В поисках исторического Иисуса. Учение о Царстве

Иисус призывал людей покаяться в преддверии наступающего Царства, что значит изменить свою жизнь и начать следовать воле Божией, которая изложена в Торе, правильной интерпретации которой Иисус уделял очень большое внимание .
Когда к Иисусу подбежал человек с вопросом, что делать, чтобы «наследовать жизнь вечную», Он сначала перечислил некоторые из Десяти Заповедей (Мк10:17–22; Мф 19:16–22; Лк 18:18–23). В версии Матфея Иисус говорит: «Если хочешь войти в жизнь, соблюди заповеди» , т.е. вечная жизнь обретается через соблюдение Закона. По словам Иисуса, «скорее небо и земля прейдут, нежели одна черта из Закона пропадет» (Лк 16:16; Мф 5:18).
Иисус говорит, что Он пришел исполнить Закон, а его последователи должны соблюдать Закон даже лучше, чем книжники и фарисеи, если хотят войти в Царство Небесное (Мф 5:17, 19–20).
Иисус спорит с оппонентами о Законе и отмечает: «Не может нарушиться Писание» (Ин 10:34–35).
Однако, большинство христиан отвергали эту точку зрения. Первые христиане полагали, что для жизни вечной необходимо уверовать в смерть и воскресение Иисуса и отрицали, что соблюдение Закона способно принести жизнь вечную.Ведь если дело обстоит подобным образом, зачем явился и умер Иисус? Они полагали , что источником спасения является не Закон, а Иисус. Но тогда почему же сам Иисус обещает спасение тем, кто соблюдает Закон?
Для Иисуса как и для некоторых других его еврейских современников, были важны те заповеди Божии, которые он считал средоточием Закона: заповедь любить Бога больше всего на свете ( Втор 4:4–6) и заповедь любить ближнего как самого себя ( Лев 19:18).
Тому, кто соблюдает эти две заповеди, Иисус сказал :«недалеко ты от Царствия Божия»(Мк 12:28–34)
Ответ на вопрос,что это означает на практике и как должно проявляться в поведении, дает знаменитое описание Страшного Суда в Евангелии от Матфея. Иисус говорит, что, когда «придет Сын Человеческий во славе своей и все святые ангелы с ним» , он разделит все собравшиеся перед ним народы на две группы, как пастух отделяет овец от козлов. По правую сторону будут «овцы», которым Он скажет: «Придите… наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира». Они удостаиваются такой чести потому, что: «Алкал я, и вы дали мне есть; жаждал, и вы напоили меня; был странником, и вы приняли меня». На удивленный вопрос : «Когда мы видели тебя алчущим, и накормили? Или жаждущим, и напоили? Когда мы видели тебя странником, и приняли?» -Он ответит: «Так как вы сделали это одному из сих братьев моих меньших, то сделали мне» (Мф 25:31–40).
Затем он обратится к «козлам», стоящим по левую сторону, и проклянет их: «Идите от меня в огонь вечный, уготованный дьяволу и ангелам его...Алкал я, и вы не дали мне есть; жаждал, и вы не напоили меня; был странником, и не приняли меня; был наг, и не одели меня; болен и в темнице, и не посетили меня». А на свое изумление , что они никогда не видели этого царя царей, они услышат в ответ: «Истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали мне». И он отошлет их «в муку вечную», а праведников — «в жизнь вечную» (Мф 25:41–46).
Однако, последующие христиане ,особенно Павел ( 1 Фес 4:14–18) утверждали, что в Царство входят по вере в Иисуса. Иисус же говорит, что всякий, кто хочет войти в будущее Царство Божие, должен следовать главному в Торе, главному, чего хочет Бог, — любить других людей как самого себя.
В наши дни часто полагают, что надо вести себя хорошо во имя общественного блага: лишь так мы сможем ужиться в нашем долгом совместном пути. Иисус не считал, что будет долгий совместный путь: Конец близок! К Концу надо готовиться! Этика Иисуса направлена не просто на оздоровление общества: люди должны были вести себя правильно с тем, чтобы при явлении Сына Человеческого оказаться среди избранных и войти в Царство, а не отправиться на вечные муки или уничтожение. Мотивы этой этики были апокалиптическими. Любые попытки перенести ее на иную, неапокалиптическую почву, вырывают ее из контекста, как если бы контекст не имел значения.

