детское творчество и народная культура... школа...

Творчество детей – процесс эстетического и этического познания мира, осмысление его через художественную деятельность. Творчество – необходимейшая составная часть жизни ребёнка, условие полноценности его бытия и духовного становления. Такая точка зрения общепризнана. Проблема состоит в выявлении специфики образного творчества детей в сравнении с взрослым профессиональным искусством, с народным искусством, с самодеятельным творчеством.
Детское творчество и детская культура в целом есть часть народной культуры. Они живут в ней, питаются её живительной водой. В свою очередь и народная культура,  народное творчество продолжают творчески развивать то, что впервые открывают дети.
Мир, в котором живёт человек, - мир добра, красоты, мир радости. Это мало соответствует действительности, но таково психологическое состояние души ребёнка и души народного мастера. Такое ликующее восприятие мира требует выхода в творчестве, запечатлении этой радости в материале. Многоцветность, яркость, праздничность характерны для рисунков детей и работ, выполненных народными мастерами. Поэтизация предметов, окружающих человека, свойственна ребёнку и взрослому. Мастер украшает солонку, ложку, стол, дом, мастерица – одежду, полотенце, а ребёнок разрисовывает свою тетрадь, клеит наклейки.
Ярко проявляется стремление к эстетизации мира и освоения его этической стороны у детей в играх. В1995-96 годах мы проводили исследование на тему «Игры». Мы убедились в том, что все девочки без исключения от 7 до 11 лет играют в дом,  в куклы. Сами  делают домики, мебель, шьют одежду, учат своих «дочек» и «сыночков». Удивителен и трогателен рассказ одной девочке о своей любимой кукле:
«У меня есть кукла Ваня. Я дружу и играю с ним. У него есть домик, посуда и много всяких одёжек. У всех девочек куклы – девочки, а у меня – Ваня, потому что он хороший. ему можно всё рассказать. Я прихожу из школы или с улицы. Он дома. Я ему всё рассказываю. Он внимательно слушает. Мы с ним дружим.»
В фольклоре мы найдём немало трагических произведений, но дети, хотя в жизни горестей не меньше, а больше, трагическое отвергают. Они рассказывают о весёлом, радостном. Замечательно и то, что почти не изображая драматических  сцен, дети рассказывают о драмах и трагедиях в словесных работах. При работе над книгой «Братья наши меньшие» дети рассказали немало печальных историй, сопереживали своим братьям, но окончание рассказа почти всегда было счастливым.
Мир, в котором хочет жить человек, - мир добра, красоты и радости. Такова принципиальная основа детского и народного творчества. Другой общей основой детского и народного творчества является стихийное язычество, вселенское одушевление мира предметов и явлений. Для незамутнённого взгляда ребёнка, для взрослого, сохранившего в душе светлое детство, весь мир – мир живой. Дети охотно включаются в игру, рисуют и сочиняют живое солнце, живые облака, живые деревья, камни, цветы, дома.
Мир всматривается в себя глазами живых существ.
В рисунке художница изобразила  камни с глазами и бантиками. На вопрос, почему камни с бантиками, поясняет: «Это камешки из детского садика. Эти камешки – маленькие ребятишки. Они красивые и аккуратные.»
Бескорыстная радость, наивное удивление, открытое чувство любви и восхищения миром покоряют нас и в детской работе, и в игрушке мастерицы, и в расписной прялке.
Конечно, народные промыслы зарождались и существуют потому, что произведения, работы, выполненные мастерами, можно продать. Но в основе народного творчества, как и детского, - внутренняя потребность и желание украсить мир, в котором живёт человек. Жить в красоте и добре.
К сожалению, творческое пространство детского искусства, как и народного. с каждым годом всё более сужается. Игрушки почти всё могут сами, их не надо «оживлять», придумывать действия и диалоги. Подвижные игры, игры в дом заменяют компьютерные игры. Вместо переживания-чтения-слушания
сказки – мультфильм, видеофильм.
Творчество  детей бескорыстно, но ребёнку важно, чтобы его увидели, услышали, чтобы его талант, его самого востребовали, чтобы он чувствовал, знал: в его творчестве нуждаются. Если этого нет, творческий потенциал гаснет, ростки творчества засыхают.
