Казаки - чеченцы, грузины, армяне, греки

Мы уже упоминали, что исходя из своего происхождения, казачество было многонациональным, и когда оно появилось на Кавказе, казаки из различных народов, проживающих на этой территории, присоединялись к ним со временем. Казаки пришли на Кавказ в XV - XVI веках, согласно разным источникам. Несмотря на то, что приход казаков иногда сопровождался враждебными нападениями, между коренным и новым населением вскоре устанавливались дружественные и даже родственные отношения.

Исторические документы свидетельствуют о мирном сосуществовании казаков и горцев. Горцы учились у казаков методам хозяйственной деятельности того времени и осваивали их культурный образ жизни, в то время как казаки также усваивали некоторые аспекты горской культуры. Они брали на вооружение разведение лошадей и скота, использование конского снаряжения, национальную одежду, холодное оружие, двухколесные арбы, методы выращивания местных сортов плодовых культур и даже некоторые обычаи.

Со временем казаки не только дружили с горцами, но и создавали общие семьи. Многие семьи терских казаков стали не просто родственниками горцев, но и вступали в их родовые сообщества (теипы у чеченцев). В настоящее время отношения между казаками и чеченскими тейпами гуной и варандой остаются хорошими. Эти тейпы сохраняли свою независимость, не принимали ислам и уйти в горы. Чеченские "окочены", стражи в городе Терки-2, который в XVII веке считался крупнейшим населенным пунктом на Северном Кавказе после Астрахани. В этом городе мирно сосуществовали казаки, кабардинцы (Черкасская слобода), чеченцы "окочены" (Окоцкая слобода), кумыки (Татарская слобода) и население Новокрещенская слобода, в которой проживали горцы, принявшие христианство. Среди жителей Новокрещенской слободы были представители практически всех кавказских народов.

Казаки Гребенская станица оказалась соседней с чеченцами после их прихода на Кавказ. Вскоре между ними установились дружественные соседские отношения, а казаки и члены чеченского тейпа гуной тесно сроднились. Было много смешанных браков. Через несколько поколений гребенцы стали похожи внешне на чеченцев, и их отличить было трудно.

Среди терских казаков можно заметить общие черты с горцами, даже в их внешности. Особенно выраженные эти черты у женщин казаков, которые имеют длинно-бледное, овальное лицо с кавказской кровью. В начале XX века, этнографы отмечали наличие чеченской крови во многих женщинах гребенских казаков. Процесс исламизации Чечни начался в XVII веке и вызвал много болезненных изменений, особенно для гунойцев, которые не хотели отказываться от своих традиций, включая "свиноедство". Чеченцы были приняты в терский казачий этнос, после того как они приняли христианство. Они сохраняли знания о своих генеалогических корнях и даже приезжали в станицы, где проживали их родственники. В станице Червлённой были казаки-гунойцы с христианскими фамилиями.

В Ставропольском крае под руководством Рамазана Атамовича Дадаханова, потомка казаков-гунойцев, был создан "Культурный центр чеченцев и ингушей". Он всегда гордился своим родословным, связанным с терскими казаками, и не скрывал его.

В XVII веке в терских казаках поселились грузины и армяне. В 1682 году Арчил, царь Имеретии, приехал в Россию вместе со своей семьей и свитой, ища убежища от преследования турецкого султана и персидского шаха. С тех пор начались переговоры между правителями Грузии и Армении об переселении значительной части грузин и армян в Россию. По указу Петра I в 1722 году была основана крепость Святой Крест, где были переброшены 1000 семей донских казаков. Здесь также поселились 450 грузинских и армянских семей. Однако местность для крепости оказалась неудачной из-за болот и камышей, и многие казаки заболели и погибли.

В 1735 году по указу императрицы Анны Иоанновны крепость была разрушена, а население переведено в новую цитадель - Кизляр. Здесь было сформировано Терско-семейное казачье войско вместе с Кизлярским казачьим войском. Грузины и армяне перешли вместе с казаками и основали поселение Сасоплы, которое позже стало станицей Александро-Невской. К концу XIX века в этой станице было более 120 дворов, половина из которых принадлежала терским казакам, а другая половина - грузинам. Грузинские казаки проходили военную службу и занимались различными видами хозяйственной деятельности, такими как скотоводство, земледелие и виноделие. Внешнее и внутреннее поведение грузинок не отличались от казачек.

