Эразм Роттердамский

Эразм Роттердамский родился 27 октября, вероятно, в 1466 году. Его отец
был родом из Гауды, маленького городка недалеко от Роттердама, и после некоторого обучения в школе, там и промежуток времени, в течение которого он был певчим в Утрехте Кафедральный собор, Эразма отправили в Девентер, в главную школу в городе город, который был пристроен к церкви Святого Лебуина. Возобновившийся интерес классическое обучение, начавшееся в Италии в четырнадцатом веке, тогда ещё почти не ощущалось в Северной Европе, и в образовании по-прежнему доминировали требования философии и теологии, которые
рассматривается как высшая отрасль знания. Была достигнута очень высокая степень утонченности в мышлении и аргументации, и для того, чтобы
молодой студент мог быть подготовлен к выходу на эту арену, было необходимо
чтобы он с самого начала был обучен ее требованиям. В результате в
школах мало внимания уделялось форме, в которой
мысль была выражена при условии, что мысль была правильной: в заметном
контрасте с классическим идеалом, в котором подчеркивалась важность
выражения, в справедливой оценке того факта, что мысль, выраженная в
неясные или неадекватные слова не доходят до человеческого разума. Средневековая позиция
была результатом реакции против духа более поздних времен
классики, которая принесла материю в жертву форме. И теперь
маятник снова качнулся назад в новой попытке скорректировать претензии соперника. Образование, которое Эразмус получил в Девентере, все еще находилось в рабстве у
средневековый идеал. Греческий был практически неизвестен, а на латыни все, что
требовалось от студента, - это достаточное владение начатками
грамматики, чтобы он мог каким-то образом выражать различия и утонченности
мысли, которым его обучали. Тонкости учености и
обширный словарный запас были ему не нужны, и ими пренебрегали.
С материальной точки зрения образование также было затруднено. Печать
только начинается, и там было немного, если таковые есть, учебники есть.
Лекции и уроки все-таки оправдывала свое имя чтений; для мальчиков
сидели в классе, столпившись вокруг своего учителя, старательно переписывая
слова, которые срывались с его губ, независимо от того, диктовал ли он главу из
грамматики с ее правилами акциденции и синтаксиса, или, на более позднем этапе,
отрывок из латиноамериканского автора с его собственными или традиционными комментариями.
Их канон классики сильно отличался от нашего; вместо
упрощенных Цезаря или Овидия, которые сейчас предлагаются школьнику,
Теренс занимал принципиальную позицию, имея первостепенное значение для
эпоха, когда ученые все еще говорили на латыни. Фрагменты историков
были прочитаны скорее из-за их житейской мудрости, чем из-за их истории; Плиния
Старшего за его естественные науки и Боэция за его математику; и
за поэтические нравоучения Катона и Баптисту Мантуанского, "христианина
Вергилий.

В этой атмосфере прошли ранние годы Эразма; но от некоторых из его наставников
он уловил дыхание новой жизни, пришедшей из Италии, и
этого он никогда не терял. К 1485 году, вскоре после того, как он покинул Девентер, оба его
родителя умерли, и несколько лет спустя его убедили поступить в
монастырь Стейн, недалеко от Гауды, дом августинских каноников. Жизнь
в этом не было ничего гениального для него; ибо, хотя у него было время читать столько,
сколько ему хотелось, его темперамент не соответствовал точности и
регулярности религиозных обрядов. Возможность для побега представилась
сама собой, когда епископ Камбрейский, влиятельный священнослужитель, стал
запрашивать секретаря-латиниста. Эразм Роттердамский, который уже стал очень
легкий с его пера, были получены пост и в течение года или более разряжен
своих обязанностей.

