Исторический Иисус как апокалиптический пророк

Термины, используемые в работе:
Апокалиптизм-мировоззрение, согласно которому вскоре в истории произойдет решающий переворот: Бог положит конец миру,каким мы его знали, и установит новую эпоху.Обычно предполагалось, что смена эпох будет сопровождаться  тяжелыми катаклизмами и испытаниями.
Апокалиптический пророк-пророк,предрекающий скорую  смену мировых эпох.
Мессия —ивр. Машиах,др.греч. Христос, букв. «помазанник».В христианстве чаще используется термин «Спаситель»; в иудаизме Машиах-ожидаемый избавитель евр. народа, иносказательно «духовный лидер» , «Царь»

    Первое появление Иисуса как общественной фигуры произошло в роли пророка. Подобно Иоанну Крестителю, он возвещал пришествие Царства Божия и призывал народ поверить «благой вести» и покаяться.
    Слова Христа по-разному действовали на собравшихся около Него слушателей. Одни признавали Его пророком, хотя едва ли соединяли с этим словом определенное представление , другие называли Его Мессией. Но были и те, которые не соглашались , поскольку Христос происходил не из рода Давидова и не из Вифлеема, города Давидова. Некоторые же сочли Христа обманщиком, вредным для общества израильского, и пытались, хотя и неудачно, задержать Его и выдать начальству:
    «40. Многие из народа... говорили: Он точно пророк. 41. Другие говорили: это Христос. А иные говорили: разве из Галилеи Христос придет? 42. Не сказано ли в Писании, что Христос придет от семени Давидова и из Вифлеема, из того места, откуда был Давид? 43. Итак произошла о Нем распря в народе. 44. Некоторые из них хотели схватить Его; но никто не наложил на Него рук.…...« ( Ин 7:40)
    Иисус опасался публично признавать Себя Мессией, но и не хотел, чтобы на Него смотрели как на обычного человека. Он представлял Себя иудейскому народу ,называя «Сыном Человеческим».
    Это имя пришло из Ветхого Завета и означало не более чем принадлежность к роду людскому.
    Лишь пророк Даниил придал совершенно новый смысл этому имени. Книга пророка Даниила описывает  Сына Человеческого как будущего спасителя человечества, которому Бог после страшного суда даст власть над миром (Дан. 7: 13–14):
    «Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шёл как бы Сын человеческий, дошёл до Ветхого днями и подведен был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его — владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится.»
    Предсказание Даниила подразумевало, что мистический Сын Человеческий должен стать посредником между людьми и Богом, однако, оно не определяло природу этого «Сына». Позднее, когда распространилась идея о Спасителе, имя «Сын Человеческий» стало восприниматься как одно из определений Мессии . Однако, греки, не знакомые с этой литературой, в словосочетании «сын человеческий» могли воспринять не возвышающий, а только занижающий смысл: просто человек. Поэтому при перенесении своей проповеди за пределы синагоги апостолы стали именовать Христа «Сыном Божиим».
    Т.о. мессианское понимание выражения Даниила « Сын Человеческий » стало восприниматься также как синоним выражения «Сын Божий».

Первые христиане унаследовали от иудейства апокалиптические настроения – жажду вмешательства Бога в историю с тем, чтобы Он разрушил мировое зло и наконец установил Свое Царство.
Апокалиптиками были Иоанн Креститель, ученики Христа, апостол Павел, да и вообще все первые христиане. Вот что писал апостол Иаков, брат Иисуса, в первые общины христиан: « укрепите сердца ваши, потому что пришествие Господне приближается» (Иаков 5:8). Точно также думал и ближайший ученик Христа, апостол Петр: «Впрочем близок всему конец. Итак будьте благоразумны и бодрствуйте в молитвах» (I Петр 4:7).Убежденным апокалиптиком был и Иоанн Богослов, который ожидал скорого конца света и второго прихода Мессии (Христа).

    Евангелия содержат многочисленные апокалиптические высказывания Иисуса. Так, после ссылки на падение Иерусалима у Матфея следует общее описание будущего конца света, дающееся в типичных для Ветхого Завета терминах всеобщего уничтожения: «И вдруг, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются»…(Мф., 24: 29).  Далее следует явление Мессии и установление идеального царства:«…тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою»(Мф., 24: 30)

Для тех, кто верил, что Иисус был Мессией, Мессия уже пришел. Очевидно, должно произойти «Второе пришествие», которое  не должно быть отсроченным надолго:
«Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как все сие будет…» (Мф., 24: 34;Мк 13:24–27, 30)
«истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе.»(Мк 8:38-9:1)
Теперь обычно утверждают, что эти слова «все это будет» , как и весь стих,относятся к падению Иерусалима, а не ко Второму пришествию, которое описано непосредственно перед этим. Однако это не было точкой зрения ранних христиан, которые, в соответствии с этим стихом, ожидали Второго пришествия ежедневно.

