Как казаки русских объединили

Газета "Наше время" от 6 ноября 2015 г.

Что мы празднуем 4 ноября

ЧТО ОТКУДА ВЫТЕКАЕТ...
С 2005 года 4 ноября отмечается как российский государственный праздник.

27 декабря 2004 года был принят закон о Дне народного единства: 327 депутатов проголосовали за, 104 коммуниста — против, двое воздержались. Против закона выступили многие историки, публицисты, обычные граждане. Споры идут до сих пор.

Но в чем загвоздка? Ведь, как объясняли разработчики: «4 ноября 1612 г. воины народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов и продемонстрировав образец героизма и сплоченности всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе».

Может, проблема в том, что мы плохо знаем собственную историю? Абсолютно точно! Потому и хочу вопросить: о каком именно народе идет речь? Исходя из того, что праздник общегосударственный, он должен объединять все народы современной России. Между тем в период Смутного времени как минимум три четверти этих народов знать не знали о «разборках в маленькой Москве». Значительная часть в состав России еще не вошла: Северный Кавказ, часть Сибири, Дальний Восток... Буряты, чукчи, якуты, черкесы, осетины, лакцы, кумыки и прочие - они, что ли, стремились к единству с русским государством? Да они о нем понятия не имели. Присоединенные к тому времени благодаря донскому казаку Ермаку Тимофеевичу сибирские татары, ханты, манси, остяки, вогулы и прочие тоже вряд ли встретили победу над какими-то неведомыми поляками бурными овациями.

Вот и выходит, что по отношению к 1612 году можно говорить лишь о Дне русского национального единства. Да и то - с осторожностью.

Более того: на самом деле праздник следует переименовать в День благодарности донским казакам за спасение и единство России. Что, на мой скромный взор, соответствует восстановлению исторической справедливости.

...И КУДА ОНО ТЕЧЁТ
Чтобы убедиться в этом, гульнем по истории. Великая Смута 1598-1613 годов - время величайшего бардака на Руси, сравнимого  только с гражданской войной в России ХХ века. Междоусобицы, дворцовые интриги, крепостничество, войны и восстания, чудовищное невежество и нищета, борьба с кем попало за что придется…

По совести, раздраю активно способствовали и донские казаки. Южные рубежи Московского царства (Северская земля) граничили с Диким Полем, откуда налетали на Русь крымские татары, ногайцы, казаки запорожские и донские... «Степные рыцари» всегда считались народом вольным, разбойным и бесшабашным - «без царя в голове». Царскую власть казаки и впрямь не особо жаловали:. «Царствуй, царь-государь, в стольной Москве, а мы, казаки - на Тихом Дону», «Руби меня татарская сабля, да не тронь меня царская плеть»...

Иван Грозный решил возвести на южном порубежье засечную черту: рвы, валы, частоколы... На охрану ставил людей отчаянных и до кучи ссылал сюда «воров», что в те времена значило не жулье уголовное, а «политиков» - мятежников и бунтарей, выступавших против законной власти. Здесь же оседали беглые холопы. Особливо в Комарицкой волости, которая подчинялась лично царскому двору и не знала крепостного ига. Во время неурожаев 1601-1603 годов Годунов разрешил тут временно селиться крепостным из центральной части - чтобы, переждав голод, возвращались к хозяевам, иначе силой приведут. Наивный... Тогда и родилась песня: «Ах ты сукин сын, комарицкий мужик, Ты не хочешь свому барину служить...».


НАРОДЕЦ - МАМА, НЕ ГОРЮЙ
Отсюда Смута и пошла - когда в 1603 году в правление Бориса Годунова беглый монах Чудова монастыря Гришка Отрепьев добрался до Польши и выдал себя там за убиенного царевича Димитрия, младшего сына Грозного. Который, будучи мальчонкой, в Угличе случайно на ножик напоролся - насмерть. Годунова подозревали в убийстве царевича, чтобы убрать претендента на трон. Помните пушкинское «И мальчики кровавые в глазах»?