Наконец, в 1495 году он убедил епископа, чтобы выполнить желание, которое он имел
долго вынашивал, и отправить ему стипендию в университет. Он пошел к
Париж и начал читать для получения степени доктора богословия. Но курс обучения
был слишком ограниченным, и поэтому он использовал свою возможность для более широкого самообразования
зарабатывая на стипендию епископа, набирая учеников. Это была
тяжелая жизнь, и у него было слабое здоровье; но он не отступал от
своей задачи, выполняя ровно столько оплачиваемой работы - и не более - чтобы поддерживать себя в живых
и покупать книги. В 1499 году один из его учеников, молодой англичанин, лорд
Маунтджой, привез его погостить в Англию, а осенью отправил его
на месяц или два в Оксфорд. Там он познакомился с Колетом, человеком из
сильный характер и интеллект, который придал новый импульс изучению Библии.
благодаря исторической трактовке. Энтузиазм Коле воодушевил
Эразма в том направлении, к которому он уже был склонен; и когда он
вернулся в Париж в 1500 году, это было с решимостью приложить всю свою
энергию к изучению классической литературы, и особенно к изучению
Богословие, которому в открывающемся перед ним новом мире все еще предстояло стать
королевой наук. В течение следующих четырех лет он усердно работал, сам учил
Греческий и читал все, что мог найти, в Париже или, когда
чума гнала его оттуда, в Орлеане или Лувен. По 1504 период
подготовка была закончена, и плодотворного сезона удалось. Его первый
предприятие в теологии для печати в 1505 некоторые аннотации на новые
Свидетельство Лоренцо Валла, итальянского гуманиста XV века
с критическими чей темперамент у него было много сочувствия.

Вскоре после поездки в Англию принес ему то, что он давно
желал, возможность поехать в Италию. Он отправился в путь в июне 1506 года в качестве
руководителя учебы двух мальчиков, сыновей врача Генриха VII.
После получения степени доктора философии в Турине в сентябре он поселился в
Болонье со своими подопечными и работал над книгой, которая была у него в руках
в течение нескольких лет, и образец которой он уже опубликовал в 1500 году.
Этой книге "Адагия" он был обязан огромной известностью, которую приобрел
по всей Европе, еще до того, как были опубликованы какие-либо работы, на которых сейчас покоится его репутация
. Его схема представляла собой сборник пословиц
высказывания и аллюзии, которые он иллюстрировал и объяснял таким образом,
чтобы сделать их полезными для тех, кто хотел изучать классику и
пишите элегантной латынью. В наши дни лексиконов и словарей значение
Адагии ушло в прошлое; но для эпохи, которая придавала большое значение
латинскому языку и не располагала достаточным аппаратом для использования, книга была отличным
приобретение. Когда Альдус опубликовал ее в Венеции в 1508 году, она была встречена с энтузиазмом
и на протяжении всей своей жизни Эразм выпускал издание за изданием
, дополняя и дополняя книгу, которую публика всегда была
готова купить.

Из Венеции Эразм отправился в Рим, где ему оказали лестный прием.
и, хотя он был северянином, гуманисты Европы признали его равным себе.
Италия. На него оказывали давление, чтобы он остался, но смерть Генриха VII принесла ему
приглашение вернуться в Англию от имени Уорхэма, архиепископа
Кентербери и его старый покровитель Маунтджой, который громко восхвалял
"божественного" молодого короля.

Когда он торопливо ехал на север, его деятельный мозг погрузился в сочинение
сатиры на жизнь, которую он видел вокруг себя. Он был проницательным наблюдателем, и его
личное обаяние обеспечило ему доступ в залы великих; в то время как
горький опыт показал ему жизнь бедных и нуждающихся. Его
сатира "Восхваление безумия" безжалостно обрушивается на обман
которым подвержены человеческие слабости, обнажающие их наготу. Высокие и
низкие, богатые и бедные, одинаково страдают, поскольку Безумие потешается над ними. Есть
было много в жизни будущего века, который призывал к осуждению, как это было
была в прошлом и будет в будущем. В неподготовленных устах порицание
легко перерастает в оскорбление и теряет свою остроту: Эразмус с его талантами
юмора и экспрессии привлек внимание общественности и заставил людей задуматься.

