В поисках идентичности

               

    Употребление термина «идентичность» стало общепринятым и даже привычным. В настоящее время оно фигурирует в общественных и точных науках, в философии и культурологии, применяется и в междисциплинарных исследованиях. 
     Что такое идентичность?
     Идентичность — это своего рода паспорт нашей личности, который описывает вас как уникального индивида. Идентичность может быть разной: культурной, гендерной, профессиональной и так далее. Но всегда это совокупность черт, которые делают нас именно нами.
    На формирование идентичности влияют множество факторов: семья, образование, общество, друзья и даже случайные встречи. В ходе становления этнокультурной, социокультурной идентичности у человека происходит формирование представлений о себе как имеющем отношение к определённому типу культуры, национальному менталитету, а также месту и времени жизни. В данном процессе отражается наша способность установить и осознать собственную специфику, непохожесть, определить (а иногда и сохранить) собственное лицо.
     Многие думают, что идентичность — это что-то постоянное и неизменное. Однако это далеко не так. Наша идентичность — это динамическая система, которая меняется со временем, обстоятельствами, даже сменой места жительства. Хотите пример? Вспомните себя десять лет назад. Скорее всего, что-то изменилось: убеждения, вкусы, круг общения. Идентичность всегда динамична и никогда не достигает завершённости, изменяясь в соответствии с новыми жизненными реалиями.
   Помимо внешних факторов, на идентичность влияют и внутренние процессы. Часто люди в ходе самопознания приходят к переосмыслению себя, своих ценностей и мировоззрения.  Эти изменения являются знаком роста и развития. Эмоции, переживания, даже кризисы — все это является ингредиентами нашей уникальной идентичности.
    Принято различать личностную и коллективную идентичность.
    Личностная идентичность – это переживаемое человеком ощущение тождества его личности, её единства, несмотря на все изменения, происходящие с течением времени.
    А коллективная идентичность – это чувство принадлежности индивида к тому или иному коллективу, обществу.
    Примером коллективной идентичности является национальная идентичность, с которой тесно связана идентичность национально-культурная.
    Национальная идентичность – это переживаемое индивидом чувство принадлежности к той или иной нации, ощущение себя частью данного национального сообщества. Она формируется на основании факта национальной принадлежности, который, в свою очередь, предполагает наличие множества различных аспектов.     Это и представление о стране своего проживания, и обладание гражданством данного государства, и знание того, какой народ или народы входят в состав его населения, и осознание того, что все они – одна нация, несмотря на все этнокультурные различия, и приобщение к национальной истории и культуре.
    Это и понимание современного состояния собственной нации, того, как и чем она живёт сейчас, представление о национальных интересах страны, её планах на будущее.
   В этой связи идентичность предстаёт как внутренняя картина мира человека, включающая представления о его соотнесённости с социумом и окружающим миром (природой, культурой, историей, политикой, идеологией, религией и т.п.) и реализуется в разделяемых ценностях, взглядах, гражданской позиции, стереотипах поведения, образе жизни, языке.
   Если менталитет нации складывается на протяжении веков, то идентичность в составе персонального целого подвержена воздействию и влиянию ситуативных изменений, оказываясь более пластичным ментальным образованием, особенно на этапе взросления. Даже в рамках одной ментальности могут сформироваться идентичности, отличающиеся друг от друга относительно места, специфики социокультурного окружения.
    Проблема идентичности присуща именно нашему времени, поскольку окружающая нас действительность придаёт ей неповторимые особенности с проникновением глобализации в жизнь человека. И в большей степени она касается молодёжи.
   Глобализация – это сложный и разнонаправленный процесс, который охватывает все основные сферы жизни и деятельности людей: политику, экономику, культуру, социальную сферу, информацию и коммуникацию, транспорт, здравоохранение и многое другое. Причём вовлекаются эти сферы общественной деятельности не изолированно друг от друга, а в тесной связи между собой.
   Глобализация подразумевает увеличение взаимосвязанности и взаимозависимости мира, интеграцию всего многообразия мира в единое глобальное политическое, экономическое, социальное, культурное, экологическое, информационное и иное пространство
   Открытие границ между странами способствует более интенсивному межкультурному взаимодействию. С одной стороны, это имеет положительные последствия: на новый уровень выходит межкультурный обмен, происходит более интенсивное взаимное культурное обогащение. Расширяется круг знаний о культурах народов мира, и налаживаются конструктивные межнациональные и межкультурные связи и отношения, формируется более полное представление о культурном многообразии мира и уважительное отношение к представителям других стран, народов и культур.
    Но с другой стороны, наряду с возможностями увеличения культурного многообразия, глобализация культур несёт в себе и обратную, унифицирующую тенденцию. Существует опасность смешения культур и возникновения некой единой для всего мира унифицированной глобальной культуры, появление которой грозит стиранием и утратой национально-культурных особенностей.
   Примеров можно привести массу: это и продукция Голливуда и MTV, и Евровидение, и стандарты моды и красоты, красивые надписи на английском на вещах и товарах и многое другое. Недаром за процессом глобализации в её нынешнем глобально-капиталистическом обличии прочно закрепился провокационный образ «американизации».   Молодёжь больше, нежели взрослые, открыта и восприимчива ко всему новому, к влияниям извне, ещё плохо умея критически относиться к получаемой ими информации. И это обстоятельство открывает ещё более широкие возможности для вытеснения национальных ценностей, идеалов, традиций и их замещения элементами иных культур. В качестве наглядного примера можно привести такие уже ставшие традиционными для современной молодёжи праздники, как Хэллоуин или День святого Валентина.