    В своей проповеди и притчах Иисус призывал готовиться к скорому приходу Мессии — Сына Человеческого(Лк 17:24, 26–27, 30; ср. Мф 24:27, 37–39):
    «Будьте же и вы готовы, ибо, в который час не думаете, приидет Сын Человеческий.»(Лк 12:40; ср. Мф 24:44)
    «Посему как собирают плевелы и огнем сжигают, так будет при кончине века сего: пошлет Сын Человеческий ангелов своих, и соберут из Царства его все соблазны и делающих беззаконие, и ввергнут их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов; тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их».(Мф 13:40–43)
    Можно сделать вывод: древнейшие из дошедших до нас источников приписывают Иисусу апокалиптические высказывания. Однако, с ходом времени Иисуса все меньше и меньше понимали как апокалиптика.Это можно объяснить след.образом.
    Слова Иисуса (Лк.21:32) и (Мк.9:1). можно понять и так: для того, чтобы попасть в Царство Небесное, не было никакой необходимости умирать: и те, которые доживут, и те, которые воскреснут, смогут, если достойны, наслаждаться вечной жизнью в Царстве . Эти слова обнадеживали первых христиан как минимум в течение ближайших семидесяти лет по распятии , т.е. предполагалось, что некоторые из апостолов не умрут, пока не увидят конца мира сего. Однако ученики умерли, ушло и поколение Иисуса. Решающего же вмешательства Бога в историю не произошло: Сын Человеческий не явился, и мертвые не воскресли. И вот, когда умер последний из апостолов, Иоанн, вера многих христиан была поколеблена, и многие сетовали: «Где обетование пришествия Его? ибо с тех пор, как стали умирать отцы, от начала творения, все остается так же» (2 Петр.3:4).
    Мало-помалу христиане пришли к мысли, что Иисус говорил не о скором Конце, а потому все меньше и меньше изображали его апокалиптическим проповедником. Апокалиптизм его провозвестия все больше и больше затушевывался, а впоследствии от него и вовсе отказались. Тем не менее, есть веские основания считать Иисуса еврейским апокалиптиком.
    В ряде древнейших источников засвидетельствована связь Иисуса с Иоанном Крестителем, который
    проповедовал апокалипсическую весть, предупреждая собравшиеся к нему толпы о скором апокалипсическом суде:
    «Кто внушил вам бежать от будущего гнева? Сотворите же достойные плоды покаяния… Уже и секира при корне деревьев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь.»(Лк 3:7–9)
    Срубание деревьев есть образ грядущего суда: люди, которые не жили в соответствии с волей Божьей, будут «брошены в огонь». Рубка может начаться с минуты на минуту, секира уже лежит возле корня деревьев.
    Итак, свою общественную деятельность Иисус начал с того, что последовал за апокалиптическим пророком Иоанном, а после Его смерти стали возникать общины верующих , которые ожидали, что возвращение Иисуса с небес в качестве судьи произойдет при их жизни (1 Фес 4:13-5:12; 1 Кор 15). Первохристианские общины были апокалиптическими, потому что они брали пример с Иисуса, который в ходе своего служения проповедовал апокалиптическую весть.
    В центре апокалиптической вести Иисуса ( как и Иоанна) было возвещение того, что время, отведенное веку сему, истекает, и люди стоят на пороге новой эпохи, Царства Божия. В преддверии этого события люди должны покаяться;тон всей проповеди: «Исполнилось время и приблизилось Царство Божие. Покайтесь и верьте благой вести» (Мк 1:15).

Для Иисуса Царство — это реальное место на земле, где будет царить Бог. Он предсказывал, что двенадцать его учеников воссядут на двенадцати тронах как правители в будущем Царстве (Мф 19:28) . Он говорил, что в Царстве будут есть и пить, и что некоторые будут изгнаны из Царства (Лк 13:23–29). Царство — это место, в котором восторжествуют любовь, мир и справедливость.

    В некоторых евангельских высказываниях под Сыном Человеческим имеется в виду сам Иисус.
    Например, о своей жизни Он говорит следующее: «Лисицы имеют норы, и птицы небесные — гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову» (Лк 9:58).
    В другом случае Он высказывается о своей будущей участи как бы в третьем лице: «Сыну Человеческому много должно пострадать, быть отвержену ... и быть убиту, и в третий день воскреснуть» (Мк 8:31).
    Иногда создается впечатление, что Иисус говорит не о самом себе:
    «Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий»(Мк 8:38)
    Высказывания, в которых Иисус и Сын Человеческий — как бы не являются одним и тем же лицом, всегда говорят о будущем, а именно, о явлении Сына Человеческого на землю для суда, который установит в конце века сего Царство Божие.