Практически не вызывает сомнений, что конец века сего и явление Сына Человеческого Иисус ожидал еще при жизни своего поколения(Мк 9:1;13:30). Вот почему в ранних слоях традиции Иисус настойчиво призывает слушателей «стоять на страже» и готовиться. Он учит: никто не знает точно, когда наступит конец, но наступит он очень скоро, а потому нужно следить, чтобы он не застал врасплох: «Смотрите, бодрствуйте, молитесь, ибо не знаете, когда наступит это время. ...бодрствуйте, ибо не знаете, когда придет хозяин дома... чтобы, придя внезапно, не нашел вас спящими. ... говорю всем: бодрствуйте.»(Мк 13:33–37).
Сходные высказывания можно найти в Евангелии Мф 24:43–44, 48–50; 25:13 и Луки 12:36, 39–40, 45–56: Конец близок, и к нему нужно готовиться . Иисус делал оговорку: в какой-то степени, пусть небольшой, Царство Божие присутствует здесь и теперь. Это не противоречит предсказанию о том, что оно наступит с явлением Сына Человеческого: перед нами лишь логическое следствие Иисусова учения о будущем Царстве. Те, кто идут за Иисусом и следуют его призывам, могут ощутить, какой будет жизнь в Царстве. В Царстве не будет войн — и ученики Иисуса призваны быть миротворцами уже сейчас. В Царстве не будет ненависти — и ученики Иисуса призваны любить всех уже сейчас. В Царстве не будет несправедливости и угнетения — и ученики Иисуса должны уже сейчас бороться за права угнетенных. В Царстве не будет голода, жажды и нищеты — и ученики Иисуса уже сейчас должны помогать бедным и бездомным. В Царстве не будет болезней — и ученики Иисуса уже сейчас должны заботиться о больных.
.
Следуя учению Иисуса, основанному на интерпретации Торы, люди начинали воплощать идеалы Царства в настоящем.Вот почему Иисус уподобляет Царство крохотному горчичному зернышку: будучи самым маленьким из семян, оно вырастает в большой куст (Мк 4:30–32). Именно таково Царство: начало его в служении Иисуса — неяркое и неброское, но оно будет грандиозным при явлении Сына Человеческого, когда начнется новая эпоха.

Если задать вопрос: Есть ли «учение Христа»? Если есть, то в чём оно заключается?
Не выдают ли верующие высказывания Павла или свои собственные за учение Христа? — дать однозначный ответ очень трудно.
Иисус  говорил, что пришёл не нарушить Закон, но исполнить (Мф. 5, 17). Его Учение - это Писание.Его цель- донести до людей истинный смысл и раскрыть глубину той Торы, которую Бог дал на Синае.
Споры Иисуса с фарисеями касались лишь того, что они вводили небиблейские предания старцев (Мк 7:1-23). Все остальное, что приписывают Ему, ничто иное, как желание вложить в Его уста то, о чем Он даже не помышлял.
16 Иисус, отвечая им, сказал: Мое учение - не Мое, но Пославшего Меня;
17 кто хочет творить волю Его, тот узнает о сем учении, от Бога ли оно, или Я Сам от Себя говорю. (Иоан.7:16,17)
Иногда можно увидеть, как «учением Христа» называют неоднозначные высказывания Павла .Если Сам Христос говорил, что нет у Него своего учения, что уж говорить о Павле, слова которого двусмысленны и иносказательны?
Если судить об учении Иисуса , исходя из Его «дискуссий» с оппонентами,образы которых (книжники и фарисеи), изображенные в Евангелиях, карикатурно искажены в целях полемики и потому весьма далеки от исторической реальности, вопросов и сомнений возникает еще более.
Фарисеям не нравилось поведение Иисуса — его пренебрежительное отношение к обрядовым законам, его неуважение к словам «мудрецов», его общение с мытарями , сомнительными женщинами...Но Он не проповедовал и не делал ничего, что могло бы вызвать сопротивление и ненависть с их стороны , и критика фарисеев по существу не отличается от их же самокритики .
Если рассматривать в отдельности большинство Его высказываний, каждому из которых можно найти аналог в ВЗ, вопрос об Учении Иисуса еще более усложняется.
К тому же, Иисус ошибся, и дата «светопреставления» передвинулась на неопределенный срок...
И тогда напрашивается вопрос: почему же имя Иисуса Христа не потонуло среди имен других сектантов, проповедовавших близкий конец света? Как объяснить веру второго, третьего и последующих поколений христиан?

Ответ же заключается в следующем: в учении Иисуса, кроме апокалипсических, существовали еще и эволюционно-нравственные тенденции. Именно эта двойственность Его учения и спасла христианство. Наряду с эсхатологическими сентенциями, Иисус призывал к созданию другого Царства Небесного — Царства Собственного Духа. Принимая апокалипсические теории своих современников, Иисус призывал к самосовершенствованию, а не к пассивному ожиданию грядущего эона. Говоря о кончине мира, Иисус вместе с тем был автором Нагорной проповеди. Его Учение, если кратко,это учение о Царстве . Он заявлял, что Царство Божие уже наступило, что всякий человек носит его в себе и может, если достоин, наслаждаться им, что оно создается прежде всего в сердцах людей посредством искреннего чувства (Мф.6:10,33; Мк.12:34; Лк.12:31; 17:20-21). Вот почему учение Иисуса не затерялось и стало основой для возникновения новой Великой религии.

