НебрюллОв. Зарисовка

                „Главная трагедия в жизни — прекращение борьбы.“
                — Николай Алексеевич Островский

Было это в то советское время, когда жёсткая цензура была и в оформлении музеев. Они, эти, порой невежды, решали не только, какие картины выставлять, но и порядок их размещения в залах. Не был исключением и Русский музей в Ленинграде, в котором служила экскурсоводом знакомая нашей семьи – Наталья Павловна. Как-то мы с женой заехали к ней на работу, и Наталья предложила провести нас по музею, рассказать подробно о произведениях искусства находящихся в нём.

Мы переходили от картины к картине. Морские пейзажи Айвазовского, галерея портретов Брюллова, и ещё множество картин великих живописцев прошлого.

Вот, мы подходим к табличке, на которой стрелкой показано направление в залы "Искусство советского периода". Узкий коридор с окнами, выходящими во двор музея. Четыре ступеньки вниз, и попадаешь в большой выставочный зал. У входа большая картина, на которой изображена сцена из жизни простых тружеников. Лица, лица, лица. И, как же они всё-таки отличались от лиц выписанных художниками, картины которых мы видели, проходя по предыдущим залам.

Мы с женой вопросительно посмотрели на Наталью.

Она, показывая на эту картину, произнесла с грустной улыбкой, понизив голос:
- Каждый раз, когда посетители входят в этот зал, у них, как и у вас теперь, возникает вопрос: "На лицах людей, на полотнах живописцев прошлого читаешь удовольствие жить. Но почему же на современных картинах у народа, даже если они и улыбаются, на рожах написана такая решимость идти в бой? И не важно, за что, а кого бить, тебе подскажут". И если я вижу, что аудитория такая, что можно, позволяю себе пошалить. А вы на свои взгляните.

PS.
Теперь время иное и нет цензуры. Ну, а лица...

Репродукции с картин:
"Итальянский полдень(Итальянка, снимающая виноград)" Живописец Брюллов.
"Герои у нас (Ударник)" Художник Адливанкин.


Рецензии
решимость у многих сменилась усталостью, унынием и даже жестокостью
время диктовало решимость( враги- явные и навязанные, отстаивание завоеваний социализма- шло сначала на "ура" - пока ни прозрели)

а картин было много раньше и других- возьмите Ван Гога - его серию работ , когда он сам трудился в шахте
кто в чём варился- то и живописовал
а картины с решимостью в лицах- явно заказная работа. Для плаката, для стенда и пр и др
сравнивать- вообще вещь неблагодарная. Можно досравниваться

я была в Русском музее в 2013 году.Там много чего есть. И удовольствие на лицах- маленькая толика

Исабэль   03.02.2024 10:28     Заявить о нарушении
Спасибо Исабель! Хорошо написали!
Но это лишь эссэ, рассуждение автора.
Здесь нет осуждения всем понаехавшим, лишь тем, кто не принял этот город в себя. Конечно сейчас жители города во многом отличаются от тех, старых Ленинградцев. Да и мир поменялся. Сегодня наврядле найдёте питерского школьника, который, прогуливая школу шёл посещать музей. А мы ходили...

Но хорошо, что моя зарисовка не оставила Вас равнодушной.

Эгрант   03.02.2024 10:46   Заявить о нарушении
Это был ответ на вашу, Исабель, рецензию про ленинградцев.

Эгрант   03.02.2024 10:47   Заявить о нарушении
Что же касается Русского музея, то тут вы по своему правы.
Но моя миниатюра относится к другому времени и это зарисовка случая, который действительно имел место.
Вы, наверно, невнимательно прочитали начало. Речь идёт о расстановке картин.
Ну, а в остальном вы конечно же правы, что картиныбывают разные.

Эгрант   03.02.2024 10:51   Заявить о нарушении
конечно
наверно, срабатывает наша страсть обобщить, сделать заключение, выводы

Исабэль   03.02.2024 13:45   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.