Шутка

1.
Тёплый августовский день… Возле Ректората старейшего медицинского института страны собрались несколько человек. Точнее, счастливчиков… Медалистов и обладателей красных дипломов, успешно сдавших накануне вступительный экзамен по профилирующему предмету и потому зачисленных в ВУЗ без всякой бюрократической волокиты. Молодые люди уже познакомились и сейчас оживлённо беседуют.
-Ребята, а зачем нас сегодня сюда пригласили? Кто-нибудь знает? Вадим, ты не в теме?
Интересуется Роман Страхов — сын профессора, преподающего здесь же в Институте на кафедре терапии.
-Рома, я думаю, для оформления документов в связи с зачислением на 1-й курс. Впрочем, зачем гадать? Поживём — увидим…
Вадим Рощин — ещё недавно с отличием окончивший медицинское училище и теперь ставший студентом престижного медицинского ВУЗа, развёл руками.
Две девушки-отличницы, стоящие чуть поодаль, пожимают плечами в знак того, что им это тоже неизвестно.
-Роман, а ты уже знаешь кем хочешь стать? В смысле какую медицинскую профессию в дальнейшем получить?
Танечка Павлова — миниатюрного телосложения девушка — дочка доцента кафедры хирургии продолжила беседу и задала вопрос из разряда «планы на будущее».
-Ну, я-то точно знаю, чего хочу… Получу диплом по специальности «лечебное дело», затем — ординатура, аспирантура. Защищу диссертацию и уйду преподавать на кафедру к отцу. Ассистент, доцент… Защита докторской… Получу звание профессора и, возможно, сменю отца на должности заведующего кафедрой.
-А ты, Вадим?
-Не знаю точно, Танюша… Я полагаю, это в процессе обучения как-то само собой определится. Это Роману легко — у него живой пример отца перед глазами. Всё просто… Плюс протекция… А я — первый медик в семье. Значит, мне по целине идти первопроходцем, образно говоря. А ты?
-Я, Вадим, на фармфак поступила… Буду провизором… Хоть папа у меня — хирург и на кафедре преподаёт, я решила, что лечить людей — это не для меня. Крови боюсь… А ты, Лена?
Высокая, стройная, рыжеволосая красавица, до сего момента не принимавшая участия в разговоре, тряхнула длинными волосами и рассмеялась.
-А я, вообще, девочки-мальчики, здесь случайный человек, наверное… Мама, папа — преподаватели в институте. Мама — ассистент на кафедре философии, папа — доцент на кафедре биофизики. И в институт я поступила только по воле и желанию родителей. Однако, не уверена, что быть медиком — моё призвание. Мне больше музыка нравится… Петь люблю… Я и музыкальную школу по классу фортепиано закончила. И в школьном ансамбле солисткой была. Так что, отвечая на твой вопрос, Таня, скажу так — я ещё не определилась в жизни.
-Молодые люди, это вас пригласили на собеседование в связи с поступлением в ВУЗ?
Массивная, дубовая дверь главного здания института открылась и на улицу выглянула средних лет женщина — технический работник Ректората.
-Заходите…
Поднимаясь на второй этаж по ступеням старинной лестницы, Рощин с трепетом осознавал важность и правильность выбранного в жизни Пути.
-Итак, молодые люди, вы вчера поступили на 1-й курс старейшего медицинского ВУЗа страны. С чем я вас, разумеется, поздравляю. Но учеба в Институте — это не только право на получение бесплатного высшего образования, гарантированного Конституцией СССР, но и определённые обязанности. Например, обязанность посильно помогать руководству ВУЗа в проведении ряда важных общественных мероприятий. В связи с чем, у администрации к вам огромная просьба — спеть гимн нашего Института на ежегодном Празднике «Посвящение в медики», который будет проходить в Консерватории им. П.И. Чайковского 30 августа. Это сложившаяся, многолетняя традиция и вам выпала честь её поддержать. Все, что от вас требуется — завтра прийти в учебную часть кафедры патологической анатомии на репетицию. Вас там встретит Преподаватель, ответственный за это мероприятие. Он же будет репетировать с вами спевку. Текст Гимна я сейчас раздам. Учите…

2.
Текст Гимна, отпечатанный на пишущей машинке, Вадиму понравился. Как оказалось впоследствии, слова и музыку к нему написали бывшие студенты Института, чьи имена и фамилии давно затерялись на скрижалях истории.

