кучук   04.02.2024 12:03     Заявить о нарушении
БлагоДарю за отзыв, Тамара... http://www.youtube.com/watch?v=Fj5sT7YvRI8

Полковник Чечель   04.02.2024 13:56   Заявить о нарушении
Спасибо!

Тамара Кучук   04.02.2024 20:17   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.