Для нас один из путей поддержки творческих устремлений детей – работа над самодельными, рукописными, нарисованными  книгами: «Мир детства», «Считалки», «Игры», «Живые миры», «Книги творчества».
У таких книг есть очень существенный недостаток – они все уникальны, они все в единственном экземпляре. Мы не можем их распространить  в качестве примера: есть такой период в жизни ребёнка, когда он пишет и рисует Книгу.
Куда исчезает творческий порыв? Одна из причин, что ни в обществе, ни в образовании нет атмосферы востребованности творческого потенциала детей. Есть конкурсы, выставки, фестивали, но они не решают проблемы. А проблема в том, чтобы видеть КАЖДОГО ребёнка, неповторимость его творческого «я». Здесь, кстати, конкурсы, может быть и не совсем уместны.
Дело не в том, чтобы выявить какое-то особое дарование, дело в том, чтобы дать возможность ребёнку прожить своё детство радостно и талантливо, открыть перед ним множество трудных, но прекрасных дорог, дать в будущем возможность выбирать, осознанно выбирать жизненный путь и убедить, что созидая радость, ты вносишь, пусть и маленькую, но такую нужную толику красоты и добра в мир.
Очень важно и показать, что палитра творчества очень широка: от выбора маршрута от дома к школе или на работу, до создания семьи и воспитания детей.
Рисуя и сочиняя, не готовимся мы в художники и писатели, хотя бы и даже потому, что если все станут писателями, кто же их читать будет, а кто одевать, обувать, кормить. Рисуем и сочиняем –проживаем, ярко проживаем, насыщенно проживаем сегодняшний  день, день радости.
Эту радость – запечатлеваем, оставляем в сердце. Она будет греть нас всю жизнь.
Трудимся, творим, - созидаем радость. А если радуемся, по добру радуемся – от нас тепло.
Работая над книгами, мы пришли к выводу, что для детей характерно синкретическое творчество, целостное, в котором Слово и Изображение сопутствуют друг другу, дополняют друг друга, но напрямую не иллюстрируют. Если рисовать иллюстрацию, то для ребят это менее интересно и сразу их как-то ограничивает.
Составляя книгу «Страна Считалия», мы сначала предложили ребятам проиллюстрировать считалки. Они это сделали, но не очень охотно. А когда предложили им сочинить считалки и рисовать страну Считалию, ребята сделали огромное количество интересных работ.
В народной культуре не расписывали избу под «песню» или «сказку», но сама роспись была сказочной: цветы чудодейственные, травы, фантастические звери, небо с «звёздами частыми», с солнцем и месяцем. В таком сказочном «дворце» только и слушать сказки. Объединяя Слово и Рисунок, мы делаем творческое пространство для детей более объёмным, расширяем его.
Народная культура, народное творчество основываются на постоянном сохранении и  возобновлении традиции. Какие  традиции сохраняются, передаются в детской культуре, детском творчестве? Игровые, словесные. Но с преобладанием городского населения над деревенским такие традиции начинают подвергаться быстрой трансформации. Но что-то сохраняется.
Во-первых, и мы ещё к этому вернёмся, дети из года в год, из поколения в поколение воссоздают образы-символы: дом, дерево, человека, солнце в близких, но не в повторяющихся формах. Во-вторых, используют готовые формы для собственного творчества, например, считалки.
Приведём пример.
Когда дети собирали и сочиняли считалки, один из мальчиков сочинил такую:
На златом крыльце сидели
Шесть мохнатых старичков:
Шишкин, Пышкин, Замухрышкин,
Паучков, Жучков, Крючков.
Используя готовую формулу, мальчик создаёт оригинальную считалку. Одно слово «мохнатых» чего стоит! Оно создаёт живой зрительный образ персонажей. А говорящие фамилии продолжают зрительный ряд.
Мы предлагали детям задания: нарисовать Слово («написать» Слово через рисунок). Подчеркнём, не нарисовать то, что слово обозначает, а именно рисовать слово, его внешнюю и внутреннюю форму, его звучание. Ребята охотно откликаются на предложение. Слово «лад», «весна», «радость», «ручей» и десятки других они представляют в виде радуг, цветов, ручейков, облаков, домиков, разноцветных камней. С особенной радостью. увлечением дети рисуют свои имена. В линии, цвете, форме букв раскрывают своё представление о внутренней сущности Слова, выявляют доброе начало в себе и Имени.
