Паоло Веронезе. Портрет венецианки

         Паоло Веронезе. Портрет венецианки. (La Bella Nani)119 x 103 см. 1560 г.Лувр.

          Паоло Веронезе (Кальяри), родившийся в 1528 году в Венеции, по праву считается одним из величайших живописцев венецианской школы, наравне с Тицианом и Тинторетто.
Наличие характерных для венецианской школы черт не исключает и неповторимую индивидуальность живописного стиля Веронезе.
   
          Встреча с венецианским искусством в еще большей степени способствовала развитию дарования Веронезе-портретиста, обострив способность к передаче психологии модели. Его произведения, относящиеся к началу 60-х годов, особенно многочисленны и составляют одну из вершин венецианского портрета XVI века.
       
          Немногочисленным частным портретам Веронезе свойственна мягкая, иногда с оттенком жанровости лиричность. Блестяще передавая внешнее сходство, достигая одновременно и некоторой идеализации образа, граничащей с его приукрашиванием, Веронезе не сосредоточивал своего внимания на глубоком раскрытии характера изображаемой личности, без чего, собственно, и нет большого искусства портрета.

          Однако блеск живописи, великолепно написанные аксессуары, благородная аристократическая непринужденность поз делают его портреты очень приятными для глаз и прекрасно «вписывают» их в роскошные дворцовые интерьеры позднего венецианского Возрождения.

        Один из популярных портретов художника Ла Белла Нани из Лувра, блистательный, искрящийся светом образ знатной венецианки, чуть печальное лицо которой контрастирует с изысканной красотой ее одежд и драгоценных украшений.

         В этом монументальном изображении Веронезе использует очень модную в то время формулу, разработанную Тицианом-старшим, величайшим портретистом венецианского Возрождения: модель обращена лицом, на темном нейтральном фоне, и помещена рядом с элементом мебели, здесь накрытым столом. с драгоценным ковром «Моретто», сделанным в Анатолии.

        Эта  постановка превозносит красоту молодой женщины так же, как и богатство ее одежды.  Нежный бело-розовый цвет лица свидетельствует о том, что дама защищается от солнца. Ее сверкающие волосы — венецианский блонд, цвет которого, согласно рецептам красоты того времени, получали, подвергая волосы полуденному солнцу на крышах венецианских дворцов.

        Ее парадный наряд состоит из большого синего бархатного платья с довольно широким вырезом на груди, разрешенного замужним знатным дамам и надеваемого по случаю праздников. Рукава парчовые с голубыми узорами на белом фоне, на плечи накинуто легкая белая газовая накидка. Роскошные украшения дополняют ансамбль: подплечники, пояс, браслеты, колье и кольца из золота, жемчуга, сапфира и рубина.

          Эта знатная дама целомудренно отводит взгляд от зрителя. Ее левая рука, безымянный палец которой украшен обручальным кольцом, изящно держит прозрачную вуаль платья, а правая рука покоится на сердце в знак супружеской верности. Таким образом, портрет должен обозначать  ее высокое социальное положение, ее женскую красоту и  моральную добродетель.


ИСТОРИЯ КАРТИНЫ.

         До XIX века работа была неизвестна. Впервые работу приписывают кисти Веронезе в 1870 году, когда картина упоминается в каталоге, выпущенном для выставки личной коллекции Анатолия Демидова, принца Сан-Донато.
        Анатолий Демидов когда-то являлся посланником русского царя, а затем женился на принцессе Матильде, дочери Жерома Бонапарта (брата Наполеона Бонапарта). Выставка проходила в стенах виллы «Сан-Донато» в окрестностях Флоренции. В том же 1870 году картина была продана за 30 200 франков.

         В 1912 году «Красавица Нанни» оказывается в Париже, в коллекции маркизы Ландолфо Каркано и в том же году, будет продана еще раз, теперь уже за сумму в 185 000 франков русскому барону Базилю де Шлихтигу, бывшему государственному советнику.

        Именно барон Шлихтиг поместил портрет в золотую раму, в которой посетители Лувра могут видеть картину сегодня. Картина Венецианка выставлена в той же зале Лувра, что и Мона Лиза Леонардо да Винчи. Барон Шлихтиг умер рано в 1914 году и завещал свою богатую коллекцию картин Лувру (кроме красавицы Нани, Лувру достались «Мадонна» Боттичелли и «Одалиска» Франсуа Буше).

         Размер картины – не типичен для портрета, ширина которых обычно не превышала 90 см. Моду на квадратные портреты в Венеции ввел художник Тициан.На его портретах квадратной формы художник представляет личностей, наделенных властью, добавляя в портреты изображения символов власти.


Рецензии