Прялка

7 октября День Феклы (Фекла Запрядальная)

Я помню из детства, что практически в каждом доме была прялка (на коми языке - печкан). В те времена она была такой же необходимостью, как содержание живности. Семьи были многодетными, и каждому нужны были варежки, носки. Знали ли наши родители об этом празднике? Но именно в эту пору, с осени и до весны, женщины уделяли время прядению. Летние дни были полностью посвящены сенокосу, грибам, ягодам. Лето зиму кормит, какие запасы сделаешь, так и перезимуешь. Летом не до прялки. У жителей деревень всегда есть работа, но зимой ее чуть меньше. С утра накормить скотину, почистить дорожки от снега, воду и дрова занести в дом, сварить еду на весь день, прибраться, постирать и многое - многое другое... И только выполнив все необходимое по дому, после рабочего дня хозяйки могли позволить себе отдохнуть. Не помню, чтобы мама или бабушка, отдыхая, просто сидели. Во времена, когда родители были живы, отдыхать означало сменить физически трудную работу на более легкую. Для женщин это было прядение. Приученные с детства, они могли прясть в темноте, на ощупь. Бабушка и нас пыталась научить этому исконно женскому занятию. Но лично я всячески пыталась избежать этих уроков. Мне, подростку, было мучительно скучно, поэтому я восхищалась тем, как бабушка часами сидела за прялкой, чтобы обеспечить всех нас теплыми вещами. А зимы в те времена были очень холодными. Для меня до сих пор прядение кажется трудоемкой работой. Кто знаком не понаслышке, мысленно вспомните весь процесс… Появлению куделя, то, из чего прядут нить, предшествует огромная работа, растянутая во времени. Прежде всего нужно было иметь овец и содержать их девять месяцев в году. Летом они паслись на вольном выгуле на Черном острове, помните? Их туда доставляли на лодках. А осенью возвращали домой. Для этого их нужно было поймать. Овцы сами по себе пугливые, а еще три месяца свободы на просторном острове без людей делали их неуловимыми. На отлов брали всех детей. Одичавших овец поймать не так – то просто. И каково разочарование, когда с таким трудом пойманная овца оказывалась не вашей, а из другой семьи. Наверное, были какие – то метки или приметы, по которым можно было определить, чья овца. Это знала бабушка, мы же только ловили. А она решала - отпустить обратно или связать ноги и дотащить овцу до лодки. Не помню ни одного случая, чтобы нам предъявили претензии, что забрали чужих овец. Мы ловили только взрослую живность. Ягнята, родившиеся летом, бегали за мамой как привязанные. Собрать малышей пойманной овцы не представляло трудностей, они не отставали от нее ни на шаг. По возвращении домой овец начинали стричь. У бабушки это получалось виртуозно. Специальными ножницами (шыран) она орудовала профессионально, не нанося ран овцам. Я как - то тоже попробовала. Пружинные ножницы для стрижки овец требуют силы и сноровки, которых у меня на тот момент не было. Вместе с шерстью задела кожу, пошла кровь. Я очень испугалась. Помню, что мысленно оправдывалась перед овцой: я не нарочно! Это был первый и последний случай, когда была парикмахером для овец. Настриженную шерсть обрабатывали на ручных чесалках (нистан). Монотонная работа редко бывает в радость детям. Но этого процесса избежать не получалось, подросток уже мог справиться с такой работой. Бабушка выделяла определенный объем шерсти – вычешешь и свободен. Белую шерсть отдельно от черной, но иногда их смешивали, чтобы разнообразить цвета. Краски для ниток тогда были большим дефицитом. Шерсть вычесывали от грязи, разъединяли слипшиеся, слежавшиеся комки. Чесание шерсти (на нистане) – это создание кудели для плетения нити. Плетению я так и не научилась, ссылаясь на то, что это трудно. Хотя можно было научиться, имей я больше терпения. В деревне некоторые девочки моего возраста умели это делать. Видимо, у них не было возможности «покапризничать», увильнуть от этой работы. Или им нравился этот процесс?
«Тремя пальцами левой руки постепенно вытянуть шерсть из куделя и скрутить его против часовой стрелки в тонкую нить, которую надо намотать на веретено (чорс), вращая его тремя пальцами правой руки по часовой стрелке». Эта короткая инструкция по прядению нити мне кажется головоломкой. Наши мамы учились с детства, для них это было естественно. Прядением процесс не заканчивался. Готовую нить стирали и только потом вязали необходимые вещи. Это работа для зимних вечеров. Придет весна - будет другая работа.

Л. Иванова (Абраменко)
6. 10.23
На фото В. Копытовой экспонаты музея "История старообрядческой деревни" д. Медвежская
 


Рецензии