Вспомни, друг, как ночь перед экзаменом
Проводили мы с тобой без сна,
И какими горькими слезами нам
Обходилась каждая весна?
Вспомни, друг, как мы листали наскоро
Пухлые учебников тома,
Как порой встречали нас неласково
Клиники, больницы, роддома…

Припев:
Уходят вдаль московских улиц ленты
С Москвою расстаются москвичи
Пускай сегодня мы еще студенты
Мы завтра - настоящие врачи

Наши дни в учебе вместе тратили,
Хоть бывало ссорились не раз,
Пусть с тобою не были мы братьями,
Дружба крепче породнила нас…
Юность шла привычною дорогою,
Помнишь, друг, студенческий роман?
Были нам свидетелями строгими
Клиники, больницы, роддома…

Припев

Смелые, с проверенными нервами
Смерти и болезням вопреки
В медицине всюду будут первыми
Первого МОЛМИ выпускники…
Скоро жизнь свои откроет двери нам,
Впереди дорога нам пряма…
Встретят нас с любовью и доверием
Клиники, больницы, роддома.

Припев

Следующие несколько дней вчерашние абитуриенты проводили спевку в лекционном зале кафедры патологической анатомии. Рощин тогда и подумать не мог, что вернётся сюда всего лишь через 3 года. И насколько судьбоносным для него окажется это событие.
А пока что он вместе с небольшим хором (к четырём упомянутым персонажам добавили ещё несколько счастливчиков) репетировал предстоящее выступление в Консерватории.
Преподаватель кафедры рентгенологии и радиологии, в чью общественную нагрузку входила подобная работа, нервничал:
-Ребятки, ну кто же так поёт? Вы бы послушали себя со стороны. Нет никакого задора… Ну что это? Вы — будущие врачи… Вас приняли в медики… Вы шли к этому всю свою жизнь. Вас же должно распирать от гордости за то, что стали студентами старейшего медицинского ВУЗа страны. Так покажите мне эту гордость!!! И, пожалуйста, чётче проговаривайте текст… Чеканьте слог, как шаг на параде. Резче… Тогда будут хорошо слышны слова. А пока что трудно понять о чём вы поёте.
После спевки сдружившаяся четвёрка— Роман, Вадим, Татьяна и Елена ходили в ближайшее кафе, где пили кофе или чай с пирожными. Смеялись, обсуждали планы на будущее… Роман, с первой минуты знакомства очарованный Еленой, рассыпался в комплиментах, без устали шутил и дурачился, стараясь заслужить благосклонность рыжеволосой красавицы. Вадим, в свою очередь, не желая обидеть Татьяну отсутствием мужского внимания, как мог галантно ухаживал за ней.
-Танечка, вам какое пирожное? Картошку или эклер? А пить будете кофе или взять вам бокал лимонада?
Видя, что та стесняется и краснеет, подшучивал над ней:
-Что-то вы, Танюша, плохо кушаете… Хорошие люди так не едят. Будете плохо кушать — я на вас не женюсь.
Девушка в ответ на такие слова ещё сильнее заливалась краской.
Так продолжалось изо дня в день… А вскоре настал и долгожданный Праздник. В Консерватории яблоку было негде упасть. Как-никак студенты 4-х факультетов института получали в тот день путёвку в медицину.
В завершение официальной части мероприятия, в составе сводного хора Рощин бодро пропел гимн и собрался было уходить, когда к нему подошла Татьяна.
-Вадим, я узнала в деканате, что во время 1-го курса обучения занятия для студентов наших факультетов будут проходить на общей базе теоретических кафедр. Это в Измайлово. В одном и том же месте… Ты рад? Ведь теперь мы сможем видеться довольно часто…
Рощин не знал, что ответить… Сам вопрос, заданный девушкой, подразумевал, что он ей совсем не безразличен. Даже, наверное, очень сильно нравится. И что Татьяна слишком всерьёз приняла его знаки внимания.
В то же время, сказать ей правду о том, что их знакомство лично он рассматривал лишь как весёлое времяпровождение и, никак иначе, просто не поворачивался язык. Вадим, как всегда, отделался шуткой и, сославшись на неотложные дела, попросту сбежал от девушки. Он и не предполагал, что у этой истории может быть продолжение.