Образное видение Слова, напряжённость переживания Слова, эмоционально-личностное отношение к Слову проявилось у ребят при исследовании по теме «Имена в русских народных сказках». Для книги они рисовали сказочные имена. В цвете, линии, через образную символику дети раскрывают содержание имени, как характеристику персонажа сказки: Алёнушка-имя-изображение – доброе, нежное, беззащитное; Кощей – злое, острое, чёрное; Марья Моревна – морское, волнистое, текучее, мерцающее.
Ещё один пример образного переживания Слова детьми.
В известной считалке:
Ехала машина лесом
За каким-то интересом…
на первый взгляд кажется, что рифма «интересом» подобрана случайно, но в рисунках к этой считалке ребята изобразили машину живой: с глазами и доброй улыбкой. Почему? Художники-поэты отвечали так: потому что она едет за интересом.
Не затрудняясь, дети охотно пишут небольшие рассказы-подписи к рисункам своих товарищей и к свои рисункам.
Примеры миниатюр-подписей:
«Солнце-человек шагает по всему миру. Солнце человек освещает цветы, дома и людей.»
«Люди возвращаются с работы домой. Они идут по улице. Мама с детьми просто гуляют. Люди все разные  интересные.»
«Весна. В тени забора лежит большой сугроб-зверь. Он спит и во сне тает.»
В Слове ребёнку трудно полно выразить своё чувство. В рисунке он более свободен. Но рисунок маленький творец хочет обычно  продолжить в Слове или начинает Рисунок со Слова:
«Я нарисую разноцветный дом…»
Такое стремление мы увидели у ребят и при работе над книгой «Разноцветные сказки». Предварительно дети исследовали сказки по теме: «Цвет в русских народных сказках» и выявили близкое соответствие цветовой гаммы сказок, предметов народного декоративно-прикладного искусства и детских рисунков. Такую же цветовую гамму мы наблюдали и в детских словесных работах. Это цветовая гамма радости, счастья, это звучный мажорный аккорд, это радуга гармоничного мира.
Дети используют весь цветовой спектр, но самые значимые цвета для них: красный, жёлтый, зелёный, голубой (синий). Но если в рисунке для ребят характерны многоцветные композиции, то в словесном творчестве они «работают» крупными цветовыми пятнами.
Мы уже касались вопроса о традициях в детском рисунке. Дети любят работать коллективно, заряжаются друг от друга творческой энергией, заимствуют друг у друга многое, но переосмысливают по-своему.
Все дети рисуют солнце.
Составляя альбом «Солнце» мы просмотрели более тысячи работ, но ни в одной из них солнце не повторялось.
В изображении солнца нагляднее всего предстаёт языческое восприятие мира ребёнком. Солярный культ – один из основных в народной культуре (орнамент на предметах быта, домовая резьба, вышивка, обряды и ритуалы, фольклор). Такое же поклонение Солнцу-творцу, Солнцу – подателю жизни характерно и для детского творчества. Только здесь оно выражено специфическими приёмами. Здесь у каждого солнца – своё лицо.
Дети рисуют солнце-человека, солнце-дерево, солнце-радугу, солнце-дом; солнце весеннее, зимнее, солнце радости, солнце доброе, солнце на весь мир.
Солнце в рисунках не только жёлтое, но и голубое, зелёное, розовое, красное, многоцветное. По сути дела дети создают солнечную вселенную.
Это образное обращение к подателю благ, к радости: живи, согревай, свети, будь вечно!
Культ дерева характерен для народной культуры. этот культ мы видим и в детском творчестве. Дерево – непременный атрибут очень многих детских рисунков. Маленький поэт-художник  не всегда знает, что такое «мировое древо», «райское древо», «древо жизни», «древо познания добра и зла», но он, стихийный язычник-пантеист, видит в дереве одно из чудес света. Не осознавая, он рисует мировое древо, райское древо и древо радости, древо нежности, дерево жизни. Как и в народном искусстве, для художника-ребёнка менее важно или совсем неважно изобразить реальное дерево, сколько более важно и значимо нарисовать своё представление о древе.