В Англии, где он провел следующие 1509-14 годы, Эразм начал
великую работу своей жизни - издание Нового Завета и
Письма Джерома. Он проводил время между Кембриджем и Лондоном, и
его друзья делали все возможное, чтобы поддержать его. Warham вручил ему
с живым--Олдингтона в Кент, а затем, как Эразм Роттердамский не мог находиться
и исполнять обязанности приходского священника, позволил ему уйти в отставку и
получать пенсию из жизни-в нарушение собственной строгой
регулирования. Маунтджой назначил ему еще одну пенсию, а Фишер, епископ Рочестерский
, отправил его в Кембридж и предоставил комнаты в Квинс-колледже.
Некоторое время он занимал должность профессора богословия, основанную в Кембридже, как
в Оксфорде леди Маргарет Тюдор, матерью Генриха VII. Но преподавание
не было его даром. Другие могли бы вдохновлять студентов, сидя на преподавательском стуле:
его талант мог просветить учителя только через его книги.

Наконец пришло время публиковаться. По счастливой случайности, если не по замыслу
, он вступил в отношения с Джоном Фробеном из Базеля, который вместе с
тремя сыновьями своего покойного партнера, Джоном Аморбахом, печатал произведения
он усердно учился, вкладывая в это всю свою энергию, особенно Отцы. В июле 1514 г.
Эразм отправился в путь и после триумфального продвижения по Германии устроил
его везде принимали, и он поселился в Базеле, чтобы ознакомиться с Иеронимом и Новым
Заветом через прессу. К 1516 году они были завершены, и Эразмус
добился - почти запоздало, поскольку его первым проектом была
серия аннотаций, подобных аннотации Валлы, - работа, которая сделала его имя
великим.

Марк Паттисон говорит об Erasmus, что он выдвинул проблему критического изучения
, но сам ничего не сделал для ее решения. Под критическим изучением
подразумевается изучение оснований, на которых основывается обучение. В юности
мы некритичны и принимаем как Цезаря или Ливия книги, из которых мы
читать этих авторов; но по мере накопления опыта мы узнаем, что копия
не всегда верное представление о ее оригинальный, и с этим даже
хотя есть маленький восприятие изменений и шансы через
о том, какие рукописи прошло, первый урок критики было
узнал.

Проблему можно сформулировать так: ни в одном отдельном случае не сохранился автограф
рукопись классического автора: в наших знаниях о произведениях
прошлого мы зависим от рукописей, написанных более поздним временем. Только
редко интервал там менее чем 300 лет между смертью автора
и самая ранняя из дошедших до нас рукописей его произведений; в очень многих случаях
прошло 1000 лет, а в крайних случаях - Софоклу и
Аристофану - 1400. Поэтому возникает вопрос, насколько наши
рукописи отражают то, что было написано изначально? и это работа
ученых - сравнивать существующие рукописи, оценивать их
относительную ценность и то, где они отличаются, чтобы определить, если возможно, что
на самом деле написал автор.

Рукописи Нового Завета, которые ученые изучили и
сопоставили, в настоящее время исчисляются сотнями. Эразм был доволен своим первым
издание с двумя, предоставленными ему Коле из библиотеки собора Святого Павла
, и несколькими малоценными, которые он нашел в Базеле. И хотя
в последующие годы он сравнил один или два больше, работа не
высокий уровень стипендии. Однако он сделал достаточно, для
его возраст. До Эразма люди привыкли читать Новый Завет на
Латыни; после 1516 года ни один компетентный ученый не мог довольствоваться ничем, кроме
греческого. Но хотя приоритет на самом деле принадлежит Erasmus, необходимо отметить
что греческая версия уже была напечатана в январе 1514 года
в многоязычной Библии, изданной по приказу кардинала Хименеса в
Алькале в Испании. Однако по определенным причинам это великолепное издание было
выпущено в обращение только в 1520 году.