Грозные предупреждения о том, что случится при явлении Сына Человеческого, отражены в Евангелиях Мф 13:40–43; Мк 13:24–27; Лк 17:24; 21:34–36.
«подобно Царство Небесное неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода, который, когда наполнился, вытащили на берег и, сев, хорошее собрали в сосуды, а худое выбросили вон. Так будет при кончине века: изыдут ангелы, и отделят злых из среды праведных, и ввергнут их в печь огненную: там будет плач и скрежет зубов».(Мф 13:47–50)
При завершении века сего,когда явится Сын Человеческий, всем придется дать отчет за свои дела. Судьбы людей коренным образом переменятся: богатые и власть имущие будут унижены, а смиренные и угнетенные — возвышены:
«И придут от востока и запада, и севера и юга, и возлягут в Царствии Божием. И вот, есть последние, которые будут первыми, и есть первые, которые будут последними.»
(Лк 13:29–30;Мф 20:16)
Суд затронет не только людей: он будет иметь поистине вселенские масштабы. Весь мир испорчен и должен быть разрушен, чтобы наступило Царство (Мк 13:24–27)

Одной из лучших работ по этой теме за последнее столетие является книга Альберта Швейцера
«История изучения жизни Иисуса»», изданная в  1906 г.
Швейцер считал, что вся жизнь Иисуса была сосредоточена  на пришествии Царства Божьего, которое Он понимал как вторжение Бога  в человеческую историю, что приведет к ее апокалиптическому Концу .
Исторический Иисус по Швейцеру, является  героической фигурой.  Он  был апокалиптический пророк , который ждал, когда Бог  низвергнет силы зла и установит свое благое Царство). Следует заметить, что первым придумал  данную теорию  Иоганн Вайс в 1892 г,   Швейцер развил  эту теорию и сделал достоянием широкой публики
Согласно концепции Швейцера,
вначале Иисус верил в скорое пришествие некоторого Сына  Человеческого: «Не успеете обойти города Израилевы, как придет Сын Человеческий ». Иисус предполагал, что проповедь учеников вызовет мессианские  бедствия, которые затем сменятся Царством.Когда ожидания не сбылись, Иисус осмыслил  свою миссию в свете пророчеста Исайи(53 глава)и пришел к выводу,что ему самому надлежит пострадать за людей,  после чего Он воскреснет, явится на облаках- и придет Царство.
По Швейцеру, Иисус дважды ошибся: с предсказанием о Сыне Человеческом и с ожиданием скорого эсхатона после Голгофы.Но если Иисус был апокалиптическим пророком,а эсхатон не осуществился, не означанет ли это ошибку Иисуса? И не означает ли эта ошибка возможность других ошибок?
И хотя отдельные детали концепции Швейцера не разделяют некоторые современные историки, с ее базовым тезисом
согласны большинство библеистов: Иисус ждал, что еще при Его жизни  произойдет переворот  в мировой истории, скорый Суд Божий над миром и установление на земле мира и справедливости.

Литература:
"Иисус .Все мировые исследования ".2023. 
Эд Сандерс "Иисус и иудаизм" . 2012
Барт Эрман "Иисус.Прерванное слово".2010.
«А был ли Иисус? Неожиданная историческая правда» 2017
Г.Г. Ястребов «Иисус как апокалиптический пророк (гипотеза Вайса-Швейцера): критическая оценка и перспективы ;
Методология поиска «Исторического Иисуса»: история вопроса , текущее положение и научные перспективы». 2019.


Рецензии
Уважаемый Игорь Владимирович!

Спасибо за Вашу работу, написанную с глубоким пониманием вопроса , интересным и глубоким анализом и выводами.

Хотелось бы высказать в качестве дополнения некоторые свои взгляды. "Ужесточение" заповедей Торы продиктовано апокалипсическими убеждениями самого Иисуса, а также настроениями, популярными в современном ему обществе. С точки зрения апокалиптика, конец этого мира близится и будет вот-вот, времени осталось очень-очень мало, поэтому уже не будет возможности, что-то исправить, отмолить грехи, искупить ошибки, исполнить клятвы. Если Суд грядёт и приговор уже выносится, то нельзя усугублять вину... Нужно быть ещё праведнее, именно ввиду экстремальности ситуации. А в мироощущении Иисуса, Его время экстремально, это последние дни. Нет уже никакого "потом"!! Поэтому нужно спешить стать праведным, поэтому все мицвот(заповеди)следует максимально радикализировать. У такой позиции есть аналоги и ессейской литературе, они так же апокалиптики, но на свой лад. В их текстах, так же присутствует радикализация многих запретов и требований к чистоте. Аналогичная позиция вызревала и фарисейской риторике, которая распространяла более жёсткие требования, которые обычно относились только к коэнам, на весь народ Израиля. Таким образом, Иисус был пропитан духом своего времени и своего народа. Он органично соответствовал настроениям среды, в чём -то формируя их, в чём то идя за ними.

С уважением,
Тарас Невский

Тарас Невский   08.03.2024 13:00     Заявить о нарушении
Спасибо за рецензию , за интересные и важные дополнения!

"...в мироощущении Иисуса Его время экстремально, это последние дни. Нет уже никакого "потом"!! Поэтому нужно спешить стать праведным, поэтому все мицвот(заповеди)следует максимально радикализировать... "

Полностью разделяю Ваши взгляды!

С уважением,
Игорь Лощинин

Игорь Лощинин   08.03.2024 22:07   Заявить о нарушении