Создавая свой мир, ребёнок рисует и себя в нём, но не прямо, а через изображение дома. Мы собрали альбом по теме «Мой Дом»и попытались многообразные изображения домов свести к немногим типологическим схемам. И при таком подходе выявили несколько десятков вариантов изображения дома. Ещё более разнообразные варианты делают ребята, если им предложить словесный ряд. Например, дом-домочек-домище-домок-домишко. Через цвет, форму, линию дети раскрывают оттенки значения слова.

Знаковое, символическое изображение солнца, дерева, дома характерно и для изображения человека в детских рисунках. И народное искусство, и детское не ставят перед собой задачи изображения реального человека. Самое важное – какой это человек, какой герой: добрый или злой.
Глубоко эмоциональное, личностное переживание внутренней сути другого человека находит воплощение в Рисунке и Слове. Словесные работы о своих близких дети обычно начинают так: «Моя бабушка добрая…Моя мама добрая…Сестрёнка у меня добрая…».
В портрете бабушки художник передаёт, раскрывает свою любовь, сравнивая бабушку с солнцем, в одежде (голубой, синий) подчёркивает связь с небом, плавные ритмичные линии говорят нам о доброте. За спиной у бабушки – дерево с обломанной верхушкой, а вокруг – росточки будущих деревьев. Так мальчик размышляет о жизни и утверждает мир добра.
Нельзя обойти вниманием ещё одну область творчества, которая на первый взгляд противоречит всему выше сказанному. Мы имеем в виду устные и рисованные страшилки. Дети любят рассказывать и рисовать страшилки. Записанная страшилка очень много теряет, и прежде всего «страшительную» интонацию. Дети рассказывают и рисуют страшилки для того, чтобы посмеяться. В большинстве случаев все страшные рисунки у детей – это победа смеха над страхом. Страшное большей частью у них выходит смешным. На вопрос - почему? - они дают вполне исчерпывающий ответ: так получилось. То есть неосознанно ребёнок преодолевает страх через смех.
Таким образом дети вовлекают в своё эстетическое пространство весь мир и овеществляют своё знание-впечатление о мире в доступных формах.
Народная культура через традицию, через ритуал и обряд сохраняет себя и постоянно возобновляет связь с миром. Дети в своём творчестве через игровую эстетическую-этическую деятельность, а рисунок для них тоже своего рода игра: не было ничего и вдруг является! - обретают связь с миром, обретают своё «я», реализуют себя. И здесь мы подходим к сложнейшей проблеме, которую ещё предстоит решать. Как оценивать эту реализацию, каким критериями пользоваться при оценке художественной деятельности детей? В корне неверно, хотя так часто бывает, оценивать: чем больше похоже на взрослую профессиональную работу, тем лучше.
РЕБЁНО ДОЛЖЕН ПРОЖИТЬ СВОЙ ВОЗРАСТ!
А проживая свой возраст, он в рисунке и слове выражает своё видение мира, что ценно для него, как путь становления, что ценно и для взрослых, как возможность расширения и углубления  творческого познания мира, как творческого возвращения к лучшему в себе. Ребёнок, как и народный мастер, народный сказитель, выражает своё видение мира, представление о нём в наиболее соответствующих его душе формах. Не реальное сходство, не реальный дом, дерево, а представление – вот что творит художник-поэт. Для него это знаки мира, мира добра, красоты и радости. И оценивать детское творчество надо исходя из его содержания, устремлённости, «детскости», исходя их тех задач, которые ставит перед собой ребёнок. а не извне, не прилагать чужие мерки. Сколько народных промыслов было загублено в попытках усовершенствовать, «развить» их, поставить на конвейер и профессиональную основу. Особенно такие попытки отрицательны в методике детского творчества.

Подводя итог, хочется подчеркнуть. – народная культура и детская культура, народное творчество и детское творчество ветви одного дерева жизни. Они взаимно дополняют , поддерживают и питаются соками друг друга. Это два прекрасных цветка добра, красоты, радости, вдыхая аромат которых, созерцая их, ухаживая за ними, взращивая их, человек может становиться  человеком и до конца своих дней стремиться и подниматься в гору духовного совершенствования.
Выступление на международной конференции «Русский язык как государственный», 5-6 июня 1997 год.
Бондарь Л., Бондарь О., учителя средней общеобразовательной школы №4 г Аши.


Рецензии