Воспоминание о лыжной эстафете

    В 1959 году я поступила после окончания десятого класса в Бийское техническое училище № 3. Здесь была хорошая команда лыжников. Я с детских лет, с первого класса ходила на лыжах. В старших классах участвовала в лыжных соревнованиях, поэтому сразу примкнула к лыжникам училища. Тренировки проходили на лыжной базе, за городом, но и за Бию ходили. Лыжня была проделана в сосновом бору.

  Вспоминаю, как я участвовала во Всесоюзных соревнованиях "Трудовых резервов" по лыжным гонкам. В 1960 году лыжники нашего училища ездили в город Барнаул. В памяти осталась ярким пятном эстафета лыжниц 4 х 10. День был солнечный, но мороз стоял на отметке -31.  Не проходили мы раньше такую дистанцию на тренировках, 10 км. И мороз был такой сильный, что пробирал до костей, но соревнование отменить, конечно, не могли, так как со всех училищ приехали лыжники на соревнование. Все лыжники ходили в фуфайках, а парни были одеты в чёрные шинели с металлическими пуговицами. Перед стартом снимали все верхнюю одежду.

   Первыми ушли на дистанцию в 50 км парни. Мороз -31, дистанция 50 км. Мы видели, какими они приходили на финиш. Волос, лицо, одежда на спине были покрыты инеем. Лыжники пересекали финишную линию и практически падали, а другие бежали за своей одеждой. Николай Духанин, крепенький парень из нашей группы, занял второе место.
 
   Потом ушли лыжницы первого забега эстафеты 4 х 10. Наша девушка всех обогнала и пришла первой. Во втором забеге наша вернулась второй, в третьем забеге лыжница передала мне эстафету третей, сказала, что очень замёрзла. Она была в моём лыжном тёплом костюме и то замёрзла. У неё не было спортивной одежды, поэтому свой наряд я ей одолжила, выручила. Я же была в свитере и штапельных спортивных штанах. Во втором и третьем забеге наша команда уже потеряла два места.
 

   Я была в последнем забеге –  плачевном для меня. Перед стартом сняла фуфайку. Все же лыжники раздевались. Когда наша лыжница коснулась меня рукой, передав эстафету, я помчалась. В след за мной по лыжне устремился вперёд наш тренер с моей фуфайкой в руке.
 
   - Стой! Одень фуфайку! Вернись! Мы сбросим время! Оденься!  Ну, вспомнишь потом, узнаешь, как старших не слушаться!

   Старт находился в сосновом бору. Я вскоре выскочила из леса, и передо мной открылся простор. По всей вероятности, - замёрзшее русло Оби. Ветер гулял на просторе. А вот и я. Он принял меня в свои объятья и сразу же проник до костей. Мой спортивный номер на груди, пришитый к свитеру, согреть не смог. Фуфайку-то я не одела, думала, когда первая приду к финишу, то номер будет не видно. Переоценила свои способности.

   А впереди - восемь километров открытой местности. Замёрзли ноги в ботинках. Замёрзшие груди аукнулись мне позднее, после родов. Я скользила по незнакомой лыжне, а куда деваться? Лыжников не знакомили  с ней. Все бежали в одинаковых условиях, кроме барнаульских лыжников. Они здесь тренировались.

   Наконец-то показался лес, значит будет небольшое затишье. Перед ним проходила лыжня по берегу Оби, рядом с вырытой длинной канавой. Прокладывали трубы. Когда лыжня свернула в сторону сосен, я порадовалась тому, что в лесу находится финиш, значит, скоро мои мучения закончатся.

  Удачно скатилась между деревьев с горы. От радости, что не упала, оттолкнулась лыжными палочками у подножья горы, чтобы прокатится дальше и в это время передохнуть. Радость была не долгой. Под снегом находился корень. Кольцом задела за него удачно. Целилась бы, так не попала бы. Почувствовала боль в плече. Скорость-то была хорошая на спуске. Кольцо с палочки корень вырвал, как и мою правую руку в плечевом суставе. Упала, несколько раз перевернулась. Лыжи сломались. А тут и четвёртая лыжница подоспела, обогнала и помчалась от радости вперёд.

До финиша пришла я по лыжне пешком последняя. С тех пор в лыжных соревнованиях не участвую. А плечо из сустава выскакивает при движении не в ту сторону, поэтому еду каждый год в санаторий для лечения. А на лыжах хожу зимой по лыжне не спеша до сих пор.


Рецензии
Добрый день, уважаемая Алифтина Павловна!
Сначала читал с удовольствием и улыбкой, вспоминая своё детство и юность.
Я тоже много раз участвовал в лыжных соревнованиях в школе и в институте.
Отличные воспоминания!
Добрые и весёлые.
Но по ходу рассказа моя улыбка стала пропадать.
Ничего себе -31 градус!
Нет уж! Нет уж!
Я в такие игры играть не хочу.
А там уж и дальше пошло...
Обычно в таких случаях говорят: "Хорошо хоть, что всё хорошо кончилось".
В данном случае и кончилось всё не так уж и хорошо.
Сочувствую.
За рассказ - "Зелёная"!
До новых встреч и Здоровья! Мира! Добра!

Виктор Ардашин   04.04.2024 04:29     Заявить о нарушении
Спасибо за прочтение и отклик. Каждый год лечат в санаториях плечо правой руки лазером. Помогает, пока нечаянно не выверну опять, когда пол мою.

Алифтина Павловна Попова   04.04.2024 17:33   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.