Короче, в октябре 1604-го самозванец  с войском поляков и запорожцев вторгся в Северскую землю. «Воровской народец» охотно шел служить «царю Диме», который раздавал посулы направо и налево. А тут ещё в 1605-м удачно умирает Годунов, и Лжедмитрий венчается на царство в Москве.

Разумеется, верной опорой самозванцу стали донские казаки. Тем паче новый государь решил начать войну с турками, ударить по Азову. Собирал в Ельце оружие, амуницию, мортиры. Но вскоре Димитрия убивают, его сменяет боярин Василий Шуйский. А собранное оружие пригодилось донскому казаку Ивану Болотникову, который поднял восстание против «московской хунты» за честь погибшего царя. Потом рать его разбили, а самого утопили в проруби.

В 1607-м появляется уже Лжедмитрий II. Он оказался большим патриотом России, чем московское боярство, которое свергло Василия Шуйского и спешно признало русским царем... вражеского польского королевича Владислава! Лжедмитрий номер два подымает и «воровской», и служилый, и ремесленный люд, громит поляков. Но его в 1610 году опять же убивает татарская стража. Борьбу продолжает первое русское ополчение, затем второе, к которому присоединилось и донское казачество. Во главе с Мининым и Пожарским ополчение наконец-то освобождает Москву.

Впрочем, ещё вопрос, кто освобождает. Потому что князю Пожарскому польский гарнизон в Кремле сдаваться не собирался. Вот что ответили шляхтичи князю:

«Мы хорошо знаем вашу, московитов, доблесть и мужество, ни у какого народа таких мы не видели, как у вас, – в делах рыцарских вы хуже всех народов других государств и монархий. Мужеством вы подобны ослу или байбаку, который, не имея никакой защиты, принужден держаться норы. Впредь не обращайтесь к нам со своими московскими сумасбродствами».

Не слабо? Но ведь бестолковые русские «воеводы» воевать и впрямь не умели: несколько месяцев только топтались перед Кремлем да переругивались.  Князь Трубецкой не слушал князя Пожарского, Пожарский плевать хотел на Трубецкого, князь Василий Тюфякин вообще этих двоих в упор не видел. Вот такое «единение».…

И тут в дело вступили казаки. Решительным броском они захватили крепость Китай-города, после чего поляки посчитали сопротивление бесполезным и сдались.

А вы до сих пор думаете, что Кремль взяли Минин и Пожарский? Ну-ну... Кстати, о «единении». Вместе с поляками в Кремле скрывались и бояре-предатели, отдавшие трон поляку. «Попов пощадить, но рубить изменников и имать доброе все» — такое решение приняли донские казаки на сходе. Однако князь Пожарский защитил бояр от казачьей расправы. Романовы, Мстиславские, Воротынские были признаны пленниками. Это же бояре, а не холопы какие-то.


ЧТО ПРАЗДНУЕМ, РОССИЯНЕ?
За отвагу князь Пожарский рассчитался с донцами не щедро. Атаманы получили по семь рублей, есаулы — по шесть, рядовые казаки — по пять. Желающим раздали ценное польское оружие. Для сравнения: хороший конь из Московии стоил два рубля, башкирский — от 6 до 10 рублей, за арабского платили всю сотню.

Эта жадность аукнулась князю Пожарскому позже, на Земском соборе в январе 1613 года, когда развернулась борьба вокруг царского престола. Претендентов было с десяток, но наиболее вероятными считались сам Дмитрий Пожарский и шведский принц Карл Филипп (если бы принял православие): Швеция была союзницей России, настроенной анти-польски.

Однако донскому казачеству нужен был «свой» царь, которому они бы доверяли и который считался бы с их мнением. Поэтому они выбрали захудалый род Романовых - 16-летнего Михаила, сына митрополита Филарета (Федора Романова); сам Филарет находился в польском плену.

