Здравствуйте! Я ваша родня!
Господь привел меня туда своими путями: телевидение в районном центре, где работала директором телестудии, закрыли, и я в одночасье осталась без работы. Неожиданное предложение главы района из соседнего городка — поснимать сюжеты для местной телестудии приняла с радостью. Со своейственной мне пробивной способностью устроилась на работу не только сама, но и уговорила нового работодателя принять и моего оператора Мишу. И мы с ним утром приезжали к началу рабочего дня, снимали, монтировали, сдавали сюжет и уезжали обратно домой, а сюжеты демонстрировались в вечернем выпуске городских новостей.Работали мы профессионально, и вскоре наши сюжеты смотрел почти весь город.
Я знала, что в этом городе жила моя многочисленная родня. Баба Куля родилась неподалеку в хуторке Кирсанове, названном в честь нашего предка- первопоселенца. Его основали малороссы, пришедшие на Дон в поисках лучшей доли. Откуда пришли они, доподлинно неизвестно: одни в нашей родне утверждают что из- под Воронежа, другие говорят, что их настоящей родиной был город Богодухов под Харьковом. Вполне возможно, что это были всего лишь этапы их перемещения из Новороссии на земли Войска Донского.
Кирсановка названа по имени Кирсана, что в переводе с греческого означает: златовласый. Кирсаном звали и старшего брата бабушки, который ее вырастил. Отца бабушки звали Руф или Руфон, мать- Секлетинья. Такие редкие греческие имена, возможно, дали им потому, что жили рядом с поселениями греков или батюшка на родине моих предков был грек. По крайней мере, Кирсановка была единственной в округе, и еще одна встречалась мне на побережье Таганрогского залива, где также жили переселенцы- малоросы.
Хуторок был небольшой, располагался он по балочке в голой степи. Воды там не было- только талая от снегов после зимы оставалась в рукотворных прудах, которые рыли сами хуторяне, чтобы поить скотинку. Да роднички по низу балочки били - из них брали воду для питья. Жили в землянках, которые сами соорудили, огородив плетнями из ивы. Семьи были большие: женщины рожали всех детей, которых дал Бог. Но часто дети и умирали от болезней, которые некому было лечить. Умирали и женщины в родах.
Так моя бабушка рано лишилась матери. Отец привел в дом мачеху, прижил с ней младшую дочь Феоклу. И Кулечка — сирота оказалась ненужной мачехе, и ее отдали в семью старшего брата Кирсана нянчить его детей. Сноха, Кирсанова жена, тоже не слишком жалела сиротинку. И росла она, моя бабушка, в окружении племянников: вырастив детей Кирсана, перешла в семью брата Павла, который тоже рано овдовел и нуждался в няньке своим детям. Но сначала она попала в детский дом в городе Камышине, куда по словам родни, ее забрали из семьи Кирсана. Сам ли Кирсан навряд ли решился ее сдать в детдом, скорее всего, она попала туда «по разнарядке»: наверняка по хуторам собирали беспризорников- сирот, и ее загребли под эту марку — может, с подачи снохи, кто знает...
По рассказу дяди Васи, сына Павла Руфовича, его отец ездил за сестренкой в детский дом, вспоминал об этом, как переправлялся на другой берег Дона в районе Калача-на-Дону. Тогда там была переправа, а моста через Дон еше не было. Павел Руфонович и выдавал Акулину замуж за Васю - хлопца из соседней с Кирсановкой, Песчанки. Тоже из семьи малороссов.
Кирсановка перестала существовать после войны, в начале пятидесятых- об этом мне сообщили из областного архива, когда я искала какие-то сведения о малой родине бабушки. Вся бабушкина родня перебралась в большой казачий хутор Вознесенский в пятнадцати верстах от Кирсановки, на берегу речушки Быстрой, которая тут неподалеку и брала свое начало из маленького но бойкого ручейка, что отразилось в ее названии. Здесь бабушкины братья Кирсан, Павел и младший Иван также построили или купили землянки. Жили более чем скромно. А уже их дети потянулись в соседний городок, где была работа на железной дороге, на заводиках, на предприятиях. Менталитет нашей родни: «выбиться в люди» и «жить не хуже других» тянется от первопоселенцев, лелеявших свою мечту о лучшей доле для своих потомков. И почти всем это удалось: гены трудолюбивых и упертых предков помогли пробиться и устроить жизнь «не хуже других», а кому-то и даже лучше.
Так и вышло, что в Морозовске живет большая «диаспора «Ануфриенковцев», потомков Руфа, Пимена и Кирсана -первопоселенцев степных хуторков, облагородивших окрестности нынешнего городка, а потом и сам городок. Морозовск стал городом не так давно: в 1941 году, а до этого был станицей, называвшейся по имени барона фон Таубе — Таубевской, а до этого был тоже маленьким хуторком Морозовым, который позже сросся со станицей и теперь находится в городской черте.