3.
Занятия на первом курсе медицинского института начались с овладения студентами, в первую очередь, чисто теоретических знаний по общей и неорганической химии, органической химии, физике, высшей математике, латыни, иностранному языку. Из предметов, имеющих непосредственное отношение к будущей лечебной специальности, в расписание входили: микробиология, гистология, нормальная физиология и, конечно, нормальная анатомия человека. Большую часть времени студенты всех факультетов проводили на базе теоретических кафедр в Измайлово.
И там Вадим, действительно, ежедневно виделся с Татьяной. Только случайными эти встречи назвать было никак нельзя. Девушка ежедневно приходила на кафедры, где занималась группа Рощина, и ждала момента, пока тот не выйдет на перерыв. Собственно, это Вадим мог предполагать и раньше, видя как сильно он ей нравится. Если не сказать больше… А вот чего он точно не ожидал, так это то, что Татьяна стала регулярно приносить ему бутерброды и термос с горячим кофе.
-Вадим, привет… Я принесла тебе завтрак… Ты какие бутерброды больше любишь? С сыром или колбасой? Кофе ещё горячий… Пей…
Рощину становилось крайне неудобно от подобных поступков девушки. Он всякий раз категорически отказывался от подобных знаков внимания, стараясь, в то же время, делать это максимально деликатно и вежливо.
-Танюша, спасибо, но я завтракал и кушать не хочу. Не надо приносить мне еду… Это лишнее… В крайнем случае, в здании есть буфет и, если я проголодаюсь, спуститься в подвал на перемене для меня  труда не составляет. Да и деньги у меня есть…
Татьяна улыбалась, согласно кивала головой, но на следующий день вновь приходила к Вадиму с бутербродами. Друзья по группе посмеивались…
-Гляди-ка, Вадим, опять твоя невеста с хлебом-солью пришла… Ха-ха… Откармливает, как на убой…
Рощин смущался от подобных высказываний и однажды в резкой форме высказал девушке всё, что он думает по этому поводу.
-Таня, мне очень жаль… Правда… Но моё хорошее отношение ты приняла за любовь или что-то вроде того… Прости, я не мужчина твоей мечты. Поэтому будет лучше, если ты перестанешь ходить сюда и приносить еду. И, вообще, я думаю, нам пора расстаться. Прости ещё раз, что ненароком дал тебе надежду на близкие отношения.
Девушка заплакала и ушла…
И Вадим подумал, что с этой минуты никогда не увидит её больше. Как, впрочем, и не услышит о ней… Он ошибался…

4.
Близилась к концу летняя сессия 1-го курса. Рощин только что сдал предпоследний экзамен на кафедре Истории КПСС и готовился дома к следующему. Нормальная физиология — серьёзный предмет. От подготовки его оторвал телефонный звонок.
-Алло…
-Вадим, здравствуй… Это Таня Павлова… Мы с тобой пели год тому назад гимн института в Консерватории на Дне посвящения в медики. Ты не забыл?
-Здравствуй, Таня… Конечно, я помню… Откуда у тебя мой номер домашнего телефона?
-Я взяла его в деканате. Там сначала не хотели давать, но я настояла…
-Ты звонишь, Таня, значит, что-то случилось?
-Да, Вадим… Случилось… Просто я поняла, что люблю тебя. Целый год изо всех сил пыталась о тебе забыть, но не получается. Скажи, ты по-прежнему считаешь, что у нас ничего не сложится в отношениях?
-Да, Таня… К сожалению, это так, извини… И к тому же у меня есть девушка. Мы учимся на одном потоке. Потому ничего у нас с тобой не получится…
-Но я же люблю тебя… Как ты не понимаешь?
-Таня, это не понимаешь ты… Мои знаки внимания по отношению к тебе были не более, чем вежливость и галантность. И всё, что я тебе говорил нужно было воспринимать как шутку. И только…
В трубке раздались короткие гудки — девушка сбросила вызов…
И снова Рощин подумал, что это навсегда. И он вновь ошибся…

