О праздниках и не только...

               
                «Пра;здник — отрезок времени, выделенный в календаре в честь чего-либо или кого-либо, имеющий сакральное значение и связанный с культурной или религиозной традицией» (Википедия)
 
              Термин «сакральное значение», очевидно, свидетельствует о том, что «праздник» — это некий мифологический символ. Каждый год мы празднуем «Дни рождения» (и свои собственные, и своих близких), а также «Новый год», «8 марта», 1 мая», «Рождество», «Пасху», и ещё что-нибудь в этом роде. Торжественно поднимаем бокалы вина и радуемся чему-то, как дети! Но ведь даже ребёнку понятно, что родились мы только однажды; и Иисус Христос, если он действительно существовал, родился примерно две тысячи лет назад, а затем был распят и «воскрес» из мёртвых (хотя и не факт!). Но ведь празднуем мы его воскресенье не только ежегодно, но даже еженедельно, так как у нас есть день недели под названием «воскресенье»! А ещё мы «чтим» юбилеи знаменитых писателей, учёных, политических деятелей, фирм, сообществ, народов и стран. Празднуем свадьбы, включая «золотые» и «бриллиантовые», поминаем умерших... А ещё — «день строителя», «день учителя», «день агронома»… Отдавая  дань памяти тому, что когда-то произошло, мы называем это «культурной традицией». Некоторые из праздников приобрели «высокий статус» выходных дней, то есть, поощряются государством. Остальные — на усмотрении граждан!

 О христианских праздниках стоит поговорить чуть подробнее. Никто ведь точно не знает, когда родился Иисус Христос и когда он «воскрес»! «Информацию» о нём мы черпаем только из Евангелий, а они писались, «утверждались» или «отсеивались», по крайней мере, на протяжении века. Поначалу христиане Иудеи «отмечали» Пасху на 14-й день месяца нисана, практически одновременно с еврейской Пасхой (Песахом). Песах — это символический «агнец Божий», которого евреи закалывают в знак благодарности Богу за то, что тот вывел их из египетского плена). Логика была очевидна. Ведь, согласно Евангелиям, Иисус Христос пришёл в Иерусалим со своими учениками именно для того, чтобы отпраздновать Песах; именно тогда провёл Тайную вечерю и установил таинство Причастия; именно тогда был схвачен и распят в пятницу накануне шаббата (субботы). А на следующий день после субботы исчез из своей могилы и, как объяснили ангелы, «воскрес», улетев на Небо!

                Несколько веков в «христианском мире» царил бардак! Календарей было много. Первый Вселенский собор в Никее в 325 году постановил «чествовать» Пасху в первое воскресенье сразу вслед за полнолунием, которое наступает после дня весеннего равноденствия 21 марта. Однако позднее было замечено, что из-за неточности юлианского календаря, «пасхальные» полнолуния «дрейфуют» относительно астрономических, и этот «дрейф» может приводить к несоблюдению Великого Поста, что считается «великим грехом». Напомню, что Юлианский календарь был разработан александрийскими астрономами, назван в честь Юлия Цезаря и введён в обиход в 46 году до нашей эры.

                Уже заметно позднее римский астроном Алоизий Лилиус, а после его смерти, Христофор Клавиус, по поручению римского папы Григория XIII, провели вычисления и составили изумительный по точности календарь. Погрешность в одни сутки «накапливается» в нём примерно за 10 тысяч лет, в то время как в юлианском — за 128 лет. Григорий XIII ввёл этот новый календарь в октябре 1582 года взамен старого юлианского, и с тех пор его называют «Григорианским». Несмотря на жуткое сопротивление и со стороны иерархов церкви, и со стороны государей, «правда науки» всё же завоевала сердца попов и простых мирян в течение «каких-нибудь» трёх-четырёх веков! Однако, не всех! Основной аргумент возражения был таков: Пасха по Григорианскому календарю иногда наступает раньше, чем еврейский Песах, а это противоречит библейской легенде.
 
                И всё же нынче Григорианский календарь используется практически во всех странах мира, а также почти во всех католических, протестантских и даже большинстве православных церквей. Христианские праздники по Григорианскому календарю теперь отмечают православные церкви: Константинопольская, Антиохийская, Александрийская, Болгарская, Румынская, Кипрская, Албанская, Элладская, Чешских земель и Словакии. Юлианский календарь продолжают «чтить» Русская православная церковь, Иерусалимская, Грузинская, Сербская, Македонская и Польская (да, да! в Польше есть и православная церковь, хотя абсолютное большинство верующих поляков — католики). Сегодня Григорианский и Юлианский календари «сдвинуты по фазе» на 13 дней. В наше время некоторые страны пользуются ещё и «Новоюлианским» календарём, который даже точнее Григорианского, и практически совпадает с ним.

                На Руси и в России до «петровской» эпохи пользовались исчислением «от сотворения мира». 19 декабря в 7208 году «от сотворения мира» Пётр I издал указ: Отныне считать 31 декабря 7208 года Первым января 1700 года, а далее исчисление вести по юлианскому календарю! И только в 1918 году решением Совета народных комиссаров в России (тогда ещё не было СССР) был введён Григорианский календарь.

              Сегодня в России, несмотря на то, что все граждане уже более века живут по Григорианскому календарю, христианские праздники они продолжают «отмечать» по Юлианскому, то есть, предпочитают действовать "по указке» РПЦ".
 
             Между прочим, ошибки юлианского календаря, а также правило «расчёта Пасхи» по солнечно-лунному календарю, иногда приводят к таким чудесным «явлениям», как совпадение дат празднования Пасхи по обоим календарям. Например, 24 апреля 2011 года, 20 апреля 2014 года и 16 апреля 2017 года и католики, и протестанты, и все православные «отмечали» Пасху одновременно. В грядущем 2025 году это случится 20 апреля!

               А, может быть, это происходит «по воле Божьей»? (Шучу!)
 
   


Рецензии