   Глобализм, действуя через многочисленные глобальные культурные и информационные каналы, разрушает национальные культуры различных стран мира, подменяя и вытесняя традиционные, национальные идеалы и ценности другими, унифицированными и стандартизированными идеалами и ценностями общества потребления. Эти идеалы и ценности образуют вокруг себя сообщества тех, кто их разделяет, и формируют соответствующую данной принадлежности идентичность.
     Например, американизация Европы, продолжавшаяся в течение последних семидесяти лет, в сознании поколения младше пятидесяти уже не воспринимается как навязанное извне. Десятилетия приобщения к американской продукции (материальной и культурной) привели к изменению образа жизни и самосознания европейцев. Многие из современной европейской элиты проходили обучение в США и ментальная экосистема современных европейских политиков создана по американским стандартам.
   Определённую угрозу представляет и идеология индивидуализма, которая является неотъемлемой частью западного мировоззрения. Разделяющий её человек начинает ставить ценность личной свободы и независимости выше ценностей общества и общественного блага. Стремление к самоутверждению и самореализации обретает для него форму стремления к обретению свободы и независимости от традиций, ценностей, моральных устоев собственного общества, от его ограничений и запретов.
   На самоопределение сегодняшней молодёжи огромное влияние оказывает современная информационно-коммуникативная среда. Они являются её самыми активными пользователями и чуть ли не живут в ней. Данная среда предоставляет благоприятные условия для образования различных виртуальных сообществ. Членство в них способствует формированию идентичностей, имеющих отличный от национального (локальный либо, напротив, транснациональный) масштаб и зачастую не привязанный ни к какой территории виртуальный характер.
   И если бы они существовали наряду с национальной и национально-культурной идентичностями, не составляя конкуренции с ней, то не было бы и никакого повода для беспокойства. Но для современной молодёжи, национальная идентичность которой ещё только формируется, принадлежность к таким общностям может иметь очень большое значение. Оно может быть даже большим, нежели принадлежность к собственному национальному сообществу, важность наличия которой они по большому счёту ещё не осознают. Поэтому опасность замещения и вытеснения национально-культурной идентичности этими конкурирующими с ней идентичностями в случае с молодёжью даже выше, чем у взрослых состоявшихся людей.
    В гораздо большей степени, нежели взрослые, неискушённые юные умы подвержены и культу индивидуализма. Характерные для массовой культуры образы героев, чуть ли не в одиночку добивающихся личного успеха, которые преподносит, например, западный кинематограф, очень привлекательны для молодёжи. С одной стороны, они настраивают на успех, мотивируют, побуждают мыслить позитивно.
    Но с другой стороны, воспринимая данные образы как норму, молодёжь постепенно привыкает везде и во всём рассчитывать только на себя, полагаться на собственные силы. И такой подход в перспективе может отразиться на её отношениях в обществе далеко не лучшим образом.
   Сложно переоценить значение идентичности в нашей жизни. Она влияет на то, как мы взаимодействуем с окружающим миром, какие отношения строим с другими людьми. Она даже определяет, как мы принимаем решения. Ведь когда у вас чёткое представление о себе, выбор становится гораздо проще.
   Интересно, что современные технологии предлагают нам новые формы идентичности. Например, в виртуальном мире каждый может выбрать себе альтернативное эго, живущее по своим правилам. Но стоит помнить: даже в интернете ваша идентичность не отделена от реальной жизни. Часто виртуальное "я" лишь отражает или дополняет реальное.
   Что делать, если вы не уверены в своей идентичности или хотите её изменить? Первый шаг — это самопознание. Задайте себе вопросы: кто я, что для меня важно, как я вижу своё будущее? Ответы на эти вопросы помогут вам лучше понять себя.
  Следующий шаг — это общение. Общение не только с друзьями, семьёй, но и с людьми различных взглядов, специалистами. Часто взгляд извне может быть очень полезным для понимания себя. Чтение разносторонней, прежде всего исторической, литературы может быть очень полезен для выработки собственного критического мышления.
   Это не значит, что нужно меняться ради соответствия каким-то стандартам, но осознанное отношение к себе помогает лучше понимать, кто мы есть.
   Что касается общественного мнения, важно помнить: наша идентичность — это наша и только наша территория. Никто, кроме нас, не имеет права её определять или критиковать. Быть собой это и есть наша главная ценность.
    В заключение хочу сказать: идентичность — это не просто набор характеристик или ярлыков. Это наш внутренний компас, который помогает ориентироваться в мире, строить отношения и жить полноценной жизнью. Чем яснее и точнее этот компас, тем проще найти свой путь. Нужно не бояться искать, меняться, экспериментировать. Ведь именно так, шаг за шагом, мы приходим к настоящему себе, которое всегда с нами, независимо от времени и обстоятельств.


Рецензии
Синонимы слова "идентичный": одинаковый, подобный, тождественный. Человека можно идентифицировать (по всей видимости). Психологи так и делают при описании человека. А как вам нравится "церебральный сортинг" профессора Савельева? Этот профессор в стране Ютьюбии много рассказывает о человеке и его мозге. И утверждает, что все люди разные, потому что у них области мозга (как он говорит "поля") очень уж различаются. А ваша психиатрия - это вообще потрясающая сфера раздумий... Кстати, существуют ли психические болезни у высших животных? Ну, да ладно, я ведь не инженер человеческих душ, а просто инженер.

Вадим Бережной   02.05.2024 06:28     Заявить о нарушении
Существуют. Бешенство например или депрессия. Всё как у людей.
И у деревьев - тоже. Самоубийство процветает - может засохнуть ни с того ни с чего.:(

Надежда Шевцова   02.05.2024 06:58   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.