К этому времени Эразм достиг своей высшей точки. Шли годы.
его деятельность не ослабевала, его слава росла, а материальное положение
достигло уровня, на котором он был намного выше нужды и мог свободно удовлетворять свои
щедрые порывы. Но возникло облако, которое осенило их; и
когда он сломался, долго после смерти Эразма-это захлестнула Европу. В
причины, вызвавшие это, не были новыми. На протяжении веков серьезные и
религиозные люди - в том числе и сам Эразм - протестовали
против зла в Церкви. В декабре 1517 года Мартин Лютер, монах из
Виттенберг, вызвал переполох, осудив ряд доктрин и
практики Церкви; и когда папа отлучил его от церкви, продолжил
публично сжечь папскую буллу со всеми признаками неуважения. Из-за этого он
был подтолкнут оппозицией и угрозой преследований, которым он противостоял
с неукротимым мужеством, заняв позицию полной враждебности к Риму;
стремясь разрушить его извечные институты и отстаивая
право личности приближаться к Богу через посредничество Христа
только вместо посредничества священников: личность, как неизбежный
следствие, заявляющее о праве частного суждения в вопросах религии
вместо того, чтобы склоняться перед догмой, основанной на авторитете Церкви из глубины веков
прошлое.

Эти выводы вызывали отвращение у Эразма. Он был полностью за реформы, но насильственный
разрыв с прошлым казался ему чудовищным средством. Он всегда
пользовался, хотя и не всегда заявлял, правом думать для
сам; но он бы никогда не мечтал, что так же свободно
невежественные или разучился. Целью его жизни было приумножение
знаний в уверенности, что из этого обязательно придет реформа; но
форсировать реформу, апеллируя к страсти, разрешать религиозные
трудности, апеллируя к эмоциям, было для него безумием.

Идеалы Эразма и Лютера были непримиримы, и вскоре между ними возникла горечь
. С обеих сторон на Эразма обрушились с неизмеримой яростью
. Строгие католики называли его еретиком, лютеране -
трус. Но на протяжении всех этих бурных лет он ни разу не дрогнул. В конце концов, он
все еще преследовал идеал, к которому стремился в начале своей общественной карьеры
- реформы, основанные на знаниях. Он дожил до того, чтобы увидеть некоторые из
бедствий, которых он боялся в результате поощрения
беззаконных страстей - крестьянского восстания в 1525 году и ужасов анабаптистов
в Мюнстере десять лет спустя. Если бы он мог предвидеть ход событий в
следующем столетии, у него не было бы недостатка в примерах, с помощью которых можно было бы утвердить
свою мораль.

После 1516 года Эразм вернулся в Англию, а затем, через несколько недель
поселился в Нидерландах, сначала при брюссельском дворе, где он был
назначен советником молодого эрцгерцога Карла; а затем в
Университете Лувена. Он был неусыпно занят работой: новое издание
Нового Завета разрабатывалось в течение нескольких недель после публикации
первого. Это появилось в 1519 году, после того, как Эразм отправился в Базель
летом 1518 года, чтобы помочь с печатью. Осенью 1521 года он
решил вообще переехать в Базель, чтобы избежать нападений
лувенских богословов и быть рядом со своими печатниками. На следующие несколько лет он был правой рукой Фробена, редактируя Отцов Церкви в одной большой серии томов за другим и не щадя его здоровья.
Именно в этот период появилась одна из самых известных его работ,
_Коллектив_, достигший зрелости. Впервые они были написаны в Париже для ученицы в качестве вежливой формы обращения при встрече и расставании. В своей окончательной форме они представляют собой серию живых диалогов, в которых персонажи, часто слегка замаскированные, с легкостью
и юмором обсуждают животрепещущие вопросы дня. Во все последующие времена они были любимой книгой для
школьное чтение; и некоторые строки Шекспира являются отголоском Эразма.

В 1529 году религиозные разногласия вынудили его покинуть Базель, и он нашел убежище в Фрайбурге, в Брайсгау, который все ещё не был тронут Реформацией.
Там он продолжал работать в перерывах между тяжелой болезнью; его мужество никогда не покидало, его утешала привязанность друзей. В 1535 году
он снова вернулся в Базель, чтобы быть под рукой при печатании работы по
проповеди "Екклезиаст", которой он посвятил свои недавние усилия;
и тут смерть, которая в течение двенадцати лет казалась недалекой, настигла
его 12 июля 1536 года.


Рецензии