Мало того, в Морозовске живет и моя родня по линии мамы: из рода Поповых и Синяпкиных. Их тоже было очень много. Несмотря на то, что я всегда интересовалась семейной историей, всех своих родственников в лицо я не знала. Более того, я не знала даже о существовании многочисленных дядей и тетей, сестер и братьев- троюродных, четвероюродных и т.д. И Господь приготовил меня к встрече с ними на их территории проживания.
Так случалось, что шла по городу и навстречу мне шли люди, которые были мне родными по крови, а я их просто не знала. Или днем их снимала на камреу, показывала по ТВ, а вечером узнавала, что они мне родня.
...Закончив работу, мы вышли из студии, перешли дорогу и шли по тротуару к машине, стоявшей на стоянке. Навстречу мне бежал годовалый малыш, только научившийся ходить. На тот момент у меня внуков еще не было, хотя очень хотелось их иметь -почти у всех моих подруг уже были. И я молилась Богу и заглядывала в чужие коляски, мысленно примеряя на себя будущее счастье. И вот этот малыш...Он бежал и пошатнулся, чуть не упал, и я не произвольно раскинула руки, чтобы его поймать. И малыш потянулся ко мне, и я подхватила его на руки, чтобы передать бабушке, которые бежала за ним впопыхах, прихрамывая, и не могла догнать его из-за возраста и больных коленочек. Передавая малыша, я узнала женщину: накануне мы общались в социальной сети одноклассников, она тоже была из рода Ануфриенко, и мы выясняли с ней степень родства, но так ни на ч ем и не остановились. А ее внучок — малыш признал во мне родню сразу, без обиняков и расследований. Впоследстстви это подтвердилось: у нас общие корни!
Однажды в лицее номер один снимали сюжет, и надо было записать на камеру синхрон учительницы русского языка и литературы, организовавшей праздник лицея. Директор подвел нас к ней, а она отказалась давать интервью, рассердилась...Мы спешили, время всегда поджимает, уговаривать некогда: прозвенел звоник на урок, который эта учитальница должна вести, и у нас был полный цейтнот... И на нее надавил директор лицея. Я напористо воспользовавшись минутным е е замешательством, просто прицепила ей на кофточку микрофон-петличку и включила камеру. Она сказала то, что нам было нужно.Мы записали.
Сразу поехали монтировать сюжет. Работая с отснятым материалом, мне показалось, что я где-то видела эту женщину, или на кого -то она похожа...Да и голос был такой знакомый...Даже Миша-оператор сказал: она говорит, как Вы. Но я не придала значения. Вечером одна моя сестра из морозовской родни мне позвонила и сказала: «Сейчас показывали лицей по телевизору и нашу Валю. Это ты ее снимала?» Я в ступоре молчала. А та продолжила: «Она тоже наша троюродная сестра.
Я стала рассматривать отснятый материал, и поняла, что эта самая Валя, Валентина Ивановна - учитель русского языка и литературы лицея номер 1, похожа на мою тетю, папину родную сестру. И вслушавшись внимательнее в ее интервью, согласилась с Мишей, что голоса у нас с ней похожи. Не сразу, но мы с ней познакомились поближе. Я поделилась своей идеей написать книгу с рабочим названием «Большая родня», она обещала даже помочь в сборе материала по потомкам деда Кирсана. Ее мама Вера Кирсановна была одной из племянниц моей бабушки, которую она нянчила в младенчестве.
Много было в Морозовске еще разных встреч с родней, обыденных, казусных, и о каждой я обязательно расскажу. Одна такая случилась недавно, два дня назад: я нашла потомков родной сестры моей прабабушки Агриппины Ивановны Синяпкиной из рода Поповых. И этот поиск мне ничего не стоил. Мой троюродный дядя Николай Васильевич Чумаков живет на соседней улице с моей сестрой Ниночкой, с которой я общаюсь много лет, приезжаю к ней в гости с тех пор, как Господь привел меня в Морозовск и дал мне в руки камеру, чтобы запечатлеть и мои личные встречи с родней.
Это, конечно, отдельная история, но счастье, которое я испытала и в этот раз, обретя «новую» старую родню, меня накрыло с головой. Я шла от них по Крупской - улице, по которой ходила старенькая баба Нила- Неонилла Ивановна и будто встретилась там и с ней самой, и будто передала привет двум ее сынам Василию и Георгию и дочери Тосе, которых уже нет в живых. Но они есть на фото в нашем семейном альбоме — семья Чумаковых, черно-белый снимок, переданный на память моей бабушке Татьяне от родной тети Нилы.
Свидетельство о публикации №224020101229