Часть грузин и армян переселилась выше по Тереку и основала станицу Сарапани. Здесь был построен шелковый завод Хастатовым, производивший тутовые коконы.

Со временем грузинские фамилии среди этих казаков почти исчезли, и они стали идентифицироваться как русские. Однако чисто грузинские фамилии все же оставались, хотя были встречены встроке Ломидзеe, Aлмадзe, Ьитадзe, Зедгенидзe, Суфрадзe.
В марте 1863 года Михаил Тариэлович Лорис-Меликов был назначен начальником Терской области, командующим войсками и наказным атаманом Терского казачьего войска. Через месяц, 17 апреля, он был повышен до генерал-лейтенанта.

Он занимал эти должности более 10 лет и активно работал над восстановлением порядка и спокойствия среди населения горской области, которое все еще ощущало последствия Кавказской войны. Он быстро прекратил попытки выступлений против власти. В то же время, Лорис-Меликов освободил многих горцев от крепостной зависимости и решил сословные земельные вопросы. Он также создал ремесленное училище во Владикавказе.

В августе 1865 года ему был присвоен чин генерал-адъютанта, а в апреле 1875 года он стал генералом от кавалерии Терского казачьего войска, самым высоким казачьим чином. Он принимал активное участие в русско-турецкой войне 1877-1878 гг., командовал корпусом и одержал несколько важных побед. В результате, Россия заключила мир с Турцией. За его заслуги, Михаил Тариэлович Лорис-Меликов был возведен в графское достоинство.

В 1879 году, когда в Ветлянке вспыхнула чума, Лорис-Меликов был назначен временным генерал-губернатором Астраханской, Саратовской и Самарской губерний. Он успешно справился с болезнью и остановил ее распространение.

В апреле 1879 года он стал временным генерал-губернатором Харьковской губернии и командующим войсками Харьковского военного округа. Он не прибегал к репрессиям и завоевал уважение харьковчан. В 1880 году он был назначен Главным начальником Верховной распорядительной комиссии и временным начальником III Отделения канцелярии Собственной Его Императорского Величества.

В целях упрощения управления и сохранения государственного спокойствия, Лорис-Меликов предложил объединить III Отделение и Департамент полиции при Министерстве внутренних дел.

В августе 1880 года он стал министром внутренних дел и предложил программу реформ административной системы и социально-экономической политики, которая была одобрена императором. Однако после покушения на императора Александра II, Лорис-Меликов ушел в отставку и уехал на лечение во Францию.

Он умер 12 декабря 1888 года в Ницце и был похоронен в армянском Ванкском соборе в Тифлисе. В 1957 году его останки были перенесены во двор армянского собора Святого Георгия на Мейдане.

Атаманами Терского и Кубанского казачьих войск являлись также греки.

Христофор Егорович (Георгиевич) Попандопуло был первым наказным атаманом Терского казачьего войска. Он родился в семье греческих дворян (из рода Демипианов). Попандопуло окончил Орловское кадетское училище и служил в различных полках и батальонах Кавказской линейной казачьей службы. В 1860 году он был назначен наказным атаманом Терской области. Попандопуло также был членом дворянского общества Ставропольской губернии, Кубанской и Терской областей.

Михаил Аргирьевич Цакни был назначен наказным атаманом Кубанского казачьего войска в 1869 году. Он происходил из дворян Таврической губернии и начал свою службу в черноморских батальонах. В различные годы Цакни занимал различные высокие должности в Кубанской области и Кавказской армии.

В период атаманства Попандопуло в Кубанском казачьем войске было введено "Положение об общественном управлении в казачьих войсках", начаты работы по размежеванию земель и установлены формы земельной собственности. М.А. Цакни также принимал участие в составлении положения об освобождении зависимых сословий в горских обществах Кубанской области.

Казаки играли важную роль в северокавказской жизни, передавая свои традиции хозяйствования и культуры другим народам. Их взаимодействие и совместные семьи способствовали мирному и дружественному сосуществованию. Эту роль и значимость казаков и кавказских народов необходимо изучать, popularize и передавать молодому поколению.

- Петр ФЕДОСОВ, кандидат исторических наук.


Рецензии