5.
Пятый курс Вадим Рощин преодолевал успешно. Хотя и не был круглым отличником. Тем не менее, почти по всем предметам у него стояли заслуженные отличные и хорошие оценки. И это несмотря на то, что он уже больше года, как был женат и растил годовалую дочь. А дети, как известно, требуют к себе много внимания и сил.
Как бы то ни было, на кафедру хирургии он пришёл без всякой задней мысли. Посмотрев расписание занятий в деканате, он, к своему удивлению, обнаружил, что его группу будет вести доцент Павлов.
-Павлов? Неужели тот самый? Отец Татьяны? У неё же девичья фамилия — Павлова. И она, помнится, говорила, что её отец — доцент на кафедре хирургии. Вот привёл же Случай… Ну, да ладно… Не думаю, что здесь есть какой-то криминал. А, впрочем, поживём—увидим…
И поначалу всё складывалось как нельзя лучше. Контакт с преподавателем у Рощина был отличным. Доцент был спокойным и уравновешенным человеком, не говоря уже о высоком профессионализме. Близился экзамен по предмету… И вот тут-то как раз случилось то, чего Вадим опасался больше всего. Однажды его после занятий пригласил к себе в кабинет преподаватель.
-Так вот, значит, кто вынес весь мозг моей дочери? Это вы — Рощин? Вот из-за кого Таня страдала столько лет?
-Прошу прощения, но откуда вам стало известно, что я был знаком с вашей дочерью?
-Неважно… Нашлись добрые люди, подсказали…
-Позвольте, уважаемый… Вношу ясность… Я с вашей дочерью не встречался, ни в какие отношения не вступал, ничего ей не обещал. И об этом сразу же често Татьяну предупредил. Более того, однажды сказал ей, что встречаюсь с другой девушкой и потому не могу ответить ей взаимностью.
-И, тем не менее, именно из-за вас, молодой человек, она долгое время страдала и плакала, чуть не бросила институт. Мы даже консультировались у психолога и невролога. И причиной всему — были только вы, Рощин.
-Мне остаётся лишь сожалеть, что так всё случилось. Но, право же, я не давал повода Татьяне думать о взаимном чувстве. И даже сказал ей, что все наши разговоры стоит воспринимать, как шутку.
-Шутку? Значит, для вас страдания моей дочери — шутка? Ну, знаете, Рощин, тогда и я скоро пошучу… Буду лично экзаменовать вас и, уверяю, больше тройки вы у меня не получите. Всего хорошего… До встречи на экзамене…
Новость эта была для Вадима, как ушат ледяной воды. Нет, он всегда готовился к занятиям и, разумеется, при непредвзятом отношении сдал бы экзамен, как минимум, на «хорошо». Но тут было обстоятельство иного рода… Доказывать экзаменатору, что ты знаешь предмет, когда тот всеми силами пытается «завалить» — дрянь дело.
-Ничего… Прорвёмся… Где наша не пропадала… В крайнем случае пойду к заведующему кафедрой и потребую, чтобы экзамен у меня принимала комиссия из нескольких преподавателей.
Настал день экзамена… Рощин, весь подобравшийся, как охотничья собака перед прыжком, стоял возле двери лекционного зала, служившего также и экзаменационной аудиторией во время сессии. Внезапно к нему подошёл Павлов…
-Рощин, зайдите ко мне на минуту…
В кабинете доцент продолжал:
-Ваше счастье, молодой человек, что за вас вчера заступилась моя дочь. Я рассказал ей о нашем разговоре и о том, что собираюсь вас примерно наказать. Но Танюша — добрая душа и слышать об этом не хочет. Она всё ещё любит вас, правда, не знаю за что… Короче, экзамен я у вас принимать не буду… Пойдёте к тому экзаменатору, кто пригласит к себе за стол. А теперь — свободны, я всё сказал.
Рощин уходил от доцента, не верил своим ушам. С одной стороны, он был несказанно рад, если экзамен у него примет другой сотрудник кафедры. Если только Павлов не обманул. Вадим не исключал возможность сговора того с другим экзаменатором. С другой — ему просто не верилось в то, что Татьяна продолжала его любить столь долгое время.
-Рощин, на экзамен к доценту Покровскому…
Лишь сдав экзамен на «отлично», он понял, что Павлов не солгал. Никакого сговора не было…
Вадим ехал домой… Ему было искренне жаль, что он не мог ответить девушке взаимностью. Но ведь сердцу не прикажешь… Кроме того, Рощин пытался понять, кто же из его «доброжелателей» мог донести до отца Татьяны всю информацию. То, что это сделал кто-то из его группы, Вадим ни на минуту не сомневался. Больше некому… Кто?
Но об этом он не узнает ничего и впоследствии… Как, впрочем, и о Танечке Павловой, которая так любила его. Рощину очень хотелось, чтобы девушка однажды вышла замуж, найдя своего родного человека, родила детей, состоялась в профессии. Но с тех пор он придавал особое значение каждому сказанному слову. Помня о том, чем может на самом деле обернуться невинная, на первый взгляд, шутка.


Рецензии