Всё свершилось быстро. Одни казаки утром ворвались в Кремль, другие окружили дворцы князей Пожарского и Трубецкого. На всех выездах из Москвы дежурили конные казачьи разъезды. Боярам в Кремле атаманы объявили, что «на граде Москве и всея Русии царствовати государю и великому князю Михайло Федоровичу». По легенде, после сих слов один из атаманов положил на стол «атаманскую отписку» с требованием утвердить на престоле отрока Михаила Романова, а сверху небрежно швырнул обнаженную саблю.

И воцарился «на земли мир, в человецех благоволение»... Стабильность.

Только какая «стабильность», когда были утрачены Смоленск, значительная часть Карелии, вскоре Русь потеряет и выход к Балтийскому морю, отдаст Швеции Новгород, Старую Руссу, Ладогу и другие города? После Смуты во многих уездах размер пашни сократился в 20 раз, а численность крестьян - в 4 раза - это «стабильность»? По всей Московии долго шастали безнаказанно польские шайки пана Лисовского, чуть не разбившего войско самого Пожарского, гетмана Сагайдачного, в 1618-м штурмовавшего Москву…

Что празднуем, россияне? Почему отмечаем как День народного единства 4 ноября 1612 года, если Смута окончилась только в 1613-м? Разумнее хотя бы созыв Великого Земского собора - всесословного собрания в Кремле. Да мало ли что разумнее! Но на Земском соборе был избран Государь Всея Руси. Вот и получится, что вроде как чествуем монархию Романовых. Коммунистам обидно, да и демократам. Вот и выбрали ни нашим, ни вашим…


Рецензии
Ну, вот, напрашивается, мол, как утвердим праздник
по какой-либо дате окончания смуты, так и у нас, ребята,
всё пойдёт иначе...
Да, Александр, вы правы, день 4-го ноября
по нынешним настроениям-не красный день календаря...
А ещё нынче появился, на мой несовершенный взгляд обывателя,
несколько фривольный стиль в освещении истории давно минувших дней.
К примеру, с экрана ТВ бывший министр культуры по-свойски похлопывает
по плечу государственных деятелей Российской империи.

Как-то не надеются просветители на свой народ,
наверное, мол, всё им разжуй,
а то по фактам сделают не те выводы...
Всего доброго, Александр.

Зоя Чепрасова   04.02.2024 12:21     Заявить о нарушении
Ну, Зоя, насчёт несколько фривольного стиля - в этом я ничего криминального не вижу. Это - вообще литературная (публицистическая, политическая) традиция.

В нашем Отечестве навскидку можно вспомнить Алексея Константиновича Толстого - ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА РОССИЙСКОГО ОТ ГОСТОМЫСЛА ДО ТИМАШЕВА.

Или - Всеобщая история, обработанная «Сатириконом».

А в целом - конечно, народу в широком смысле - не худо разъяснять, растолковывать, излагать свою точку зрения. Примет он её или нет - дело другое.

Тем более что народ состоит из разных людей, личностей. Каждый воспринимает информацию по-своему. "Народ ваабче", народность, этнос - это этнография, это ни о чём. С точки зрения интеллектуального воздействия - в целом на народ воздействовать невозможно. На значительную часть людей - да, особенно во дни каких-то шоковых событий (революции, войны и проч.). И всё равно - даже в этом случае народ не бывает единым. Иначе откуда возникают гражданские войны, коллаборационизм и прочее?

Фима Жиганец   04.02.2024 13:26   Заявить о нарушении
Александр, если попробовать отделить "зерна от плевел",
в Вашей публикации что является достоверным, а что - публицистическим, литературным вымыслом?
Разъясните, пожалуйста, мне - любопытствующему из народа, Вашу точку зрения.
Чтобы я смог ее принять, или не принять.

Сергей Васильевич Королёв   07.02.2024 12:15   Заявить о нарушении
Сергей, в целом всё достоверно - и даты, и события. Там, где есть сомнения, я так и пишу - "по легенде".

Фима Жиганец   07.02.2024 17:55   Заявить о нарушении