Учение Иисуса Христа в НЗ выражено в виде отдельных высказываний,проповедей и притч. Его деяния ( чудеса, исцеления, воскрешения) и Его образ жизни также рассматриваются как выражения учения. Основное содержание учения Иисуса сосредоточено в Нагорной проповеди ( Мф.5 глава), которая представляет сборник Его речений , воспринимаемый как кодекс христианской нравственности. Открывается проповедь Заповедями Блаженства (Мф. 5:3—12), которые неразрывно связаны с Царством Божиим.Эти Заповеди, согласно христианскому вероучению, дополняют десять заповедей Моисея, которые ограничиваются тем, что запрещают делать то, что греховно, в то время как Заповеди блаженства учат тому, как можно достигнуть христианского совершенства, показывая ,какими душевными качествами должны обладать христиане, чтобы приближаться к Богу . Следование этим качествам при земной жизни ведёт к вечному блаженству в последующей вечной жизни в Царстве Божиим. Учение о Царстве, об индивидуальной морали -ключ к пониманию Проповеди Иисуса.
Иисус учит здесь о том , что необходимо духовно переродиться, чтобы создать на земле Царство Божие, этот потерянный людьми рай, и тем приготовить себе блаженство вечной жизни в Царстве Небесном. Это Царство является эсхатологическим Царством грядущего, и в то же время -это Царство,начало которого могут ощутить в себе те, кто уже сегодня начинают жить по законам Бога.
Иисус учил евреев тому, как правильно настроиться, чтобы не нарушать заповеди Торы и добиться реальной праведности в глазах Всевышнего. В Нагорной проповеди Иисус подтвердил преемственность Его учения от учения Танаха. При этом Он делает акцент не на внешнюю религиозность, а на внутреннее состояние человека
Счастливы нищие духом, плачущие, кроткие, алчущие и жаждущие правды, милостивые, чистые сердцем, миротворцы и изгнанные за правду (Мф 5 и Лк 6 ), так как они обретут ЦБ.
Иисус поздравляет Своих учеников и последователей с тем, что, с обычной точки зрения, выглядит скорее бедой или наказанием, чем поводом для поздравлений, потому что с наступлением Божьего правления происходит великий эсхатологический переворот:все, что так дорого людям, теряет всякую ценность, но утверждаются ценности вечные, божественные, которые раньше часто бывали у людей в пренебрежении.Несмотря на земные лишения и страдания, на которые их обрекает бедность и угнетенное положение, их должна переполнять великая радость: они уже избраны Богом.
Поздравления Иисуса обращены прежде всего, к Его ученикам, к тем Двенадцати, которые всё оставили ради Него, ради следования за Ним.
Но для того, чтобы помощники могли умно и эффективно выполнить свою работу, их нужно сначала научить. И Иисус в Нагорной проповеди наставляет и учит Своих учеников в Своем благовествовании, которое они должны понести людям. В рассказе Луки о Нагорной проповеди это выступает еще яснее, чем у Матфея, потому что Нагорная проповедь следует непосредственно за избранием двенадцати (Лк 6:13).
Один богослов и назвал Нагорную проповедь «проповедью по случаю посвящения в сан Двенадцати». Иисус произнес перед двенадцатью учениками проповедь, перед тем, как они приступили к исполнению своей задачи. Нагорная проповедь — это изложение Иисусом сути Своего учения кругу Своих учеников.
Нагорная проповедь — это не просто одна отдельная проповедь, которую Иисус произнес в определенном месте; это как бы «конспект» Его последовательного наставления учеников.Поэтому Нагорная проповедь- это краткое изложение официального христианского учения.
Возвращаясь к «блаженствам», следует еще раз заметить, что они отражают с одной стороны, апокалиптические представления Иисуса о наступлении Царства Божьего, а с другой - то, что оно уже наступает, что не многие, а лишь некоторые могут вкусить частично уже здесь и сейчас.
Вот как интерпретирует заповеди блаженства Баркли «О блаженство человека, который осознал свою полную беспомощность и который полностью доверился Богу, потому что только так он может оказать Богу то абсолютное повиновение, которое сделает его гражданином Царствия Небесного!» (Мф 5:3) (Царства, которое наступит в конце века , но уже начинает проявлять себя в душе человека сегодня)
«О блаженство человека, чье сердце разбито страданиями мира и своими грехами, потому что из скорби он обретет радость Божию!»(Мф 5:4)
«О блаженство человека, который гневается в нужное время и никогда не гневается беспричинно; который полностью контролирует каждый свой инстинкт, каждый свой порыв и каждую свою страсть, потому что его самого направляет Бог; который достаточно скромен, чтобы осознавать свое незнание и свою собственную слабость, потому что такой человек — царь среди людей!»(Мф 5:5)
«О блаженство человека, жаждущего полной правды, как алчет пищи умирающий с голода, а погибающий от жажды жаждет воды, ибо такой человек получит подлинное удовлетворение».(Мф 5:6) ….
он обретет радость Божию!»(Мф 5:4)
«О блаженство человека, который гневается в нужное время и никогда не гневается беспричинно; который полностью контролирует каждый свой инстинкт, каждый свой порыв и каждую свою страсть, потому что его самого направляет Бог; который достаточно скромен, чтобы осознавать свое незнание и свою собственную слабость, потому что такой человек — царь среди людей!»(Мф 5:5)
«О блаженство человека, жаждущего полной правды, как алчет пищи умирающий с голода, а погибающий от жажды жаждет воды, ибо такой человек получит подлинное удовлетворение».(Мф 5:6)

продолжение следует


Рецензии